Судебная практика

Решение от 18.11.2009 №А50-30597/2009. Решение от 18 ноября 2009 года № А50-30597/2009. Пермский край.

Решение

г.Пермь

18.11.2009 года Дело № А50–30597/2009

Резолютивная часть решения объявлена судом 16.11.09г., Решение в полном объеме изготовлено 18.11.09г.

Арбитражный суд Пермского края в составе:

Судьи: Аликиной *.*.

При ведении протокола судебного заседания судьей

Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ИП Каменецкого *.*.

к Министерству здравоохранения Пермского края

о признании недействительным решения

От заявителя – Каменецкий *.*. т ответчика – Варова *.*. оверенность от 28.09.09г. №СЭД-34-01-11-537;



ИП Каменецкий *.*. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на право осуществления медицинской деятельности по специальности психиатрия, содержащегося в уведомлении Министерства здравоохранения Пермского края от 14.08.09г. Заявленные требования мотивированы не соответствием обжалуемого отказа законодательству о лицензировании медицинской деятельности, содержащем закрытый перечень документов, представляемых соискателем лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Ответчик заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Как указывает ответчик, требования лицензирующего органа основаны на Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.01.07г. №30. Содержащиеся в указанном Положении требования о выполнении медицинских технологий и об организации контроля качества предоставляемых услуг соискатель лицензии самостоятельно выполнять не может, а договоры со специалистами соответствующего профиля им не представлены.

Рассмотрев материалы дела, заслушав заявителя и ответчика,

суд Установил:

ИП Каменецкий *.*. обратился в Министерство здравоохранения Пермского края с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность. На основании приказа министра здравоохранения Пермского края Тришкина *.*. от 07.08.09г. №834-Л лицензирующим органом была проведена проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. По результатам проверки составлен акт от 12.09.09г. и принято Решение (издан приказ) от 14.08.2009г. №857-Л об отказе ИП Каменецкому *.*. в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности на объекте :г.Пермь, П.Осипенко, 51А по работам (услугам), выполняемым при осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии. Причиной отказа явилось нарушение соискателем лицензии п. 5 п.п. е, з Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30. В адрес заявителя было направлено уведомление от 14.08.09г. №781/09, содержащее выписку из вышеуказанного приказа Министерства здравоохранения Пермского края. Не согласившись с отказом в выдаче лицензии, ИП Каменецкий *.*. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Лицензия - специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст.2 Федерального закона).

Принятие решений о предоставлении лицензии относится к полномочиям лицензирующего органа (ст. 6 Федерального Закона).

Статьей 9 Федерального Закона о лицензировании установлена процедура принятия решения о предоставлении лицензии. Согласно положениям данной статьи для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;



фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удосто Ф.И.О. государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Абзацем 10 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона. Лицензирующий орган принимает Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное Решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий (п.3 ст.9 Федерального Закона).

В пункте 3 указанной статьи перечислены основания для отказа в предоставлении лицензии. К таким основаниям относится: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Согласно Перечню видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. №45, медицинская деятельность, осуществляемая организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением деятельности Ф.И.О. медицинской помощи относится к виду деятельности, лицензирование которой осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006г. №4-п утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пермского края. Пунктом 3.1.6 указанного Положения предусмотрено, что Министерство здравоохранения Пермского края осуществляет лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности Ф.И.О. медицинской помощи).

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона о лицензировании установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации и установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности относится к основным принципам лицензирования.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.

Согласно п. 2 указанного Положения лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности Ф.И.О. медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения Ф.И.О. медицинской помощи (далее - лицензирующие органы).

Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, с Ф.И.О. скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги) (п. 4 Положения).

Пунктом 7 Положения установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“, а также: копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности; копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя; копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг); копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг); копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику; копии документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности; копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности.

Пунктом 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением.

Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что заявителем были представлены документы, перечисленные в указанном перечне.

Несмотря на это, ИП Каменецкому *.*. было отказано в предоставлении лицензии на том основании, что он не отвечает лицензионным требованиям и условиям, установленным в подпунктах «е», «з» пункта 5 Положения о лицензировании.

Согласно указаниям пункта 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются: соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. «е» п. 5); обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) (п.п. «з» п. 5). Как указывает лицензирующий орган, индивидуальный предприниматель не может обеспечить весь комплекс мероприятий, установленных стандартом (Приказ Минздрава РФ от 06.08.1999г. №311 «Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств») (например общий анализ крови, мочи, консультации других специалистов), потому что не является специалистом в соответствующих областях и не имеет лицензии, а в связи с чем он должен заключить договор на оказание диагностических исследований и консультаций специалистов с лечебными учреждениями. Заявитель также не может гарантировать контроль качества предоставляемых им услуг, так как в договорных отношениях с организацией, имеющей лицензию на данный вид услуг, он не состоит.

Однако, на стадии выдачи лицензии лицензирующий орган выясняет обстоятельства, связанные с возможностью соискателя лицензии выполнять лицензионные требования, в порядке, установленном законодательством о лицензировании.

В частности, пунктом 5 Положения установлено, что соискатель

лицензии должен отвечать следующим требованиям: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям; наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет; наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет; наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) (подпункты «а», «б», «в», «г» пункта 5 Положения). Каких-либо иных требований к соискателю лицензии Положение о лицензировании медицинской деятельности не содержит.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона о лицензировании лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Таким образом, лицензирующий орган, осуществляющий лицензионный контроль, вправе в будущем провести проверку индивидуального предпринимателя по соблюдению им лицензионных требований и условий, в том числе, установленных подпунктами «е» и «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности. В свою очередь, индивидуальный предприниматель Каменецкий *.*. в случае получения лицензии обязан будет предпринять меры по обеспечению соблюдения медицинских стандартов и по контролю качества оказываемых услуг. На стадии получения лицензии ИП Каменецкий *.*. , являющийся соискателем лицензии и не обладающий правом на оказание медицинских услуг, не может выполнить данные требования, поскольку договоры возмездного оказания услуг, заключенные им с медицинскими учреждениями и организацией, имеющей право осуществлять контроль качества услуг по психиатрии, не будут иметь реального содержания.

Учитывая, что отказ в выдаче лицензии не соответствует законодательству о лицензировании и нарушает права заявителя, оспариваемый ненормативный правовой акт подлежит признанию недействительным.

Госпошлина, уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд, подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку государственные органы в силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражному суде.

Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд Пермского края

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Пермского края в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. выдан Ленинским ОВД г. Перми, 25.06.2002г., место нахождения:614068 Пермский края, г.Пермь, ул. Большевистская, дом 165 квартира 77 ИНН 590203048947, ОГРН 309590317300011, ОКПО 166473146 на объекте: 614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Полины Осипенко, д. 51А. Работы (услуги) выполняемые: при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по психиатрии, изложенный в уведомлении от 14.08.2009г. №781/09 как не соответствующий закону и обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

Выдать индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 100 рублей, уплаченной по чеку-ордеру №197 от 17.09.09г.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья *.*. Аликина