Судебная практика

Решение от 2009-12-25 №А51-20735/2009. По делу А51-20735/2009. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-20735/2009

25 декабря 2009 года

Резолютивная часть была оглашена и оформлена судом в судебном заседании 23 декабря 2009 года.

Изготовление решения в полном объеме откладывалось в соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ.

Судья Арбитражного суда Приморского края Н.Н.Куприянова

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Арсеньевой

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Дальнегорска

к Отделу государственного пожарного надзора г.Дальнегорска УГПН ГУ МЧС России по Приморскому краю

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания № 519 от 21.10.2009



При участии в заседании :

от Заявителя : не явился, извещен, ходатайство

от Административного органа : не явился, извещен

Установил:

Рассматривается заявление Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» г.Дальнегорска ( далее по тексту Заявитель, Учреждение, Школа № 21) о признании незаконным и отмене Постановления Отдела государственного пожарного надзора г.Дальнегорска УГПН ГУ МЧС России по Приморскому краю № 519 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности к юридическому лицу от 21.10.2009.

Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Административный орган в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении спора в отсутствие своего представителя, предъявленные требования не признает.

Учитывая надлежащее извещение сторон суд, руководствуясь статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие представителей сторон.

Из материалов дела судом установлено :

08.10.2009 года, в 11 часов 34 минуты на пункт связи 37-Пожарной части по охране города Дальнегорска поступило сообщение от гражданки Суходуловой Т.Г. по телефону 31747 о загорании битума на территории МОУ СОШ № 21 г. Дальнегорска по ул. Осипенко д. 22



Протоколом осмотра места происшествия было установлено, что на территории школы в 5 метрах от здания школы была установлена 200- литровая металлическая бочка, облитая по кругу битумом . На бочке находится металлический лист, не закрывающий полностью отверстие бочки.

Из пояснений лиц, ответственных за пожарную безопасность школы и очевидцев пожара, было установлено, что вследствие протекания крыши школы руководителем МОУ СОШ № 21 г. Дальнегорска было дано распоряжение заделать швы на кровле здания для чего были проведены огневые работы, при осуществлении которых взорвался битум и произошел пожар, то есть на территории МОУ СОШ № 21 г.Дальнегорска были нарушены требования пожарной безопасности, а именно:

не обеспечена система пожарной безопасности на объекте (п. 4,10 ППБ 01-03);

не установлен соответствующий противопожарный режим при проведении огневых работ (п. 15 ППБ 01-03)

Данный факт послужил основанием для составления Протокола № 519 об административном правонарушении требований пожарной безопасности юридическим лицом от 13 октября 2009 года с участием директора школы В.И.Язвенко, который согласился с составленным протоколом и вмененным административным правонарушением.

На основании Протокола об административном правонарушении требований пожарной безопасности юридическим лицом от 13.10.2009 № 519, материалов проверки Административным органом 21 октября 2009 года было вынесено Постановление № 519, согласно которому МОУ СОШ № 21 г.Дальнегорска было признано виновным в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ для юридических лиц, и на него наложен административный штраф в размере 10.000 руб.

Не согласившись с Постановлением Административного органа от 21.10.2009 № 519 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным, поскольку полагает, что Административный орган нарушил сроки составления протокола и отсутствует событие административного правонарушения, поскольку Школа обеспечена системой пожарной безопасности ; установлена АПС и система оповещения людей при пожаре; установлены ответственные лица за пожарную безопасность.

Исследовав материалы дела, проанализировав законность оспариваемого постановления в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ, суд не находит предъявленные требования правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения также организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313; Нормах пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323.

Пунктом 1 ППБ 01-03 определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд считает доказанным факт совершения Заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку пунктом 4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации», руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

При этом, пунктом 10 ППБ 01-03, определено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В силу требований пункта 15 Правил ППБ 01-03 в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в данном случае : порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

Как следует из материалов дела Заявителем не был регламентирован распорядительными документами порядок проведения временных огневых работ, что явилось следствием возникновения пожара .

При таких обстоятельствах суд полагает, что в действиях Школы содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как следует из текста заявления, Школа полагает, что Административным органом нарушен срок составления протокола .

Действительно, Протокол об административном правонарушении составлен Отделом 13.10.2009, однако несоблюдение административным органом установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола само по себе не является безусловным основанием для признания незаконным вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Представленные Заявителем доказательства, свидетельствующие о том, что Школа обеспечена системой пожарной безопасности ; установлена АПС и система оповещения людей при пожаре; установлены ответственные лица за пожарную безопасность, не могут повлиять на существо рассматриваемого спора, поскольку Заявитель привлечен к ответственности за конкретное действие ( бездействие), которое повлекло возникновение пожара .

Суд также проверил соблюдение Административным органом процессуальных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и не Установилнарушений.

Согласно п. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что Решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 и 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» г.Дальнегорска о признании незаконным и отмене Постановления Отдела государственного пожарного надзора г.Дальнегорска УГПН ГУ МЧС России по Приморскому краю № 519 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности к юридическому лицу от 21.10.2009, отказать .

Возвратить Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 21» г.Дальнегорска излишне уплаченную в федеральный бюджет платежным поручением № 33 от 29.10.2009 года через РКЦ г.Дальнегорск Банк России по Приморскому краю государственную пошлину в сумме 2000 ( две тысячи) рублей.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока, если не подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд .

Судья Н.Н. Куприянова