Судебная практика

Решение от 2010-03-10 №А55-2961/2010. По делу А55-2961/2010. Самарская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 226-56-17

Именем Российской Федерации Решение

10 марта 2010 года

Дело №

А55-2961/2010

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

Бойко *.*.

рассмотрев в судебном заседании 10 марта 2010 года дело по иску, заявлению

Открытого акционерного общества “СМАРТС“

От 09 февраля 2010 года № 06/111

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области

С участием третьего лица – ОАО КБ «Солидарность»

О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 36-09/879 от 19 января 2010 года

при участии в заседании

от заявителя – Добашина *.*. (доверенность)

от ответчика – Краснов *.*. (доверенность), Комарова *.*. (доверенность)

от третьего лица – не явился (извещен)

Протокол судебного заседания вел секретарь
судебного заседания Пищакова *.*.

Установил:

Открытое акционерное общество “СМАРТС“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области о назначении административного наказания № 36-09/879 от 19.01.2010, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Определением от 10 февраля 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОАО КБ «Солидарность».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования и доводы, изложенные в заявлении.

Представители административного органа просят в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление № 41246).

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области был выявлен факт нарушения ОАО «СМАРТС» установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, выразившегося в неправильном указании в графе 2 справки о подтверждающих документах от 13 марта 2009 года кода документа, подтверждающего факт оказания услуг.

По данному факту в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении № 36-09/879 от 10 декабря 2009 года (л.д.61-63), по результатам рассмотрения которого Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области вынесено Постановление № 36-09/879 от 19 января 2010 года о назначении ОАО «СМАРТС» административного наказания по ч. 6
ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей (л.д.72-74).

Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «СМАРТС» в арбитражный суд.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям,

Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Справка о подтверждающих документах, установлена Центральным банком Российской Федерации в качестве формы учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж (Указание ЦБ РФ от 10 декабря 2007 г. № 1950-У).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами
по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Таким образом, на заявителя вышеуказанными нормами возложены обязанности по представлению в банк паспорта сделки как отчетности, так и подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к указанному Положению.

Довод административного органа о наличии в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением ОАО «СМАРТС» требований п.2.2 Положения № 258-П, суд находит необоснованным в силу следующих обстоятельств.

Объективной стороной данного состава правонарушения является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счёта и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов или паспортов сделок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе других выяснению подлежат обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения.

Согласно п.
1 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как следует из оспариваемого постановления административного органа, в вину заявителю вменено нарушение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям. По мнению ТУ Росфиннадзора в Самарской области, нарушение установленного порядка представления форм учёта и отчетности по валютным операциям выражено в неправильном указании в графе 2 справки о подтверждающих документах от 13 марта 2009 года кода документов, подтверждающих факт оказания услуг.

Как же отмечалось, справка о подтверждающих документах отнесена Центральным банком Российской Федерации к форме учета по валютным операциям для резидентов.

Из материалов дела следует, что обязанность по предоставлению справки о подтверждающих документах ОАО «СМАРТС» исполнена.

Замечаний к представленной заявителем справке о подтверждающих документах у банка, как агента валютного контроля, не имелось. Представленная заявителем справка о подтверждающих документах позволяла в полном объеме осуществить необходимый валютный контроль по совершенным обществом валютным операциям.

Неправильное заполнение справки о подтверждающих документах не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Данная позиция подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2009 года по делу № А55-14932/2009, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05 октября 2009 года по делу № А55-10482/2009

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-178,211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 19 января 2010 года № 36-09/879 о назначении Открытому акционерному обществу “СМАРТС“ административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Бойко *.*.