Судебная практика

Решение от 2010-03-15 №А73-816/2010. По делу А73-816/2010. Хабаровский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Именем Российской Федерации Решение г. Хабаровск № дела А73-816/2010

«15» марта 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09.03.2010 г., изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось до 15.03.2010 г.

Арбитражный суд в составе:

судьи Зверевой *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой *.*.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис»

об оспаривании постановлений Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 10800 от 28.12.2009г. и № 10858 от 11.01.2010г. по делам об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя: Соломахина *.*. по доверенности от 22.12.2009 г., Василенко *.*. по доверенности от 30.12.2009 г. № 2/10-8п

от административного органа: Бутакова *.*. по доверенности от 31.12.2009 г. № 01.0-18331.



В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 01.03.2010 по 09.03.2010.

Сущность спора:

Общество с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» (далее – ООО «Бруслит Сервис», Общество, заявитель), обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконными и отменить постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) от 08.12.2009г. № 10800 и от 11.01.2010г. № 10858 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде назначения штрафов в размере 10 000 рублей по каждому постановлению.

Заявления присвоены номера дела – А73-816/2010 и А73-818/2010. Определением от 11.02.2010 г. указанные дела объединены в одно производство с присвоением номера дела – А73-816/2010.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю с заявленными требованиями не согласился, полагает, что правовых оснований для отмены оспариваемых постановлений не имеется, поскольку факты административных правонарушений и вина общества доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В ходе судебного разбирательства суд

Установил:

23.12.2009 с 14-00 до 15-00 специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Сатаровой *.*. , специалистом 1 разряда отдела санитарного надзора Лисиной *.*. на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 3230 от 23.12.2009г. на обращение потребителя Гончаренко *.*. проживающей по адресу: г. Хабаровск, пер. Краснодарский, 14 кв. № 22 проведена проверка, где обнаружено, что имело место нарушение пункта 6.1.6 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», а именно: эквивалентный уровень звука в жилой комнате квартиры от проникающего шума элеваторного узла превышает гигиенический норматив на 7 дБА, уровни звукового давления в октавных полосах с частотами от 250 до 500 Гц превышают гигиенические нормативы от 4 до 8 дБА; замеры произведены 21.12.2009г. с 10-00 часов аккредитованным испытательным центром ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае».

По установленному проверкой факту специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Сатаровой *.*. , в отсутствии законного представителя Общества при его надлежащем извещении в отношении ООО «Бруслит Сервис» составлен протокол от 28.12.2009г. № 10858 по факту выявленных нарушений санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям жилого дома № 22 по пер. Краснодарскому, 14 в г. Хабаровске, возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.4 КоАП РФ.



11.01.2010г. заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Царенко *.*. в отсутствии законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено Постановление № 10858, которым ООО «Бруслит Сервис» привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 руб.

24.12.2009 с 10-00 до 12-00 специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Сатаровой *.*. на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 3184 от 15.12.2009г. на обращение потребителя Егорова *.*. проживающего по адресу: г. Хабаровск, ул. Чехова, д. № 4 кв. № 277 проведена проверка, где обнаружено, что имело место нарушение СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», а именно: эквивалентный уровень звука в жилой комнате составляет 27 дБА, при норме 25 дБА для ночного времени, что превышает гигиенический норматив на 2 дБА. Уровни звукового давления в октавных полосах с частотами от 250 до 500 Гц превышают гигиенические нормативы на 4 дБА. Замеры произведены аккредитованным испытательным центром ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае».

По установленному проверкой факту специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Сатаровой *.*. , в отсутствии законного представителя Общества при его надлежащем извещении в отношении ООО «Бруслит Сервис» составлен протокол от 24.12.2009г. по факту выявленных нарушений санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям жилого дома № 4 по ул. Чехова, в г. Хабаровске, возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.4 КоАП РФ.

28.12.2009г. заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Царенко *.*. в отсутствии законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено Постановление № 10800, которым ООО «Бруслит Сервис» привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 руб.

Несогласие Общества с указанными постановлениями явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Статья 24 вышеназванного закона предусматривает, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.

В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.

Объективная сторона данного правонарушения является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям определены СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные правила и нормативы», утвержденные Минздравом России от 15 декабря 2000 года, и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы», утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 года № 36.

В рамках мероприятия по контролю и в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ проводились санитарно-эпидемиологические исследования факторов среды обитания человека в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам, в данном случае соответствия по уровню шума среды обитания человека в жилом помещении.

Понятие «санитарно-эпидемиологическое исследование» определено в пункте 2 «Порядка проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 № 776.

Санитарно-эпидемиологическое исследование - это деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. Одной из целей проведения санитарно-эпидемиологического исследования является установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека.

Как следует из материалов дела, исследования (измерение физических факторов) в отношении уровня шума в квартире № 277 по ул. Чехова, д. 4 в г.Хабаровске производилось аккредитованной Лабораторией неионизирующих излучений ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» специалистом Пермяковой *.*. Измерение проводилось прибором: многофункциональная система измерения, анализа и регистрации динамических процессов «Экофизика» заводской № ЭФ090008 (свидетельство о поверке от 12.02.2009г. до 16.02.2010г.). В момент измерений в квартире находились квартиросъемщик Егоров *.*. , представитель ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» помощник санврача Богатова *.*. ; представитель ООО «Бруслит Сервис» мастер участка № 2 Бребун *.*.

Результаты измерения физических факторов отражены в протоколе № 22/1 от 26.01.2010 г.

Из протокола измерений физических факторов от 26.01.2010 № 22/1 следует, что основным источником шума является провода связи, проходящие по крыше данного дома.

СанПиН 2.1.2.1002-00 и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 устанавливают допустимый уровень звука для дневного и ночного времени суток в жилых помещениях.

По результатам проведенных измерений установлено, что измеренные уровни звука в квартире № 22 по пер. Краснодарский, д. 17 в г. Хабаровске не соответствуют СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», а именно: эквивалентный уровень звука в жилой комнате квартиры от проникающего шума элеваторного узла превышает гигиенический норматив на 7 дБА, уровни звукового давления в октавных полосах с частотами от 250 до 500 Гц превышают гигиенические нормативы от 4 до 8 дБА.

Как следует из материалов дела, исследования (измерение физических факторов) в отношении уровня шума в квартире № 22 по по пер. Краснодарский, д. 17 в г. Хабаровске производилось аккредитованной Лабораторией неионизирующих излучений ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» специалистом Загреба *.*. Измерение проводилось прибором: многофункциональная система измерения, анализа и регистрации динамических процессов «Экофизика» заводской № ЭФ090008 (свидетельство о поверке от 12.02.2009г. до 16.02.2010г.). В момент измерений в квартире находились квартиросъемщик Гончаренко *.*. , представитель ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» помощник санврача Цилюрик *.*. ; представитель ООО «Бруслит Сервис» начальник участка Иващенко *.*.

Результаты измерения физических факторов отражены в протоколе № 451/1 от 21.12.2009 г.

Из протокола измерений физических факторов от 21.12.2009 № 451/1 следует, что основным источником шума является элеваторный узел системы отопления, расположенный в подвальном помещении дома.

СанПиН 2.1.2.1002-00 и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 устанавливают допустимый уровень звука для дневного и ночного времени суток в жилых помещениях.

По результатам проведенных измерений установлено, что измеренные уровни звука в квартире № 277 по ул. Чехова, д. 4 не соответствуют СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», а именно: эквивалентный уровень звука в жилой комнате составляет 27 дБА, при норме 25 дБА для ночного времени, что превышает гигиенический норматив на 2 дБА.

В ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушений действующего законодательства РФ при проведении измерений физических показателей, свидетельствующих о неправильности вывода о превышении уровня шума допустимым параметрам.

Как следует из протокола измерений физических факторов от 27.08.2008 №1097, проведение измерений произведено в соответствии с ГОСТом 23337-78 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях».

Между тем, суд полагает, что вина Общества в совершении вменяемых ему правонарушений не нашла подтверждения в судебном заседании.

Так, как следует из материалов дела, источником шума в квартире № 277 по ул. Чехова, д. 4 являются провода связи проходящие по крыше дома. Указанные провода являются имуществом ОАО «Дальсвязь» и не эксплуатируются управляющей компанией. При этом, из материалов дела не следует, что Обществу было известно о шуме, который производится указанными проводами, и, следовательно, оно не могло принять мер как к самостоятельному устранению источника шума, так и устранению шума посредством указания собственнику данного имущества (ОАО «Дальсвязь») на необходимость устранения данного нарушения.

Относительно, источника шума, расположенного по пер. Краснодарский, д. 17 в г. Хабаровске, а именно элеваторного узла указанного дома, следует отметить, что, по мнению суда, административный орган не доказал то обстоятельство, что Обществом могли быть предприняты какие-либо мер к устранению источника шума. Как следует из материалов дела, жилец квартиры № 22, указал на обращения ранее с жалобой на шум в ЭУ № 4. Сведений о том, что жилец до начала отопительного сезона обращался в ООО «Бруслит-Сервис» с подобной жалобой в материалах дела не имеется. В то же время, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие возможность устранения неполадок после обращения жильца в ООО «Бруслит-Сервис», т.е. в период с 19.10.2009 г. (в течении отопительного сезона), учитывая, что устранение неполадок отопительного оборудования предполагает его отключение, что может привести к негативным последствиям в виде перемерзания системы отопления. Административным органом не доказана возможность ремонта данного отопительного оборудования либо его звукоизоляции без отключения элеваторного узла. Суду также не представлены доказательства возможности звукоизоляции помещения, где расположено оборудование.

Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

Поскольку административным органом не представлены доказательства вины Общества в совершении правонарушения, следует признать, что вина Общества в совершении указанного правонарушения не нашла своего подтверждения в судебном заседании и, следовательно, в действиях Общества отсутствует состав вышеуказанного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, Постановления административного органа подлежат признанию незаконными и отмене.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Решил:

Постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 10800 от 28.12.2009г. и № 10858 от 11.01.2010г. по делам об административных правонарушениях, которыми ООО «Бруслит Сервис» привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ признать незаконным и отмене полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший Решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Зверева *.*.