Судебная практика

Решение от 2010-03-16 №А32-5277/2010. По делу А32-5277/2010. Краснодарский край.

Арбитражный суд Краснодарского края 350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

__________________________________________________

Именем Российской Федерации Решение

г. Краснодар Дело № А32-5277/10-59/2-2АЖ

16 марта 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 16 марта 2010 г.

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе судьи Гонзус *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению



Открытого акционерного общества «Строймаш», г. Славянск-на-Кубани (наименование заявителя)

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, г. Краснодар (наименование ответчика)

о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.10 № 18-10/009/пн

при участии в заседании

от заявителя: Мамась *.*. – представителя по доверенности

от ответчика: не явился, уведомлен

Установил:

Открытое акционерное общество «Строймаш» (далее – общество) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, (далее – региональное отделение) от 25.01.10 № 18-10/009/пн о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 700 000 руб., в связи с малозначительности совершенного административного правонарушения.

Представитель общества в судебном заседании подержал заявленные требования, доводы изложены в заявлении.

Факт совершения административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ заявитель признает, однако считает, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства. Также заявитель указал, что ранее общест Ф.И.О. административной ответственности, и сумма штрафа, назначенная заявителю на основании оспариваемого постановления, является несоразмерной тяжести совершенного правонарушения.



Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается письмом от 01.03.10 № 22, на которой имеется отметка регионального отделения о получении копии определения от 26.02.10, за входящим номером 18-10-1390, датированное 01.03.10, заявленные требования не признает, возражения изложены в отзыве.

Свою позицию ответчик мотивировал тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела, следовательно, заявитель на основании оспариваемого постановления правомерно привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 700 000 руб. Также ответчик указал, что административное правонарушение, совершенное заявителем не может быть признано малозначительным, поскольку привело к нарушению прав и законных интересов потенциальных инвесторов на получение оперативной, достоверной и объективной информации о юридическом лице.

Суд Установил, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица Славянской регистрационной палатой 08.02.93 № 707, состоит на учете в ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани Славянского района Краснодарского края за основным государственным регистрационным номером 1022304648882, ИНН 2349005815, адрес места нахождения: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Лермонтова, 1а.

Региональным отделением в ходе контроля за соблюдением эмитентами, находящимися на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах выявлено, что общество обязано опубликовать в сети Интернет:

-- устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;

-- банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размер (порядок определения размера) таких расходов;

-- сообщения о существенных фактах и информацию о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг за последние 6 месяцев;

-- годовые и ежеквартальные отчеты за последние 3 года;

-- списки аффилированных лиц за 2-3 кварталы 2009 года.

Однако, общество не обеспечило доступ к следующим сведениям, а именно к реквизитам, к тексту устава, к текстам ежеквартальных отчетов за последние 3 года, к текстам списков аффилированных лиц за 2-3 кварталы 2009 года, что является нарушением положений пунктов 1.6, 1.9, 8.4.2, 5.7 и 8.5.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.06 № 06-117/пз-н (далее – Положение).

По факту выявления вышеуказанных нарушений требований Положения, ответчиком 26.10.09 составлен акт № И-165/09.

Региональным отделением в адрес общества по почте направлено уведомление от 22.12.09 № 18-09-МЛ-06/3906 о необходимости явки законного представителя общества 12.01.10 для участия при составлении протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, указанное уведомление получено заявителем 26.12.09, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении № 35002096028582 от 26.12.09 года.

Должностным лицом регионального управления 12.01.10 в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении № 18-09-003/пр-ап, в котором действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес общества по почте.

Определением от 12.01.10 № И-165/09 рассмотрение материалов дела об административном правонарушении назначено на 25.01.10.

Руководителем регионального отделения 25.01.10, в присутствии представителя общества по специальной доверенности (защитника) Мамась *.*. , рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено Постановление № 18-10-009/пн, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 700 000 руб. Копия постановления направлена в адрес общества по почте, и получена им 30.01.10, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении № 35002018141825 от 30.01.10.

Не согласившись с вышеуказанным Постановлением, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Принимая Решение по делу, суд руководствуется следующим.

На основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:

-- ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);

-- сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.

Пунктами 1 и 2 статьи 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) предусмотрено, что открытое общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации, сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу пункта 4 статьи 93 Закона № 208-ФЗ общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 1.6 Положения, если иное не установлено настоящим Положением либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.

Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

Пунктом 1.9 Положения предусмотрено, что эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено главами VIII и X настоящего Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования.

Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.

Копии документов, срок хранения которых эмитентом в соответствии с законодательством Российской Федерации не является постоянным, должны предоставляться эмитентом по требованию заинтересованных лиц в течение установленных для таких документов сроков хранения.

Предоставляемая эмитентом копия заверяется уполномоченным лицом эмитента.

Как указано в пункте 5.7 Положения в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 8.4.2 Положения 8.4.2. текст устава акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями должен быть доступен на странице в сети Интернет:

-- для открытого акционерного общества - до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества;

В случае принятия новой редакции устава акционерного общества текст старой редакции устава должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты опубликования в сети Интернет новой редакции устава акционерного общества.

Согласно пункту 8.5.4 Положения текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Факт не обеспечения обществом доступа к информации, а именно к реквизитам, к тексту устава, к текстам ежеквартальных отчетов за последние 3 года, к текстам списков аффилированных лиц за 2-3 кварталы 2009 года, а также не размещения вышеуказанной информации в сети Интернет, для свободного доступа заинтересованных лиц, подтверждается материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается заявителем.

Следовательно, в действиях общества содержится состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела, ответчиком не нарушены.

Как указано в статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает Решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Как указано в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.08 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» вышеуказанное Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 дополнено пунктом 181, из которого следует, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушений, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Из материалов дела следует, что обществом ежеквартальные отчеты за последние 3 года, а также список аффилированных лиц за 2-3 кварталы 2009 года на бумажном и магнитном носителях представлены ответчику в установленные сроки, что не опровергается региональным отделением. Информация о реквизитах, текст устава, тексты ежеквартальных отчетов за последние 3 года, а также список аффилированных лиц за 2-3 кварталы 2009 года размещены обществом в сети Интернет, а именно на сайте (http://stroymash.kngk.org) на момент рассмотрения материалов административного дела и вынесения оспариваемого постановления, что подтверждается записью должностного лица ответчика на распечатке из Интернет сайта, датированной 25.01.10, а также указанный факт не оспаривается ответчиком, что подтверждает факт устранения заявителем на момент рассмотрения материалов административного дела, допущенных нарушений требований Положения. Указанное обстоятельство подтверждает то, что у заявителя не было намерений скрыть вышеуказанную информацию от заинтересованных лиц.

Из представленного в материалы дела реестра владельцев именных ценных бумаг по состоянию на 31.12.09 следует, что у общества имеется 18 акционеров, 15 из которых представили письменные заявления о том, что фактом не размещения заявителем в сети Интернет вышеуказанной информации, их права и законные интересы не нарушены, а также что не имею претензии к обществу, что касается оставшихся трех акционеров, в частности Воловик *.*. , Ласивского *.*. и Дудник *.*. , то указанные граждане умерли, что подтверждается справкой о смерти № 200 от 03.02.09, № 5 от 29.01.10 и свидетельством о смерти от 14.02.01, доказательства вступления наследником указанных граждан в законные права, в материалах дела отсутствуют.

Материалами дела подтверждается, что общество имеет небольшой штат сотрудников, и не относится к публичным акционерным обществам, акции которых обращаются (реализуются) на фондовой бирже, за последние несколько лет заявителем не проводилась дополнительная эмиссия акции, и не произведено размещение акций для свободной реализации, имеющиеся у заявителя акции распределены между бывшими и действующими сотрудниками общества, следовательно, заявитель не является полноценным участником рынка ценных бумаг, что указывает на то, что не размещение вышеуказанной информации в сети Интернет не нарушило существенным образом права и законные интересы потенциальных инвесторов.

На основании вышеизложенного, и с учетом значительного размера назначенного штрафа (700 000 руб.), в условиях действующего финансово-экономического кризиса в стране, снижения ликвидности предприятий, а также совершения правонарушения впервые, суд считает, что совершенное обществом административное правонарушение является малозначительным, поскольку не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям в области рынка ценных бумаг, и не нарушило существенным образом права и законные интересы акционеров общества и потенциальных инвесторов.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования общества о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе от 25.01.10 № 18-10/009/пн о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 700 000 руб. ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 15.19, 26.2, 23.14, 28.3, 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 29, 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконным Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе от 25.01.10 № 18-10/009/пн о привлечении Открытого акционерного общества «Строймаш», ОГРН 1022304648882 к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 700000 руб. и отменить его полностью ввиду малозначительности.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья *.*. Гонзус