Судебная практика

Решение от 24.12.2008 №А56-45521/2008. По делу А56-45521/2008. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

24 декабря 2008 года Дело № А56-45521/2008

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Троховой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ухановой В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ООО “Ника“

заинтересованное лицо - Межрайонная ИФНС России №11 по Санкт-Петербургу



о признании незаконным постановления от 24.09.2008 №23-11/22867

при участии

от заявителя – не явился, извещен

от заинтересованного лица – Саманта И.Л. по доверенности от 09.01.2008 №05-13/00014

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ника» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Межрайонной ИФНС России №11 по Санкт-Петербургу (далее–инспекция) от 24.09.2008 №23-11/22867 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился. В соответствии со статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

Представитель инспекции возражает против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Заявление рассмотрено по имеющимся в деле материалам и доводам, изложенным представителем инспекции в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, инспекцией 04.09.2008 проведена проверка выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон о ККТ) в принадлежащем Обществу маршрутном такси, гос.номер ГАЗ322132 АК 53478, следующем по коммерческому маршруту №180-К, от ул.Репина до Смольного.



В ходе проверки установлен факт осуществления денежных расчетов с двумя пассажирами при оказании услуг по перевозке в общей сумме 44 руб. без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи документа строгой отчетности, о чем составлен акт от 04.09.2008 №015930.

Определением инспекции от 04.09.2008 №178/015930 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении.

Должностным лицом инспекции 17.09.2008 в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении №355/015930, в котором отражен факт осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи документа строгой отчетности.

Постановлением инспекции от 24.09.2008 №23-11/22867 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной в статье 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Полагая, что событие правонарушения отсутствует, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Статьей 14.5 Кодекса предусмотрена ответственность в виде взыскания административного штрафа за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В соответствии со статьей 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять ККТ. Осуществление таких расчетов без применения ККТ допускается при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 данного Закона организации согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности.

Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники. При этом, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут установленную статьей 14.5 КоАП РФ ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.

Факт невыдачи Обществом бланков строгой отчетности (билетов) установлен инспекцией в результате действий, представляющих собой по существу проверочную закупку. В подтверждение факта невыдачи на руки билетов пассажирам, налоговым органом представлены: акт проверки от 04.09.2008 №015930 (л.д.18-19), объяснительная водителя Дзаурова С.С. от 04.09.2008 (л.д.20) и протокол об административном правонарушении от 17.09.2008 №355/015930 (л.д.15-16), из которых следует, что пассажирами, не получившими проездные билеты, являлись представители налогового органа, ими лично произведен и расчет за проезд.

Между тем, проверочная закупка, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-I “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Между тем проверочная закупка в силу Закона N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Следовательно, доказательства нарушения Обществом статьи 14.5 КоАП РФ получены налоговым органом с нарушением Федерального закона № 144-ФЗ, а потому они не могут быть использованы в деле об административном правонарушении. Иных доказательств, подтверждающих факт совершения Обществом правонарушения, налоговым органом не представлено.

При таких обстоятельствах оспариваемое Постановление является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Межрайонной ИФНС России №11 по Санкт-Петербургу от 24.09.2008 №23-11/22867 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ника».

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Трохова М.В.