Судебная практика

Решение от 16 марта 2010 года № А74-101/2010. По делу А74-101/2010. Республика Хакасия.

Решение

г. Абакан Дело №А74-101/2010

16 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена в заседании 09 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 16 марта 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи В.В. Циплякова, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.П. Веселковой в открытом судебном заседании рассмотрел дело по заявлению открытого акционерного общества «Сибирьтелеком», г. Новосибирск, в лице Хакасского филиала, г. Абакан,

о признании незаконными действий Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, г. Абакан,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия, г. Абакан,

при участии в заседании представителей:

заявителя – О.А. Добрынина по доверенности от 19.01.2009,

УФАКОН по РХ – Н.В. Зубец по доверенности от 15.01.2010,

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РХ – М.А. Джумаева по доверенности от 13.01.2010.



Открытое акционерное общество «Сибирьтелеком» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконными действий Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:040209:56, обшей площадью 10 760 кв. м., расположенного по адресу: г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38, в сумме 119 124 498 рублей.

Определением арбитражного суда от 25 января 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, с учётом представленных дополнений к заявлению, пояснив, что для спорного земельного участка должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости равный 148,06 руб./кв.м., в соответствии с пунктом 13 Приложения №1 Постановления Правительства РХ от 26.12.2007 №414. Неправильное определение вида разрешённого использования земельного участка и соответственно удельного показателя кадастровой стоимости, привело к увеличению размера арендной платы за земельный участок в 74, 8 раз. Первоначально, в декабре 2007 года – январе 2008 года в государственном земельном кадастре для спорного земельного участка был определён удельный показатель кадастровой стоимости равный 148,06 руб./кв.м., но затем государственный орган изменил в одностороннем порядке удельный показатель кадастровой стоимости в сторону увеличения, не уведомив об этом землепользователя, оформив при этом изменение удельного показателя кадастровой стоимости как техническую ошибку, о чем составлен акт определения кадастровой стоимости от 22.07.2008. Заявитель сослался на статью 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в которой дано определение технической ошибки. По мнению заявителя, действия государственного органа противоречат данной норме закона и нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности. Для спорного земельного участка не был установлен вид разрешённого использования, поэтому государственный орган неправомерно утвердил удельный показатель кадастровой стоимости. О существовании акта определения кадастровой стоимости от 22.07.2008 заявителю стало известно при ознакомлении с материалами дела 25.02.2010.

Просит признать незаконными действия Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по определению удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с момента их совершения – с 22.07.2008. Заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока, пояснив, что о нарушении своего права заявителю стало известно 16.12.2009 в судебном заседании по делу №А74-4254/2009, когда истец представил в материалы дела кадастровый паспорт земельного участка в обоснование исковых требований. Кадастровый паспорт на спорный земельный участок в органы управления ОАО «Сибирьтелеком» ранее не предоставлялся.

Представители Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия и федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия возразили против удовлетворения ходатайства заявителя о восстановлении процессуального срока, пояснив, что нет уважительных причин пропуска срока исковой давности.

Представитель Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия поддержал отзыв на заявление в удовлетворении которого просил отказать, поскольку в компетенцию Управления не входит Решение вопроса об изменении разрешённого вида использования земельного участка. Из материалов, представленных заявителем не усматривается, что он обращался в администрацию г. Саяногорска для уточнения (изменения) вида разрешённого использования спорного земельного участка. Считает, что действия Управления по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:040209:56, общей площадью 10760 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38, в сумме 119 124 498 рублей соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя. Представил в материалы дела кадастровый паспорт земельного участка от 16.02.2010 №19:03:040209:56.

Представитель федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия представил отзыв на заявление в удовлетворении которого просил отказать, поскольку заявитель на доказал, что обжалуемые им действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Сослался на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что заявление подлежит проверке на предмет своевременности его подачи в арбитражный суд. Представил в материалы дела Книгу учёта выданных сведений № 03/08 том № 1, пояснил, что 14.08.2008 работник ОАО «Сибирьтелеком» Н.П. Каратаев получил кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 19:03:040209:56 с указанной категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для эксплуатации административного здания, с кадастровой стоимостью в размере 119124498 рублей, а также с указанным удельным показателем 11071,05. Полагает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).



Из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для принятия решения о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо установление его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по заявлению о признании незаконным ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят два условия, влекущих удовлетворение заявления:

несоответствие оспариваемого действия, решения действующему законодательству;

нарушение оспариваемым действие, Решением законных прав и интересов заявителя.

Кроме этого, в соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалование бездействия возможно в пределах трёхмесячного срока с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Поэтому соблюдение заявителем срока для обращения в арбитражный суд также входит в круг обстоятельств, устанавливаемых судом.

Исследовав материалы дела в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд Установил нижеследующее.

Постановлением администрации города Саяногорска от 07.09.1995 №736 «О предоставлении земельных участков предприятиям, организациям и частным лицам» Саяногорскому городскому узлу связи предоставлен земельный участок площадью 1,1953 га для размещения административного здания в Енисейском микрорайоне, 38 (л. д. 79, т. 1).

Постановлением администрации города Саяногорска от 16.12.1996 №584 «О предоставлении земельных участков предприятиям, организациям и частным лицам» часть выше указанного земельного участка (75 кв.м.) изъята и предоставлена в аренду физическому лицу сроком на 1 год (л. д. 80, т. 1).

Как следует из государственного акта №РХ-03-004143, выданного на основании постановления администрации города Саяногорска от 07.09.1995 №736, Саяногорскому городскому узлу электросвязи в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок общей площадью 1,1953 га для размещения административного здания в Енисейском микрорайоне (л. д. 81-82, т. 1).

Согласно справке Комитета архитектуры и землеустройства администрации города Саяногорска от 24.05.2002 №168 на основании государственного акта №РХ-03-004143 административному зданию Саяногорского городского узла связи присвоен адрес: г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38.

В представленном в материалы дела кадастровом плане земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 25.03.2003 №03/03-270 указано, что земельный участок с кадастровым номером 19:03:040209:56 общей площадью 11 953 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38, предоставлен Саяногорскому городскому узлу электрической связи на праве постоянного бессрочного пользования для размещения административного здания (л. д. 87, т. 1).

Постановлением администрации города Саяногорска от 27.05.2003 №1361 утверждён проект границ земельного участка общей площадью 10 760 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38, (л. д. 89, т. 1).

Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 29.05.2003 №03/03-731 земельный участок с кадастровым номером 19:03:040209:56 общей площадью 10 760 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38, имеет разрешённое использование для размещения и эксплуатации Саяногорского узла связи (л. д. 113, т. 1).

Постановлением администрации города Саяногорска от 11.06.2003 №1589 из бессрочного (постоянного) пользования Саяногорского городского узла связи изъят предоставленный Постановлением администрации города Саяногорска от 07.09.1995 №736 земельный участок площадью 1,1953 га для административного здания, расположенный по адресу: г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38.

Пунктом 2 постановления от 11.06.2003 №1589 земельный участок на землях поселений города Саяногорска с кадастровым номером 19:03:040209:0026 площадью 10 760 кв.м., находящийся по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38, предоставлен в аренду открытому акционерному обществу «Сибирьтелеком» для размещения и эксплуатации административного здания Саяногорского городского узла связи сроком на 11 месяцев (л. д. 19, т. 1).

Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Саяногорска от 31.05.2004 №771 открытому акционерному обществу «Сибирьтелеком» в аренду предоставлен земельный участок площадью 10 760 кв.м. на землях поселений г. Саяногорска с кадастровым номером 19:03:040209:0026, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38, для эксплуатации административного здания сроком на 10 лет (л. д. 32, т. 1).

Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 08.06.2004 №03/03-1401 земельный участок с кадастровым номером 19:03:040209:56 общей площадью 10 760 кв.м. (уточняемой площадью 11 953 кв.м.), расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38, имеет разрешённое использование для эксплуатации административного здания (л. д. 121, т. 1).

Между Комитетом по управлению имуществом города Саяногорска и открытым акционерным обществом «Сибирьтелеком» 08.06.2004 заключён договор аренды №1093/04 земельного участка площадью 10 760 кв.м. кадастровый номер 19:03:040209:0026 на землях поселений г. Саяногорска, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38, для эксплуатации административного здания, сроком на срок с 08.06.2004 по 08.06.2014. Пунктом 1.4. договора предусмотрено, что на земельном участке расположен «корпус электросвязи».

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 12.09.2007 серии 19 №№088619, 088620 заявитель является собственником частей корпуса электросвязи, расположенных по адресам: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Енисейский мкрн., №№38/1, 38/2 (л. д. 20,21, т. 1).

Как следует из акта определения арбитражного суда кадастровой стоимости от 22.07.2008, кадастрового паспорта земельного участка от 29.07.2008 №03/08-3365, в государственный земельный кадастр внесены следующие сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г. Саяногорск, Енисейский мкрн., 38: площадь 10 760 кв.м., кадастровый номер 19:03:040209:0056, разрешенное использование – для эксплуатации административного здания, удельный показатель кадастровой стоимости – 11 071,05 руб./кв.м., кадастровая стоимость 119 124 498 руб.

Считая, что спорный земельный участок отнесен к виду разрешённого использования, предусмотренного пунктом 1.2.13 Методических указаний – земельные участки, предназначенные для объектов, необходимых для эксплуатации, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, заявитель считает незаконными действия Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по установлению удельного показателя кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 11 071,05 руб./кв.м., в связи с чем, обратился в арбитражный суд 23.12.2009 с заявлением о признании незаконными действий ответчика.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

В силу пунктов 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра. Согласно Правилам проведения кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. В соответствии с пунктом 4 Правил проведения кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 №414 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, в результате которой определено 16 видов разрешенного использования земельных участков. В соответствии с Постановлением к 7-му виду разрешённого использования относятся земельные участки предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. К 13-му виду разрешённого использования относятся земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.

Проведённая в постановлении Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 №414 градация земельных участков по видам разрешенного использования соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 №39.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о разрешенном использовании земельного участка относятся к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 16 указанного Федерального закона постановка на учёт и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 – 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учёт части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учёт адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее – необходимые для кадастрового учета документы).

Как следует из пункта 9 статьи 22 указанного Федерального закона в составе необходимых для кадастрового учёта документов должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Таким образом, по смыслу статей 4, 7, 16, 20 – 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ сведения о категории и видах разрешенного использования земельных участков подлежат внесению в кадастр на основании документов о предоставлении земельных участков, выданных уполномоченными органами исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что представитель ОАО «Сибирьтелеком» В.В. Шушлебин 15.01.2004 обратился в ФГУ «ЗКП» по РХ с заявкой о постановке земельного участка с кадастровым номером 19:03:040209:0056 на кадастровый учёт, приложив распоряжение от 31.05.2004 №771.

Земельный участок предоставлен заявителю распоряжением Комитета по управлению имуществом города Саяногорска от 31.05.2004 № 771 для эксплуатации административного здания. Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка определён при его предоставлении органом исполнительной власти. На основании представленного документа сведения о виде разрешённого использования внесены в земельный кадастр.

Исходя из цели предоставления земельного участка и вида разрешённого использования, внесённого в земельный кадастр, земельный участок с кадастровым номером 19:03:040209:56 относится к 7-му виду разрешённого использования (земельные участки предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), оснований и доказательств для его отнесения к 13-му виду разрешенного использования заявителем не представлено.

Акт установления нормативной цены земельного участка от 31.05.1993 (л.д. 17 т. 1) с указанием на целевое назначение использования земельного участка – г. Саяногорск, Корпус электросвязи-4РУС, Енисейкий микрорайон, не соотносим со спорным земельным участком, поскольку площадь, указанная в акте составляет 8 883,6 кв.м.

Поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования на основании распоряжения от 31.05.2004 №771, который, впоследствии, не изменялся, оснований считать, что ответчиком неправильно определена кадастровая стоимость земельного участка, не имеется.

Действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») предусмотрен иной (внесудебный) порядок изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков.

Открытое акционерное общество «Сибирьтелеком» не лишено возможности обратиться в соответствующие органы с заявлением для разрешения данного вопроса в установленном порядке.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления открытого акционерного общества «Сибирьтелеком» не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 №367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Из материалов дела следует, что оспариваемые действия совершены 22.07.2008. Из представленной в материалы дела книги учета выданных сведений №03/08 следует, что 14.08.2008 Н.П. Каратаевым получены сведения о земельном участке с кадастровым номером 19:03:040209:56 (выписка из государственного кадастра). Вместе с тем, в материалы дела не представлена доверенность Н.П. Каратаева действовать от имени органов управления открытого акционерного общества «Сибирьтелеком». Доказательств того, что Н.П. Каратаев получив выписку из государственного кадастра объектов недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 19:03:040209:56, передал её органам управления открытого акционерного общества «Сибирьтелеком» в материалы дела также не представлено.

В силу статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо принимает на себя гражданские права и приобретает гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и учредительными документами.

Из пояснений заявителя следует, что ему стало известно об изменении кадастровой стоимости в судебном заседании 16.12.2009 при рассмотрении дела №А74-4254/2009 по иску Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска к открытому акционерному обществу «Сибирьтелеком» о взыскании задолженности по арендной плате.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного статьёй 198 срока, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.

Арбитражный суд, оценив в соответствии с требованиями статей 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, признает причины пропуска срока для подачи заявления о признании действий Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия уважительными, в связи с чем удовлетворяет ходатайство открытого акционерного общества «Сибирьтелеком» и восстанавливает пропущенный срок.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей, уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд платёжным поручением от 22.12.2009 №3657, в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления относится на заявителя и взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 166 – 170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) в месячный срок после его принятия или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья В.В. Ципляков