Судебная практика

Решение от 2009-12-21 №А47-4726/2009. По делу А47-4726/2009. Оренбургская область.

Решение

г. Оренбург Дело № А 47-4726/2009

21 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 14.12.2009 года

Полный текст решения изготовлен 21.12.2009 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Пирской *.*.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колодиной *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг»

муниципального образования «город Оренбург», г. Оренбург

к 1) Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва

Министерству финансов Оренбургской области, г. Оренбург с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований

относительно предмета спора:

Управление социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга, г.Оренбург

Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области, г. Оренбург

Администрация г. Оренбурга, г. Оренбург

Оренбургский городской совет, г. Оренбург о взыскании
221 118 руб.

при участии:

от истца: Хмырова *.*. - юрисконсульт (дов. № 35 от 17.09.2009г.)

от ответчиков: 1) Гильмутдинов *.*. – представитель (дов. № 13-13/18 от 19.01.09.);

Демидов *.*. – представитель (дов. № 12-06 от 11.01.09 г.) от третьих лиц: 1) Нардина *.*. – представитель ( дов. № 01-17/2372 от 08.09.09 г.) 2) Кречетов *.*. – представитель (дов. № 2 от 30.04.09.); 3) Назаренкова *.*. – представитель (дов. № 5 от 11.05.09.); 4) явки нет

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 декабря 2009 года.

Установил:

Иск предъявлен о взыскании убытков в размере 221 118 руб.

Третье лицо - Оренбургский городской совет, г. Оренбург, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, о перерыве уведомлен телеграммой, информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Оренбургской области, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено в его отсутствие.

Истец заявил об уточнении исковых требований, указав, что в реестры за октябрь, ошибочно был включен Самойлов Се Ф.И.О. который являлся пенсионером, в связи с чем истец заявил об уменьшении исковых требований до 219 918 руб., просит взыскать 150 816 руб. за счет средств бюджета Оренбургской области убытки на захоронение умерших, которые на момент смерти не работали и не являлись пенсионерами, а также на захоронение мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности и 69 102 руб. за счет бюджета Российской Федерации убытки на захоронение лиц, личность которых не установлена.

Судом уточнения рассмотрены и приняты в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судом
рассматриваются данные требования.

Истец поддерживает исковые требования с учетом уточнений, просит взыскать за счет средств бюджета Оренбургской области убытки на захоронение умерших, которые на момент смерти не работали и не являлись пенсионерами, а также на захоронение мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности в размере 150 816 руб., а также взыскать за счет бюджета Российской Федерации убытки на захоронение лиц, личность которых не установлена, в размере 69 102 руб.

Ответчик Министерство финансов Оренбургской области возражает против требований истца по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 82 - 84 том 1), считает, что Министерство финансов Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не имеет финансовых обязательств перед истцом по компенсации его расходов, связанных с погребением отдельных категорий граждан, указав, что данные расходы являются обязательством Российской Федерации.

Ответчик Министерство финансов Российской Федерации возражает по исковым требованиям, представив отзыв на иск ( л. д. 55- 57, т, 4).

Третье лицо Управление социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга, в отзыве на иск ( л. д. 105 – 106, т. 1) указало, что УСЗН Центрального района осуществляло возмещение расходов понесенных истцом в связи с исполнением статей 12 и 13 Закона Оренбургской области «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области» - погребение умерших (погибших), которые на момент смерти не работали и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, и личность которых не установлена в размере социального пособия в пределах выделенных на эти целей субвенций из областного фонда компенсаций на 2008 г. Третье лицо, полагает, что суммарный тариф на
услуги по погребению, входящие в гарантированный перечень, не может превышать размера социального пособия на погребение, 1150 руб. (с учетом районного коэффициента).

Третье лицо, Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области, в отзыве на иск ( л. д. 75-79, т. 1) считает, что заявленные истцом расходы являются обязательством Российской Федерации поскольку ФЗ «О погребении и похоронном деле» не установлен источник финансирования погребения лиц, личность которых не установлена и невостребованных трупов. Также полагает, что суммарный тариф на услуги по погребению, входящие в гарантированный перечень, не может превышать размера социального пособия на погребение, 1150 руб. (с учетом районного коэффициента).

Третье лицо, Администрация города Оренбурга, полагает ( отзыв - л. д. 173-175, т. 1), что требования истца подлежат удовлетворению, убытки подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета.

Третье лицо, Оренбургский городской Совет, считает, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению ( отзыв – л. д. 178- 180, т. 1).

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд признает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов
создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Из материалов дела, видно, что во исполнение постановления главы города Оренбурга от 15.09.2006 № 2715-П «О реорганизации муниципального предприятия «Спецкомбинат ритуальных услуг» муниципального образования «город Оренбург» Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга издано распоряжение от 02.10.2006 № 1764 об изменении наименования предприятия - МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» муниципального образования «город Оренбург» на МУП «Комбинат бытовых услуг» муниципального образования «город Оренбург» и утвержден новый устав МУП «Комбинат бытовых услуг».

Согласно уставу МУП «Комбинат бытовых услуг» муниципального образования «город Оренбург» создано в соответствии с распоряжением Администрации города Оренбурга от 22.03.1995 № 465 «О реорганизации арендного треста специального обслуживания населения в муниципальное унитарное предприятие «Спецкомбинат ритуальных услуг» для выполнения городских социально-экономических заказов, в том числе оказание различных услуг по погребению.

Между Управлением социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга и МУП «Комбинат бытовых услуг» муниципального образования «город Оренбург» (далее МУП «КБУ») был заключен договор № 1 от 06.12.2007 о возмещении расходов, связанных с погребением.

Согласно пункту 1. 1 договора предметом договора является возмещение расходов понесенных МУП «КБУ», в связи с исполнением ст. 12 и 13 Закона Оренбургской области от 06.09.04 г. № 1421/ 223-Ш-ОЗ «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области», связанных с погребением умерших ( погибших), которые на момент смерти не работали и
не являлись пенсионерами, либо личность которых не установлена, и в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, в размере социального пособия на погребение, установленного Законом Оренбургской области от 06.09.04 г. № 1421/ 223-Ш-ОЗ «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области».

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора МУП «КБУ» обязалось осуществлять погребение умерших (погибших), которые на момент смерти не работали и не являлись пенсионерами, либо личность которых не установлена и в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, в соответствии ос статьями 12 и 13 Закона Оренбургской области «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области».

МУП «КБУ» обязуется ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным представлять в УСЗН Центрального района, реестр на фактически произведенные расходы по погребению, по форме согласно приложению № 1 к настоящему договору, с приложением первичных документов подлинников: свидетельство о смерти, справок о смерти ( форма 33, 26), справок из органов внутренних дел ( по умершим указанным в ст. 13 Закона Оренбургской области от 06.09.04 г. № 1421/ 223 –Ш-03); счет-фактуру, бухгалтерскую отчетность по форме 1 -мм.

УСЗН Центрального района обязалось осуществлять возмещение расходов, связанных с погребением, в соответствии с пунктом 1.1. настоящего договора, в десятидневный срок, с момента принятия документов, в пределах выделенных на эти цели субвенций из областного фонда компенсаций на 2008 год.

В течение 2008 года МУП «Комбинат бытовых услуг» муниципального образования «город Оренбург» произвело захоронение 232 умерших граждан. Истцу возмещены расходы, исходя из размера социального пособия на погребение 1150 руб. Стоимость услуг истца в соответствии с тарифами, утвержденными
Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.08.04 г. № 137, в редакции от 25.04.08 г. № 547, составила 219 918 руб.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Постановлением Оренбургского городского совета от 03.08.04 г. № 137 утверждены тарифы на погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также умерших, личность которых не установлена в размере 1628 руб., Решением Оренбургского городского Совета от 25.04.08 г. № 547 утвержден тариф в размере 2350 руб.

Истцу компенсированы затраты исходя из установленного тарифа на гарантированный федеральным законом перечень услуг в размере 1 150 руб. (с учетом районного коэффициента).

В качестве доказательства оказания услуг истцом в материалы дела представлены реестры умерших (погибших),
не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя; лиц, личность которых неустановленна ( л. д. 37 - 68, т. 1), справки о смерти, свидетельства о смерти, разрешения на захоронение (л д. 1-80, т. 3, л. д. 3- 172, т. 2), акт сверки, подписанный Управлением социальной защиты населения Центрального района ( л. д. 113, т. 1), счет –фактуры ( л. д. 134 – 159, т. 1).

В состав фактических затрат истца на погребение входят: оформление документов для погребения, изготовление гроба, перевозка тела умершего на кладбище, облачение тела, рытье могилы и захоронение, изготовление регистрационного знака, что соответствует наименованию услуг включенных в тарифы, утвержденные Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.08.2004 № 137, в редакции от 25.04.08 г. № 547. Фактические затраты истца документально подтверждены материалами дела ( л. д. 72-104, т. 4, л. д. 85- 92, т.1).

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе калькуляции фактических затрат, наряды, накладные, счета-фактуры, суд полагает, что разница между установленными тарифами на гарантированный федеральным законодательством перечень услуг и компенсацией, произведенной в пределах предусмотренных для Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, является для истца убытками; размер убытков доказан истцом надлежащим образом и в связи с применением тарифа, утвержденного Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.08.2004 № 137, в редакции от 25.04.08 г. № 547 основан на действующем законодательстве.

Размер убытков истца составил 219 918 руб., исходя из тарифа 1628 руб. за период с 1 января 2009 г. по 6 мая 2009 г. и 2 350
руб. за период с 7 мая 2009 г. по 31 декабря 2008 г.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также при отсутствии лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, после установления органами внутренних дел личности умершего (погибшего) погребение осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела путем придания тела (останков) земле по истечении трех суток с момента установления причин смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Погребение умершего (погибшего), личность которого не установлена правоохранительными органами в определенные законодательством Российской Федерации сроки, производится специализированными службами по вопросам похоронного дела с согласия органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, данного в пределах своих полномочий, путем предания тела (останков) земле на специально созданных участках кладбищ.

Стоимость услуг по погребению указанных лиц, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ.

В пункте 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ ( в редакции, действующей в спорный период) установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1 000 рублей ( часть 3 статьи 9 Федерального Закона «О погребении и похоронном деле», в редакции действующей в спорный период), если в субъекте Российской Федерации стоимость таких услуг превышает указанную сумму, субъект самостоятельно за счет собственных источников определяет порядок их возмещения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», ответчиком по искам о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

При определении такого публично-правового образования судам рекомендовано руководствоваться положениями статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающими полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения и устанавливающими принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Услуги по погребению умерших являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предоставление материальной и иной помощи для погребения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены в Федеральном законе «О погребении и похоронном деле» (пункт 2 статьи 1 Закона). В Федеральном законе «О погребении и похоронном деле» не дано понятия материальной и иной помощи для погребения. Вместе с тем, указанным Законом предусмотрены безвозмездное предоставление гарантированного перечня услуг по погребению либо выплаты социального пособия

на погребение лицу, осуществившему погребение умершего за свой счет. Системный анализ положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле» позволяет сделать вывод о том, что предоставление гарантированного перечня услуг по погребению является ни чем иным как помощью при погребении.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу статьи 12 Оренбургской области «О Погребение и похоронном деле на территории Оренбургской области» от 06.09.04 г. № 1421/223 –III-ОЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или невозможности осуществления ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 Закона Оренбургской области «О Погребение и похоронном деле на территории Оренбургской области» от 06.09.04 г. № 1421/223 –III-ОЗ установлено, что погребение умерших личность которых не установлена органами внутренних дел осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке предусмотренном пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона ( ч. 2 статьи 13 Закона Оренбургской области «О Погребение и похоронном деле на территории Оренбургской области»).

Представленными в материалы дела документами: списками лиц умерших за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2008 г. ( л. д. 105-108, т. 4, л. д. 85-113 т. 3) подтверждается, что умершие граждане не являлись работающими и пенсионерами.

Статьей 16 Закона Оренбургской области «О Погребение и похоронном деле на территории Оренбургской области» от 06.09.04 г. № 1421/223 –III-ОЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение похоронного дела в осуществляется за счет средств бюджетов в соответствии со статьями 9, 10 настоящего Закона.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Оренбургской области «О Погребение и похоронном деле на территории Оренбургской области» от 06.09.04 г. № 1421/223 –III-ОЗ стоимость указанных услуг возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:

Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

областного бюджета - на погребение лиц, не работавших и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности;

федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии);

Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работающих граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан.

Во исполнение Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“, Закона Оренбургской области от 6 сентября 2004 года № 1421/223-III-ОЗ “О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области“ Постановлением Администрации Оренбургской области «О выплате социального пособия на погребение» от 28.12.04 года установлено, что выплату социального пособия на погребение лиц, на момент смерти не работавших и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности производить с 1 января 2005 года за счет средств областного бюджета через органы социальной защиты населения. Постановление вступило в силу с 1 января 2005 г.

Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2008г.» №1850/373-IV-ОЗ от 28.12.07 г. из фонда компенсаций установлены субвенции на выплату социального пособия на погребение и возмещение расходов, связанных с погребением.

Также статьи 12, 13 Закона Оренбургской области от 6 сентября 2004 года № 1421/223-III-ОЗ “О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области“ содержат отсылочную норму на пункт 2 статьи 10 указанного Закона.

Возмещение стоимости услуг по гарантированному перечню такой категории граждан, как «умерших личность которых не установлена» является обязательством Оренбургской области в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поскольку Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Решение вопроса о предоставлении материальной и иной помощи для погребения, являющегося предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетным законодательством Оренбургской области предусмотрены средства на финансирование расходов (субвенции), связанных с реализацией Федерального закона «О погребении и похоронном деле», возмещение стоимости услуг по погребению умерших, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации применению в данном случае не подлежит, поскольку Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ расходные обязательства по предоставлению материальной и иной помощи для погребения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ссылка третьего лица на отсутствие источника финансирования в отношении невостребованных умерших и лиц, личность которых не установлена судом не принимается, поскольку с учетом применения пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставление материальной и иной помощи для погребения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Доводы Минфина Оренбургской области о необходимости возложения ответственности на Российскую Федерацию в связи с невыделением субвенций из федерального бюджета, признаются судом необоснованными, поскольку оказание гарантированной помощи при погребении отдельных категорий граждан пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. Положения пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не могут быть применены, т. к. они касаются полномочий Российской Федерации, не предусмотренных пунктом 2 указанной нормы.

Стоимость услуг возмещается в размере стоимости услуг, определенном органом местного самоуправления, при этом размер компенсации ограничен лишь для Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, но не в отношении компенсации, подлежащей выплате за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.08.2004 № 137 установлены тарифы на гарантированный перечень услуг на погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, а также умерших, личность которых не установлена, в общей сумме 1 628 руб., в редакции от 25.04.08 г. в размере 2350 руб.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» взыскание убытков в публично-правового образования производится и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2008 год Министерству социального развития Оренбургской области ( Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2008 г.» от 22.12.07 г. № 1850/373 –IV- ОЗ) из областного фонда компенсаций были выделены субвенции бюджетам муниципальных образований на выплату социального пособия на погребение и возмещение расходов, связанных с погребением. Однако, доказательств перечисления Министерству здравоохранения и социального развития Оренбургской области достаточных средств для компенсации расходов связанных с погребением с учетом тарифов установленных Оренбургским городским советом Министерством финансов Оренбургской области не представлено.

С учетом изложенного, убытки истца, связанные с выполнением работ по захоронению, подлежат взысканию с Оренбургской области в лице Министерства финансов Оренбургской области за счет средств казны Оренбургской области.

В удовлетворении исковых требований в отношении Министерства финансов Российской Федерации следует отказать.

В связи с уменьшением цены иска на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцу из федерального бюджета подлежит возвращению государственная пошлина в размере 24 руб.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу п. 3 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды, положения названной статьи применяются с учетом положений ст. 333.35, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

При этом освобождение государственных органов и органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Оренбургской области в лице Министерства финансов Оренбургской области за счет казны Оренбургской области в пользу истца 5 898 руб. 36 коп. расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче иска.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Копии решения направить сторонам по делу.

Судья *.*. Пирская