Судебная практика

Решение от 2010-03-11 №А57-2880/2010. По делу А57-2880/2010. Саратовская область.

Решение

г. Саратов Дело № А57- 2880/2010

11.03.2010г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Пузиной *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Пузиной *.*. ,

рассмотрев материалы дела по заявлению

Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района, г.Балашов, Саратовская область,

к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, г.Саратов,

о признании незаконным и отмене постановления № 26 от 15.02.2010г.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Багаутдинов *.*. , дов. от 13.01.2010г. № 17,



от Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области – Бобров *.*. , дов. от 31.10.08г.,

Установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района, г.Балашов, Саратовская область с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене Постановление по делу об административном правонарушении № 26 от 15.02.10г.

В судебное заседание явились представители сторон.

Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица требования оспорил.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 11.03.2010г. до 14 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела,

суд Установил:

с 05 по 10 февраля 2010г. на основании приказа министра-председателя Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области № 128 от 03.02.2010г. проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства при организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов Администрацией муниципального образования г.Балашов



Проверкой выявлено, что Администрацией муниципального образования г.Балашов Саратовской области не соблюдаются экологические требования при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, а именно, Администрацией не исполняются обязанности по надлежащему обеспечению вывоза бытовых и промышленных отходов с 1 по 4 класс опасности на территории г.Балашова. Проверкой установлено, что в городе осуществляется вывоз отходов МУП «Благоустройство и озеленение» без лицензии на транспортировку несортированного мусора 4-го класса опасности от населения, отходов от предприятий и организаций города 3-4 класса опасности.

Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области считает, что Администрацией не осуществлена организация сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории муниципального образования г.Балашов.

Тем самым, по мнению административного органа, заявителем нарушены требования ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ответственность за данное правонарушение, по мнению Комитета, предусмотрена ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проверки составлен акт проверки № 5/9 от 10.02.2010г.

На основании материалов проверки административным органом в отношении Администрации МО г. Балашов составлен протокол №17/06-5 об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования.

10.02.2010г. Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в отношении Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области вынесено предписание № 5/10 об устранении нарушений природоохранного законодательства, выявленных в результате проверки. Согласно указанного документа Администрации предписывалось организовать сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории МО г.Балашов. Срок исполнения данного предписания - 01.06.2010г.

15.02.2010г. Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области вынесено Постановление № 26 о привлечении Администрации муниципального образования г.Балашов к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Заявитель не согласен с указанным Постановлением, считает его незаконным и необоснованным, просит суд оспариваемое Постановление признать незаконным и отменить. Заявитель считает, что им не нарушены требования ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Заявитель считает, что для осуществления сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органами местного самоуправления могут создаваться муниципальные предприятия и учреждения, а также размещаться муниципальные заказы, в связи с чем, Администрацией были проведены необходимые организационные мероприятия. Администрация учредила МУП «Благоустройство и озеленение», которое является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет вывоз отходов с территории муниципального образования город Балашов. Кроме того, на территории муниципального образования город Балашов действует предприятие, имеющее лицензию на сбор и вывоз отходов и мусора III и IV класса опасности. Собственник имущества (учредитель) не отвечает по обязательствам предприятия. Заявитель считает, что административным органом не доказан класс опасности отходов, не доказан в действиях Администрации состав административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ.

Представитель Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области возражает против требований заявителя, считает, что Администрацией муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района нарушены требования ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», т.е. Администрацией не надлежащим образом организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а именно, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора III и IV класса опасности осуществляется МУП «Благоустройство и озеленение» без специального разрешения, что по мнению административного органа, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

Ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования установлена главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Цель статьи состоит в обеспечении технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды.

Объективная сторона правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.

Субъекты правонарушения являются специальными, т.е. это лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.

Как видно из материалов дела, Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в период с 05 по 10 февраля 2010г. проведена проверка Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района на предмет соблюдения экологических требований при организации сбора и вывоза бытовых отходов и промышленных отходов.

Из материалов дела следует, что Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области вменяется в вину несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно, осуществление МУП «Благоустройство и озеленение» вывоза мусора несортированного от населения 4 класса опасности, мусора производственного, мусора от бытовых помещений, прочих коммунальных отходов (смет с территории) от предприятий и организаций города 4 класса опасности без лицензии на транспортировку указанных отходов.

Оспаривая доводы административного органа, Администрация указывает на то, что не осуществляла и не осуществляет мероприятия, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов.

Суд, рассматривая указанный довод заявителя, исходит из следующего.

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст. 1 Закона к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использования, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Согласно ст. 9 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

В соответствии с п.74 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

В соответствии со ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления“ к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно Уставу муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области Муниципальное образование город Балашов является муниципальным образованием со статусом городского поселения и входит в состав Балашовского муниципального района.

В структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Балашов входит администрация муниципального образования город Балашов. Одним из полномочий администрации в целях решения вопросов местного значения является создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений на основании решения Совета, координация деятельности муниципальных учреждений.

Согласно Устава муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района в целях организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора создано Муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство и озеленение».

Кроме того, заявителем был размещен муниципальный заказ на сбор и вывоз мусора с территории муниципального образования город Балашов в 1-ом квартале 2010г.

13.05.2010г. Совет муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области принял Решение № 10/1 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Балашов».

Указанные Правила устанавливают общеобязательные нормы поведения для физических и юридических лиц и регламентацию деятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в сфере благоустройства территории муниципального образования город Балашов.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки выявлено осуществление Муниципальным унитарным предприятием «Благоустройство и озеленение» хозяйственной деятельности по вывозу мусора несортированного от населения 4 класса опасности, мусора производственного, мусора от бытовых помещений, прочих коммунальных отходов (смет с территории) от предприятий и организаций 4 класса без лицензии.

Администрации вменяется в вину не обеспечение надлежащего вывоза бытовых и промышленных отходов с 1 по 4 класс опасности и, как следствие, наличие в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд считает, что статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не возлагает на орган местного самоуправления ответственность за ненадлежащую организацию вывоза бытовых и промышленных отходов (в рассматриваемом случае за отсутствие у МУП «Благоустройство и озеленение» лицензии на транспортировку отходов 1-4 классов опасности).

Из материалов дела следует, что Администрация муниципального образования города Балашова Саратовской области привлечена к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия, при этом не является субъектом данного правонарушения, в связи с чем, у заявителя отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности сбору и вывозу отходов 1 – 4 класса опасности.

Из смысла ст. 17 Закона № 128-ФЗ следует, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Однако, как указывалось выше, Администрация не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов или иному обращению с опасными отходами.

Следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В соответствии со ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место сам факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.

Материалами дела подтверждается, и не оспаривается административным органом, что деятельность по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов с классом опасности с 1 по 4 осуществляется МУП «Благоустройство и озеленение». В связи с этим, МУП «Благоустройство» с учетом специфики осуществляемой им деятельности, должно было принять все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства об охране окружающей среды, лицензировании отдельных видов деятельности, законодательства, регулирующего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Исследовав представленные в материалы дела документы по административному делу, суд Установил, что протокол об административном правонарушении также как и оспариваемое Постановление не соответствует установленным в названной статье, поскольку лицо, привлеченное Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и указанное в протоколе и оспариваемом постановлении, не является субъектом данного административного правонарушения.

Суд считает, что состав правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ вменяемый Администрации МО г.Балашов, определен административным органом неверно.

Обязанность по доказыванию состава вменяемого заявителю административного правонарушения возложена на административный орган.

Из представленных материалов административного дела следует, что анализ собранных в ходе проверки доказательств, не свидетельствует о совершении заявителем правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

В рассматриваемом случае административным органом не представлено надлежащих доказательств совершения заявителем правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Администрации города Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

Согласно статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Изложенные в материалах административного дела обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава вышеупомянутого административного правонарушения.

Доказательств, подтверждающих несоблюдение заявителем в момент проведения проверки экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, не представлено.

Согласно статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу Постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

При этом в силу статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

В рассматриваемой ситуации Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области не представил доказательств обоснованности привлечения Администрации к административной ответственности.

Суд считает, что административный орган привлек Администрацию к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ при отсутствии надлежащих доказательств совершения заявителем вмененного ему правонарушения с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении, является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Кроме того, суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Выяснение этих обстоятельств осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении.

Таким образом, в протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе: дата и место его составления, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении событии правонарушения и другие обстоятельства.

Между тем протокол об административном правонарушении №17/06-5 не отвечает названным требованиям. В протоколе №17/06-5 об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования, вынесенного в отношении Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района, отсутствует дата его составления. В тексте протокола также отсутствует дата выявления правонарушения.

В соответствии с п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 15.02.10г. № 26, подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.04г. суду необходимо исходить из того, что после принятия решения о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ, в силу ст. 29.9 КоАП РФ является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление по делу об административном правонарушении № 26 от 15.02.10г.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области *.*. Пузина