Судебная практика

Решение от 09.09.2009 №А05-12460/2009. По делу А05-12460/2009. Архангельская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации Решение

09 сентября 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-12460/2009

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой *.*. , рассмотрев в судебном заседании (протокол вела секретарь судебного заседания Дементьева *.*. ) дело по заявлению открытого акционерного общества «Жилфонд» об оспаривании постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании представителя административного органа Циммерман *.*. (доверенность от 11.01.2009),

Установил:

ОАО «Жилфонд» (далее также – заявитель, общество) оспаривает Постановление государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ГЖИ, административный орган) от 11 августа 2009 года № 197 по делу об административном правонарушении, ссылаясь на следующее.



Требование ГЖИ о заключении договора на обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) и периодические проверки дымоходов, вентиляционных каналов помещений, в которых находятся газовые приборы, со специализированной организацией противоречит антимонопольному законодательству. Общество имеет специалистов, допущенных в установленном законодательством порядке к выполнению указанных работ, специального разрешения (лицензии) для их проведения не требуется, для выполнения срочных аварийных работ заявитель заключил договор на аварийное обслуживание.

Обществом приняты меры по устранению нарушений в содержании и ремонте дома. 24 июля 2009 года по инициативе заявителя проведено общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, на котором принято Решение о включении дополнительных работ в перечень к договору и их финансировании. Заявителем выполняются обязанности по договору управления, в подтверждение чего представлен перечень работ, выполненных в июне-августе 2009 года. Нарушения, перечисленные в акте 25.06.2009, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, устранены.

В отзыве административный орган не согласился с заявлением. Полагает, что заявитель не может считаться специализированной организацией, допущенной к обслуживанию ВДГО, поскольку не является газораспределительной организацией. Довод заявителя об обязанности выполнять только работы, предусмотренные договором, не состоятелен, так как в силу договора он обязан осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. Устранение выявленных нарушений свидетельствует о наличии у общества возможности соблюдения требований законодательства.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, извещённого надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель административного органа не согласился с заявлением.

Исследовав доказательства, заслушав представителя административного органа, суд Установилследующие обстоятельства.

В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 1.06.2008 заявитель является управляющей организацией для дома № 37-А по ул. 3-я Красноармейская в г. Котласе.

Котласской межрайонной прокуратурой в ходе проверки, проведённой 25.06.2009 по жалобе жильца указанного дома, выявлены следующие нарушения в его содержании:

неисправность конька кровли;

неисправность шиферной кровли (сколы, трещины) отдельными местами;



неисправность ходового трапа по коньку (гниль, разрушение);

наличие строительного мусора на кровле;

нарушение штукатурки, наличие трещин в печных дымоходах в чердачном помещении отдельными местами;

неисправность оголовков печных труб (трещины, нарушения штукатурки) местами с дворового фасада;

не закреплена антенна на кровле в районе второго подъезда с дворового фасада;

разрушение цоколя (трещины, сквозные отверстия, выпирание из стены) с главного фасада дома со стороны первого подъезда и с дворового фасада дома со стороны второго подъезда;

просадка отмостки по периметры с главного фасада дома;

не открыты продухи в цокольной части дома для вентиляции подпольного пространства;

густые заросли дикорастущих деревьев с главного фасада дома;

отсутствие наруж Ф.И.О. клетке второго этажа, второго подъезда;

дверное полотно при входе во второй подъезд не входит в притвор;

неисправность внутренних и наружных крышек выгребных ям, переполнение выгребов;

не закрыт на замок люк выхода в чердачное помещение во втором подъезде;

отсутствует договор со специализированной организацией на техническое обслуживание ВДГО;

отсутствует договор со специализированной организацией на периодические проверки дымоходов, вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы.

По итогам проверки составлен акт от 25.06.2009, в котором отражены указанные нарушения в содержании дома.

Котласским межрайонным прокурором 16.07.2009 вынесено Постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заместителем начальника административного органа 11.08.2009 вынесено Постановление № 197 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов в виде штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с Постановлением, заявитель оспорил его в суде.

Суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьёй 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем наличие вышеуказанных недостатков в содержании и ремонте дома № 37-А по ул. 3-я Красноармейская в г. Котласе.

Согласно статье 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников жилых помещений отнесено принятие решений о ремонте общего имущества многоквартирного дома. Вместе с тем в силу статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 10 Правил и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Кроме того, на основании пункта 2.1.1 договора управления многоквартирным домом от 1.06.2008 (новый договор заключён 24.07.2009) заявитель обязуется осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями договора и действующим законодательством, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, в том числе названными Правилами.

Таким образом, отсутствие решения общего собрания собственников имущества по вопросам текущего и капитального ремонта не освобождает управляющую организацию от соблюдения тех общеобязательных требований, которые согласно действующему законодательству направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.

Приложением 4 к Правилам определён перечень работ по содержанию многоквартирных жилых домов. По смыслу данной нормы мелкий ремонт печей, уборка мусора отнесены к работам текущего характера и не требуют решения собственников об их проведении. Обеспечение запорными устройствами чердачных люков, мелкий ремонт окон и входных дверей, также не отнесены Правилами к работам капитального характера.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что он не обязан заключать договор на обслуживание ВДГО со специализированной организацией, так как имеет в штате соответствующих специалистов, а, значит, сам является такой организацией.

В силу п. 5.5.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна, помимо прочего, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения. Другой порядок технического обслуживания внутренних устройств газоснабжения не предусмотрен.

Согласно пункту 95 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд»:

«поставка газа» - выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединённые) сети, определённой в установленном порядке;

«внутридомовое газовое оборудование» - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключённые к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учёта газа;

«специализированная организация» - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

В силу статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях.

Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Доказательств того, что ОАО «Жилфонд» является газораспределительной организацией, осуществляющей эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием, в материалы дела не представлено.

Относительно ссылки заявителя на Решение арбитражного суда от 1 июня 2009 года по делу № А05-3602/2009 суд отмечает следующее. В оспариваемом постановлении кроме указания на отсутствие договора со специализированной организацией на периодические проверки вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, приведены иные нарушения правил содержания и ремонта жилого дома. По смыслу статьи 7.22 КоАП РФ любое нарушение правил содержания и ремонта жилых домов является основанием для привлечения к административной ответственности.

Ссылку заявителя на Постановление мирового судьи от 5 декабря 2008 года по делу № 4-805/08 суд отклоняет. Данный судебный акт не является обязательным для арбитражного суда, поскольку в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязательным является вступившее в законную силу Решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу лишь по вопросам об обстоятельствах, установленных Решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Устранение заявителем перечисленных в акте от 25.06.2009 нарушений не момент принятия оспариваемого постановления является смягчающим обстоятельством, но не может служить основанием для освобождения от административной ответственности.

Материалами дела подтверждается виновность заявителя в совершении правонарушения. У него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушений КоАП РФ при производстве по делу административным органом не допущено. Право прокурора возбуждать дело об административном правонарушении предусмотрено статьёй 28.4 КоАП РФ. Законный представитель организации извещен прокуратурой о вынесении постановления, права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, ему разъяснены. В постановлении он признал правонарушение частично, копию постановления получил. Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя организации, надлежащим образом извещённого о таком рассмотрении. Право заместителя начальника государственной жилищной инспекции рассматривать дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.22 КоАП РФ, предусмотрено статьёй 23.55 Кодекса.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для отмены оспариваемого постановления.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

в признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области от 11 августа 2009 года № 197 «по делу об административном правонарушении», вынесенного в отношении открытого акционерного общества «Жилфонд», зарегистрированного 25.12.2007 за основным государственным регистрационным номером 1072904001554, находящегося по адресу г. Котлас ул. 28-й Невельской дивизии, 6а, отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение десяти дней со дня принятия.

Судья

*.*. Меньшикова