Судебная практика

Решение от 2010-03-16 №А19-4550/2010. По делу А19-4550/2010. Иркутская область.

Решение

г.Иркутск

«16» марта 2010 года Дело № А19-4550/10-39

Судья Арбитражного суда Иркутской области Титов *.*. , при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Черемхово и Черемховском районе Иркутской области

к АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД СВИРСК»

о взыскании 76 720 руб. 15 коп.

при участии в заседании:

заявителя: Каленикова *.*. , дов. № НА-09/13-Д от 04.12.2009

ответчика: не явился

Установил:

заявление подано о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.



Представитель Управления требования, изложенные в заявлении, поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в связи с чем дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.

Как установлено судом, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД СВИРСК» зарегистрирована в качестве юридического лица.

Согласно статье 6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу статьи 14 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователи обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в данный бюджет.

В соответствии со статьей 24 Федерального Закона от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ производится страхователем ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователем отдельно в отношении каждой части страхового взноса. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, который ежемесячно представляет в налоговый орган.

Согласно расчету авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 года, реестру поступления платежей задолженность администрации по страховым взносам на страховую часть пенсии составляет 37719 руб. 94 коп., по страховым взносам на накопительную часть пенсии – 18246 руб. 00 коп., всего 55 965 руб. 94 коп.

Начисленные ответчику в соответствии со статьей 26 Федерального Закона об обязательном пенсионном страховании пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 1 квартал 2009 года за период с 13.05.2009 по 30.09.2009 на страховую часть пенсии составляют 16751 руб. 36 коп., на накопительную часть пенсии – 3080 руб. 19 коп.

Управление ПФР требованием № 654 от 05.10.2009 предложило ответчику погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам и пени.

Кроме того, на взысканную Постановлением органа ПФР от 09.09.2009 № 281, но уплаченную с нарушением срока задолженность по страховым взносам за 2008 год страхователю начислены пени на страховую часть пенсии – 598 руб. 30 коп., на накопительную часть пенсии – 324 руб. 36 коп.



В связи с неуплатой данной суммы заявитель просит взыскать ее с администрации в судебном порядке.

Исследовав представленные материалы, суд находит доказанным факт неисполнения ответчиком обязанности по уплате страховых взносов за 1 квартал 2009 года, что подтверждается расчетом авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, реестром учета платежей страхователя, согласно которому страховые взносы за 1 квартал 2009 года и пени, начисленные за несвоевременную уплату взносов за данный период в бюджет Пенсионного фонда РФ от страхователя не поступали, в связи с чем требование заявителя о взыскании с администрации страховых взносов и пени за 1 квартал 2009 года в сумме 75797 руб. 49 коп. подлежит удовлетворению.

Рассматривая требования заявителя о взыскании с администрации суммы пени, начисленных в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 3 статьи 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с п. п. 1, 2, 8 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Правила, предусмотренные статьей 69 НК РФ применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов - пункт 8 статьи 69 НК РФ.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, требование об уплате налога представляет собой процесс досудебного урегулирования спора. Отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пени, и ставки пени не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном статьией 69 НК РФ, осуществлено.

Таким образом, в направленном налогоплательщику требовании должны содержаться сведения о сумме задолженности, на которую начислены пени, размер пени, а также дата, с которой начисляются пени, ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности расчета, произведенного налоговым органом.

Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога и пеней, в состоянии четко проверить обоснованность начисления суммы недоимки по конкретным налогам и соответствующих пеней.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, требование от 05.10.2009 № 654 вообще не содержит сведений об имеющейся задолженности администрации по уплате пени, начисленных на недоимку по страховым взносам за 2008 год.

Данное обстоятельство расценивается судом как указывающее на отсутствие достоверных сведений, позволяющих убедиться в обоснованности начисления пеней. Недостатки в оформлении требования не позволяют плательщику проверить правильность расчета размера сумм пеней и, как следствие, не может служить доказательством соблюдения учреждением обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах, суд оставляет заявление Управления в части взыскания с администрации пени, начисленных в связи с несвоевременной уплатой недоимки по страховым взносам за 2008 год, без рассмотрения.

Согласно пункту 3 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса РФ оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД СВИРСК», расположенной: Иркутская область, Черемховский район, г.Свирск, ул.Ленина, 33, зарегистрированной 19.12.2005 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу за основным государственным регистрационным номером 1053820015985, 55 965 руб. 94 коп. – задолженность по страховым взносам, 19831 руб. 55 коп.– пени, всего 75 797 руб. 49 коп. с зачислением в соответствующие бюджеты.

Заявление Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Черемхово и Черемховском районе Иркутской области в части взыскании с АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД СВИРСК» пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья *.*. Титов