Судебная практика

Постановление апелляции от 2009-09-25 №А21-4212/2009. По делу А21-4212/2009. Российская Федерация.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

http://13aas.arbitr.ru

Постановление

г. Санкт-Петербург

25 сентября 2009 года

Дело №А21-4212/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:



председательствующего Горбачевой О.В.

судей Будылевой М.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9949/2009) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гвардейском районе Калининградской области на Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2009 по делу № А21-4212/2009 (судья Сычевская С.Н.), принятое

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гвардейском районе Калининградской области

к ООО “Бест транспортные системы“

о взыскании финансовых санкций

при участии:

от истца (заявителя):не явился, извещен

от ответчика (должника): не явился, извещен



Установил:

Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Бест транспортные системы» (далее – ООО «Бест транспортные системы», общество) штрафных санкций в сумме 8 609, 10 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением от 15.06.2009 требования удовлетворены частично. С общества взыскан штраф в сумме 500 руб.

Управление, не согласившись с Решением суда в части снижения размера штрафных санкций, в силу п.3 ст. 114 НК РФ, направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить судебный акт в части отказа во взыскании штрафа в сумме 8 190,10 руб., в указанной части принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при снижении штрафа не учтено - то обстоятельство, что несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета приводит к несвоевременному учету начисленных страховых взносов на лицевые счета граждан.

В судебное заседание представители сторон не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Пенсионным фондом представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, обществом отзыв не представлен.

Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части ( п. 2 ст. 268 АПК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ № 36 от 28.05.2009).

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке в пределах доводов жалобы.

Как следует из материалов, общество, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, 10.03.2009 представило в Фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год, т.е. с нарушением срока, установленного пенсионным законодательством, до 01.03.2009.

Управлением, в связи с допущенным обществом нарушением, составлен акт от 10.03.2009 № 6-15 (л.д.6) и принято Решение от 06.04.2009 № 4 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 10 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 8 609,10 руб.. (л.д.7).

06.04.2009 Управлением Пенсионного фонда в адрес общества выставлено требование № 4 о добровольной уплатите штрафа в размере 8 609,10 рублей (л.д.8).

Поскольку требование Управления в добровольном порядке Обществом не исполнено, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа.

Суд первой инстанции, установив правомерность привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 8 609, 10 руб., снизил размер штрафных санкций на основании п.3 ст. 114 НК РФ.

Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 4 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии со статьей 14 того же нормативного акта страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В пункте 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрена обязанность страхователя представлять один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. В данной статье также предусмотрена обязанность страхователя представлять сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

В соответствии со статьей 17 названного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Суд первой инстанции, установив в действиях Общества состав вмененного правонарушения (факт предоставления обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с нарушением срока, подтверждается актом проверки, протоколом ведомости уплаты страховых взносов от 10.03.2009, и не оспаривается Обществом), а также то, что размер штрафа определен Управлением в соответствии с требованиями статьей 17 Закона № 27-ФЗ, исходя из суммы платежей, подлежащих уплате обществом за отчетный период – 2008 год, снизил размер санкций на основании п.3 ст. 114 НК РФ до суммы 500 рублей.

В статье 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень не является исчерпывающим.

Согласно п. 4 указанной нормы обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.

Статьей 114 НК РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.

Налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.

Возможность применения норм Налогового кодекса РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.03г. № -167 ФЗ, указывающей на то, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, законодательства РФ о налогах и сборах и т. д.

Согласно разъяснений ВАС РФ и ВС РФ, изложенных в п. 19 Постановления Пленума от 11.06.1999 N 41/9, п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения и т.д.) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом руководствуется принципами справедливости и соразмерности.

Из материалов дела следует, что ответчик привлекается по вмененному правонарушению впервые.

Указанное обстоятельство оценено судом первой инстанции на основании статьи 71 АПК РФ во взаимосвязи с остальными доказательствами по делу и признано смягчающим.

При таких обстоятельствах доводы Управления о несоразмерном снижении штрафные санкции, отклоняется апелляционным судом.

Таким образом, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь п. 3 ст.114 НК РФ, снизил размер штрафных санкций до 500 руб., в связи с чем, у апелляционного суда не имеется правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 июня 2009 года по делу № А21-4212/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

Н.И. Протас