Судебная практика

Решение от 25 декабря 2009 года № А60-58323/2009. По делу А60-58323/2009. Свердловская область.

Решение

г. Екатеринбург

25 декабря 2009 года Дело №А60-58323/2009-С 9

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2009 года

Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи *.*. Воронина при ведении протокола судебного заседания судьей *.*. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

открытого акцимонерного общества «Билимбаевский рудник»

к Региональному отделению ФСФР России в Уральском федеральном округе

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: *.*. Куличков, генеральный директор, протокол общего собрания от 21.03.2008 г., *.*. Гордынчук, представитель по доверенности от 16.12.2009 г.;



от заинтересованного лица: *.*. Набока, представитель по доверенности № 30 от 05.11.2009 г.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Открытое акционерное общество «Билимбаевский рудник» (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения в Уральскому федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам (Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе, Отделение) от 05.11.2009 г. № 62-09-471/пн о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 700000 руб. за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

По мнению заявителя, нарушение срока раскрытия информации на три рабочих дня является малозначительным правонарушением.

Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе с доводами заявителя не согласно, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения и обоснованность применения наказания в виде штрафа.

Рассмотрев материалы дела, суд

Установил:

Отделением проведена проверка соблюдения обществом законодательства о рынке ценных бумаг, которой установлено нарушение срока раскрытия информации в форме ежеквартального отчета, представленного обществом в регистрирующий орган 19.08.2009 г. вместо установленного законом срока до 14.08.2009 г.

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2009 г. № 62-09-717/пр-ап о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), и Постановлением от 05.11.2009 г. № 62-09-471/пн на общество за данное нарушение наложен штраф в размере 700000 руб.

Согласно части 2 статьи 15.19 Кодекса нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.



Обязанность эмитента, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих размещение эмиссионных ценных бумаг, обеспечить возможность доступа любым потенциальным владельцам к информации до приобретения ценных бумаг, установлена статьями 23 и 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», согласно которым под раскрытием информации о ценных бумагах понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам, независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) установлено, что открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Состав, порядок и срок и обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежемесячного отчета эмитента ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также требование к порядку раскрытия эмитентом иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам, установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н (далее - Положение).

Подпунктом «в» пункта 5.1. Положения установлено, что эмитенты, являющиеся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являющимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям, или неограниченному кругу лиц, обязаны осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.

В силу пункта 5.6. Положения ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Несоблюдение указанного срока является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

ОАО «Билимбаевский рудник» создано в процессе приватизации, при этом регистрация выпуска акций этого акционерного общества финансовым управлением Администрации Свердловской области 01.04.1993 г. (государственный регистрационный номер 62-1п-156) сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является Решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций.

План приватизации общества предусматривал размещение 49 процентов акций путем свободной продажи, в связи с чем общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

Как следует из материалов дела, общество информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2009 года при сроке ее представления до 14.08.2009 г. фактически представило 19.08.2009 г., т.е. с нарушением установленного срока.

Эти обстоятельства полностью подтверждены имеющимися в деле доказательствами и обществом не оспариваются.

Поскольку обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона, в его действиях содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса.

Вместе с тем обстоятельства совершения данного правонарушения свидетельствуют о его малозначительности.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из положений КоАП РФ.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса, являются общественные отношения, связанные с представлением и раскрытием информации на рынке ценных бумаг и обеспечением нормального функционирования этого рынка.

Вместе с тем, представление ежеквартального отчета за 2 квартал 2009 года в регистрирующий орган 19.08.2009 г., т.е. нарушение установленного срока на 5 дней, два из которых являются нерабочими, а также размещение обществом в этот же срок отчета на сайте в сети Интернет фактически является достижением цели, предусмотренной статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг.

Нарушение срока исполнения установленного законом властного предписания имело место наряду с его фактическим исполнением, при этом регистрирующему органу не было создано каких-либо препятствий для оперативной проверки достоверности представленной информации и реагирования на возможные нарушения эмитентом законодательства о рынке ценных бумаг. Намерения скрыть информацию в действиях общества не имелось.

В связи с этим нарушение срока представления ежеквартального отчета, сведения которого уже являются доступными для неограниченного количества лиц, само по себе не нарушает общественные отношения, связанные с раскрытием информации на рынке ценных бумаг и не содержит угрозы этим отношениям.

Суд также принимает во внимание, что ежеквартальный отчет эмитента представляет собой документ, содержащий значительный объем информации, в том числе сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента; бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию за соответствующий отчетный период.

Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 15 Закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» квартальная бухгалтерскую отчетность организациями представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а до составления бухгалтерской отчетности формирование ежеквартального отчета эмитента невозможно.

В связи с этим установленный законом 45-тидневный срок представления отчета не является столь значительным и выполнение обязанностей по раскрытию информации в этот срок может быть затруднено в связи с отсутствием у эмитента необходимой информации.

Указанные обстоятельства не свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.

Данные обстоятельства не были учтены РО ФСФР России в Уральском федеральном округе при вынесении решения о привлечении общества к ответственности, поэтому Постановление от 05.11.2009 г. № 62-09-471/ПН следует признать незаконным и отменить.

Поскольку наложение на общество за указанное правонарушение штрафа в значительном размере явно несоразмерно степени вины заявителя и не соответствует конституционным принципам соразмерности и справедливости назначения наказания, суд считает возможным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ освободить ОАО «Билимбаевский рудник» от административной ответственности в виде штрафа, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

По факту нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в отношении ОАО «Билимбаевский рудник» ограничиться устным замечанием.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший Решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья *.*. Воронин