Судебная практика

Решение от 2009-12-25 №А35-11246/2009. По делу А35-11246/2009. Курская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ул. К.Маркса, 25 г. Курск 305004

Именем Российской Федерации Решение г. Курск Дело № А35-11246/2009

25 декабря 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22.12.2009. Полный текст решения изготовлен 25.12.2009.

Судья арбитражного суда Курской области Морозова *.*. , при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Сеймского административного округа г. Курска

к ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: Михайлова *.*. – служебное удостоверение ТО №072250 от 18.12.2008; от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, уведомлен;

Прокурор Сеймского административного округа г. Курска обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении к административной ответственности ОАО «Мобильные ТелеСистемы» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).



Представитель заявителя в заседании поддержала заявленное требование в полном объеме, согласно доводов, изложенных в заявлении.

Представитель ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в заседание не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом, возражал пртив удовлетворения требований заявителя согласно доводов отзыва.

На основании ст. 123, ч. 3 ст. 156, ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Выслушав мнения представителя заявителя и изучив материалы дела, арбитражный суд Установилследующее.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027700149124, место нахождения: Россия, 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4.

28.10.2009 прокурором Сеймского административного округа г.Курска в соответствии с заданием прокуратуры города Курска от 15.10.2009 года № 12/2~193в-2009 проведена проверка законности использования Государственным научным учреждением Всероссийского научно-исследовательского института земледелия и защиты почв от эрозии Российской академии сельскохозяйственных наук земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, и распоряжения ими. В результате данной проверки, установлено, что ОАО «Мобильные Геле Системы» на основании Договора № 4 на передачу в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления от 01.01.2009, заключенного с ГНУ ВНИИЗ и ЗПЭ Россельхозакадемии, занимает помещение площадью 11 кв.м., а также площадь на крыше здания размером 24,6 кв.м. но адресу г. Курск, ул.К.Маркса, 70/6 без надлежаще оформленных документов, согласованных в установленном порядке с Росимуществом и его Территориальным управлением по Курской области.

На основании указанного постановления Прокурор Сеймского административного округа г.Курска просит привлечь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 28.4 КоАП РФ предусмотрено право прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом. При этом прокурором выносится Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно соответствовать в отношении содержания и сроков его вынесения требованиям, предъявляемым на основании статей 28.2 и 28.5 КоАП РФ к протоколу об административном правонарушении.

Постановление Прокурора Сеймского административного округа г.Курска о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2009 в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» содержит необходимые для протокола об административном правонарушении сведения. Таким образом, указанное Постановление прокурора соответствует требованиям статей 28.2 и 28.5 КоАП РФ.



Имущество ГНУ ВНИИЗ и ЗПЭ Россельхозакадемии закреплено за учреждением на праве оперативного управления, в соответствии с договором с Россельхозакадемией от 25.08.2006 № 3.10 и дополнительным соглашением № 1 от 24.10.2007.

На основании п. 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 на основании обращений ГНУ ВНИИЗ и ЗПЭ Россельхозакадемии от 20.03.2008 № 01-08/87, а также от 23.06.2008 № 01-08/62 по состоянию на 30.07.2008 территориальным управлением Росимущества в Курской области проведена экспертиза представленных ГНУ ВНИИЗ и ЗПЭ Россельхозакадемии карт сведений об объектах недвижимости, движимого имущества и документов, подтверждающих приобретение указанного имущества. По результатам экспертизы принято Решение о присвоении объектам учета реестровых номеров. Все имущество внесено в реестр федерального имущества.

Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества, в соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 297 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Частью 3. ст. 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23.08.1996 (далее Закон №127-ФЗ) закрепляет, что научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

Государственные научные организации, учрежденные Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими. находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое.

Часть 5 ст. 5 Закона №127-ФЗ указано, что организации, подведомственные государственным академиям наук, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, передаваемым указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами.

Организации, подведомственные государственным академиям наук, имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей государственной академии наук, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.

В соответствии с пп. «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственность осуществляет Правительство Российской Федерации.

В число полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с п. 5.17.1. Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» входит согласование сделок с недвижимым имуществом.

Пункт 4 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» закрепляет, что федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В соответствии с п.1 раздела II Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курской области, утвержденного приказом ФАУФИ от 01.02.2005 № 37, действовавшего до 05.03.2009, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Курской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Таким образом, функцию согласования сделок с недвижимым имуществом в Курской области осуществляет Территориальное управление ФАУГИ в Курской области.

Материалами настоящего дела подтверждено, что Российской академией сельскохозяйственных наук принято Решение о разрешении сдавать в аренду в 2009 году сроком до одного года без права выкупа и отчуждения временно неиспользуемые помещения общей площадью 2200 кв.м. в здании ГНУ ВНИИ земледелия и защиты почв от эрозии Россельхозакадемии, о чем письменно 07.11.2008 исх. № 13-06/110 уведомлен директор института.

Вместе с тем, Территориальное управление ФАУГИ в Курской области в указанный период времени не давало согласия на заключение договоров аренды, о чем свидетельствует информация Территориального управления ФАУГИ в Курской области от 26.10.2009 года № 01-01-05/1581.

При этом без согласования с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Курской области, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении института, ГНУ ВНИИЗиЗПЭ Россельхозакадемии в лице директора Черкасова *.*. 01.01.2009 заключен договора аренды с Открытым Акционерным Обществом «Мобильные ТелеСистемы» в лице технического директора филиала ОАО «МТС» в Курской област Ф.И.О. действующего на основании доверенности № 0653/08 от 15.05.2008 и старшего бухгалтера группы учета и контроля филиала ОАО «МТС» в Курской области Ф.И.О. действующей на основании доверенности 0453/08 от 01.04.2008. Предметом договора является нежилое помещение, площадью 11 кв. м. и часть поверхности крыши площадью 24.6 кв.м. в здании, расположенном по адресу: 305021, г. Курск, ул. Карла Маркса, 70-Б, лабораторный корпус, комн. № 18. Общая площадь арендуемых помещений составляет 35,6 кв. м. Сумма ежемесячной арендной платы по указанному договору составила 9256,00 рублей.

В соответствии с актом приема-передачи нежилого помещения в аренду от 01.01.2009 к договору аренды от 01.01.2009 № 4 Арендодатель ГНУ ВНИИЗиЗПЭ Россельхозакадемии передал, а арендатор ОАО «МТС» принял в аренду указанные помещения.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в 2009 году постоянно использовало имущество федеральной собственности, находящееся в оперативном управлении ГНУ ВНИИЗиЗПЭ Россельхозакадемии, о чем свидетельствуют Платежные поручения о внесении арендной платы по договору от 01.01.2009 года на счет получателя УФК по Курской области (ГНУ ВНИИЗ и ЗПЭ Россельхозакадемии Л/С 03441122400) (л.д. 28-43).

Таким образом, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» использовало недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью и находящееся в оперативном управлении ГНУ ВНИИЗ и ЗПЭ Россельхозакадемии, без согласия собственника в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Курской области.

Частью 2 ст. 7.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физическою или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ обязанность по соблюдению требований действующего законодательства при заключении договора возложена в равной степени на все стороны договора.

Прокурором Сеймского административного округа г. Курска установлено, что ОАО «МТС» осознавало необходимость согласия собственника объекта нежилого фонда в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Курской области на использование объекта недвижимости федеральной собственности на основании договоров аренды. Директором филиала ОАО «МТС» Смирновым *.*. 26.01.2009 в адрес директора ГНУ ВНИИЗ и ЗПЭ Россельхозакадемии Черкасова *.*. направлен запрос о предоставлении документов, в том числе подтверждающих наличие согласования решения Россельхозакадемии о предоставлении в аренду площадей с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Документов, подтверждающих согласие собственника на совершение указанной сделки, государственным учреждением по указанному запросу представлено не было.

В договор аренды от 01.01.2009 ОАО «МТС» 25.02.2009 внесены замечания на визовый экземпляр ОАО «МТС» о непредставлении ГНУ ВНИИЗ и ЗПЭ Россельхозакадемии согласования федерального органа исполнительной власти решения Россельхозакадемии о возможности сдачи в аренду имущества федеральной собственности, находящегося в оперативном управлении. Осознавая отсутствие надлежаще оформленных документов на использование объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, ОАО «МТС» продолжает использование указанного объекта до настоящего времени. Из изложенного следует, что ОАО «МТС» имело возможность для соблюдения установленных законодательством требований.

Следовательно, из вышеперечисленного усматривается вина Общества во вменяемом административном правонарушении и как следствие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, поскольку доказательств принятия Обществом всех возможных мер для предотвращения совершения правонарушения суду не представлено, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.

При этом безосновательны ссылки Общества на тот факт, что последнее не может нести ответственность за действия (бездействия) арендодателя, а также ссылки на статьи 6, 7 Федерального закона «О связи» №ФЗ-126 от 07.07.2003, поскольку документальных доказательств указанному суду не представлялось.

Таким образом, 28.10.2009 прокурором Сеймского административного округа г.Курска установлено, что открытым акционерным обществом «Мобильные ТелеСистемы» допущено использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов по адресу г. Курск, ул. К.Маркса, 70/6, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится Постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела законному представителю юридического лица при составлении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 11.11.2009 были разъяснены права, о чем свидетельствует его подпись в постановлении, копия постановления была вручена, о чем свидетельствует подпись последнего (л.д. 13).

Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного.

Суд полагает, что при таких обстоятельствах имеются основания для привлечения ОАО «Мобильные ТелеСистемы» к административной ответственности.

В силу статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

На основании статьи 4.2 КоАП РФ, судом принят во внимание факт не привлечения ранее ОАО «Мобильные ТелеСистемы» к административной ответственности, в связи с чем, полагает возможным применить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.

На основании статей 17, 29, 167-170, 176, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Привлечь Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы», зарегистрированное в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027700149124, расположенное по адресу: Россия, 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4., к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.

Обязать Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:

ИНН 4629025430;

КПП 463202001;

счет № 40101810600000010001;

УФК РФ по Курской области (прокуратура Курской области); Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области

КБК 41511690000000000140;

ОКАТО 38401000000.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить исполнительный лист для взыскания с Открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» административного штрафа в сумме 20 000,00 рублей судебному приставу-исполнителю.

Настоящее Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.

Судья *.*. Морозова