Судебная практика

Решение от 2010-03-10 №А35-2302/2008. По делу А35-2302/2008. Курская область.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ К. Маркса ул., д. 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации Решение

город Курск Дело № А35- 2302/08-С 11

26 февраля 2010 года

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Гриневой А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании (в новом рассмотрении) дело по иску

Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 4» в лице филиала «Курская региональная генерация»

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области

Третьи лица: Комитет финансов Курской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области,

О взыскании убытков

при участии в заседании:

от истца – Тупициной Т.С. – по доверенности от 04.05.2009 г.

от Министерства финансов РФ – Трусевич Н.Н.- по доверенности от 19.01.2009 г.

от Комитета социального обеспечения – Никитина Н.Н.- по доверенности от 30.12.2008 г.

от Комитета финансов – Красниковой Н.П.- по доверенности от 12.01.2009 г.

от Комитета жилищно-коммунального хозяйства – не явился, извещен,



Истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика убытков в размере 47139 руб. 88 коп., возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» за январь-июнь 2007 г.

Ответчики заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.

Третьи лица представили письменные пояснения, приобщены к материалам дела.

Изучив материалы дела, заслушав мнения участвующих в деле лиц, арбитражный

суд Установил:

В период с января по июнь 2007 г. истец предоставил указанной категории граждан льготы в виде 30% скидки по оплате предоставленной тепловой энергии на сумму 47 139 руб. 88 коп.

Ответчики возмещение истцу предоставленных льгот не производили, в результате чего истцу причинены убытки в размере 47139 руб. 88 коп., что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части на основании следующего.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, для многодетных семей предусмотрена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 6 БК РФ расходными обязательствами Российской Федерации являются обусловленные федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации, договором или соглашением обязанность Российской Федерации или действующего от ее имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из федерального бюджета.

Федеральным законом РФ от 04.07.2003 года N 95-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, вступившие в силу с 01.01.2005 года.

В частности, данный закон был дополнен главой, устанавливающей общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ Решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных), отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.



Таким образом, субъекты РФ должны принимать свои нормативные правовые акты, предусматривающие меры социальной поддержки многодетных семей.

Согласно абзацу второму п. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Таким образом, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры по социальной поддержке многодетных семей относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

О необходимости учета данного обстоятельства указано в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, согласно которому ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Приказом Министерства финансов РФ N 76н от 07.09.2007 г. утвержден Порядок предоставления реестров расходных обязательств субъектов РФ и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.

В приложении к данному Порядку утверждены формы реестров расходных обязательств субъекта РФ. При этом в графе 1 данных реестров в качестве расходного обязательства, возникшего в результате принятия нормативных правовых актов субъекта РФ, указано обязательство по социальной поддержке многодетных семей.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также размер убытков.

Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответственно субъектом РФ или муниципальным образованием.

Согласно статьям 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.

Размер понесенных убытков и обоснованность их предоставления подтверждаются материалами дела.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 146 и пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС.

Налог на добавленную стоимость подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из бюджета соответствующего уровня без включения в них НДС.

Таким образом, суд считает обоснованными удовлетворение исковых требований в части взыскания 40 009 руб. 05 коп. (без НДС) убытков с Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области.

Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика. Ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.

Резолютивная часть решения объявлена 06.10.2009 г. Полный текст решения изготовлен 26.02.2010 г.

Руководствуясь статьями 16, 110, 167-170, 176 и 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

арбитражный суд

Решил:

Исковые требования Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания» в лице филиала «Курская региональная генерация» удовлетворить частично.

Взыскать с Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области за счет казны субъекта РФ в пользу Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания» в лице филиала «Курская региональная генерация» за период с января по июнь 2007 года 40 009 руб. 05 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 431 от 05.05.1992 г.

В удовлетворении требований истца к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ отказать.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Выдать истцу справку на возврат уплаченной по делу госпошлины в размере 1885 руб. 60 коп.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, по истечении месяца, в срок не превышающий двух месяцев после вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.

Судья А.В.Гринева