Судебная практика

Решение от 18.11.2009 №А51-20477/2009. По делу А51-20477/2009. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-20477/2009

18 ноября 2009 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи *.*. Хвалько,

при ведении протокола судебного заседания судьей *.*. Хвалько,

рассмотрев в судебном заседании 13.11.2009 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Автоимпорт» к Владивостокской таможне

о признании недействительным постановления от 13.10.2009 по делу об административном правонарушении № 10702000-860/2009,

при участии в заседании представителей

от заявителя – не явился, надлежаще извещен;

от таможенного органа – главный государственный таможенный инспектор *.*. Вялкова по доверенности № 4 от 16.01.2009;

Установил:



Общество с ограниченной ответственностью «Автоимпорт» (далее по тексту – заявитель, декларант, общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни ( далее по тексту – таможенный орган, таможня) о привлечении к административной ответственности № 10702000-860/2009 от 13.10.2009 года, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

По мнению заявителя, в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, отсутствует событие административного правонарушения и вина как необходимый элемент состава административного правонарушения, поскольку ввоз автозапчастей был ввезен в соответствии с письмом ФТС от 19.12.20069 №06-73/44906 «О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации», по которому ввозимые заявителем запасные части в указанный перечень не входят.

Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд не явился, письмом от 12.11.09 просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в связи с чем и на основании ч.2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.

Представитель таможни требования заявителя не признала, пояснила суду, что в связи с установлением факта непредставления сертификатов соответствия на ввезенные товары при их таможенном декларировании общество обоснованно привлечено к административной ответственности, с доводами заявителя относительно отсутствия состава административного правонарушения не согласна.

Исследовав доказательства по делу, выслушав мнения представителей сторон, суд Установилследующее.

02 октября 2009 года должностным лицом Владивостокской таможни составлен протокол об административном правонарушении № 10702000-860/2009 по части 1 ст. 16.3 КоАП России. При составлении протокола присутствовал законный представитель юридического лица генеральный директор общества Плотников *.*.

Основанием составления протокола об административном правонарушении послужили следующие обстоятельства.

02 октября 2008 года на таможенную территорию РФ ввезен товар, в целях таможенного оформления которого подана грузовая таможенная декларация (ГТД) № 10702030/141008/0057534, в которой были заявлены, в частности, товары: зеркала заднего вида для автомобилей.

С документами, представленными одновременно с грузовой таможенной декларацией, не были представлены сертификаты соответствия.

Возражая против доводов заявителя, представитель таможенного органа пояснил, что нормативным документом, обязывающим декларанта представить сертификат на стадии таможенного декларирования, является Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», согласно которому в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.



Таможенный орган указал, что статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определены условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Данным Законом установлено, что Правительством России до вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подлежащий декларированию соответствия. Постановлением Правительства России от 13.08. 1997 года №1013 утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, согласно которому обязательной сертификации подлежат товары по коду 45 класса ОК 055-93, а именно изделия автомобильной промышленности согласно общероссийскому классификатору продукции от 30.12.1993 г. №301, утвержденному Постановлением Госстандарта России.

Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 №19 установлен перечень запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам, подлежащим обязательной сертификации. Таможенный орган указал, что пунктом 17 названного перечня наконечники рулевых тяг, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевые наконечники, амортизаторы подвески, зеркала заднего обзора являются товарами, подлежащими обязательной сертификации.

Кроме того, требования обязательной сертификации запасных частей к транспортным средствам содержат положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», согласно которому транспортные средства, изготовленные в России или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкции, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утвержденными уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Дополнительно к изложенному представитель таможенного органа сослался письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.07.2009 № 130-24/2623, согласно которому наконечники рулевых тяг, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевые наконечники, амортизаторы подвески, зеркала заднего обзора являются объектами обязательной сертификации.

Таможенный орган указал, что в соответствии с «Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация» данные запасные части должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 17 приложения 14 «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов».

Таможенный орган сослался на разъяснения Всероссийского научно-исследовательского института сертификации Росстандарта от 24.03.2009 №1-101/3-241 наконечники рулевых тяг, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевые наконечники, амортизаторы подвески, зеркала заднего обзора включены в «Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация» и проверяются на соответствие требованиям, указанным в пункте17 приложения 14 «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 №19 и являются объектом обязательной сертификации Системы сертификации ГОСТ Р.

Из заявления общества следует что при таможенном оформлении поступившего товара сертификат соответствия действительно не был представлен на ввозимый товар.

Причиной непредставления сертификатов на указанный товар, который был только частью товара, представленного к таможенному оформлению по ГТД № 10702030/141008/0057534, явилось то, что общество руководствовалось Письмом Федеральной таможенной службы России от 19.12.06 №06-73/44906 «О списке товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Представитель общества считает, что вины общества в совершении административного правонарушения нет, как и нет состава административного правонарушения.

Выслушав доводы сторон, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования общества подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.

Как обоснованно указано в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении, обязанность лица выполнить то или иное требование закона в сфере таможенных правоотношений вытекает из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

В рамках данного дела существо спора состоит в том, установлена ли законодательством, подлежащим применению, обязанность участника внешнеэкономической деятельности на стадии таможенного декларирования поступившего в его адрес товара по внешнеэкономическому контракту представить сертификат соответствия на наконечники рулевых тяг, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевые наконечники, амортизаторы подвески, зеркала заднего обзора.

Оценивая правовую позицию таможенного органа, суд считает, что таможенный орган не учел следующее.

Из положений Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» следует, что Правительство Российской Федерации устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.

В этой связи Правительство РФ издало Постановление №1013 от 13 августа 1997 года, которым (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.12.2005 N 775) утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.

В частности, в указанный перечень входят товары - легковые автомобили и мотовелотехника, в том числе автомобили легковые, мотоциклы с колясками; мотоциклы, мотороллеры, мокики, снегоходы, велосипеды, мотовелосипеды, мопеды; прицепы, коляски боковые к мотоциклам; запасные части, узлы и агрегаты к автомобилям и мотовелотехнике; шины и покрышки для автомобилей, мотоциклов и мотороллеров; велошины, велопокрышки, велокамеры (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии), относящиеся к коду 45 классов ОК 005-93.

Статьей 11 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ определены цели стандартизации, каковыми, в частности, являются: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся, в частности, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Учитывая изложенное, суд считает, что таможенный орган действие Общероссийского классификатора ОК-005-93 распространяет на отношения, не указанные в Федеральном законе «О техническом регулировании».

Постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 г. N 64 введена в действие в системе сертификации ГОСТ Р “Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация“ (Номенклатура №1).

Как указано в постановлении, основанием для пересмотра “Номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация“, послужило Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 287 “О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации… “.

Введение новой Номенклатуры 1 направлено на сокращение избыточности обязательной сертификации, отмеченной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (2001 г.).

Объектами Номенклатуры 1 являются продукция и услуги (работы), организация и проведение обязательной сертификации которых законодательными актами Российской Федерации возложены на Госстандарт России и которые подлежат обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р.

Номенклатура 1 предназначена для доведения до органов по сертификации, испытательных лабораторий, заявителей, органов государственного контроля и надзора, информации о конкретных объектах обязательной сертификации и нормативных документах, на соответствие требованиям которых осуществляется сертификация.

В целом Номенклатура 1 представляет собой упорядоченную совокупность позиций, содержащих сведения о продукции, услугах (работах), подлежащих обязательной сертификации, и о подтверждаемых требованиях конкретных нормативных документов.

При этом, статьей 29 Федерального закона «О техническом регулировании» определены условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Для целей таможенного оформления продукции Правительство Российской Федерации утверждает не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента на его основании списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в установленной сфере деятельности, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, осуществляют формирование указанных списков и представление их в Правительство Российской Федерации не позднее чем за шестьдесят дней до дня вступления в силу технического регламента.

Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

В настоящее время технические регламенты на товары, указанные в заявленной ГТД без сертификатов соответствия, не утверждены.

Федеральная таможенная служба в связи с вступлением в силу 1 января 2007 года Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности“ направила в таможенные органы для использования в работе список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, доработанный в части кодов ТН ВЭД России.

Указанный список утвержден уполномоченным Правительством органом в лице Заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Список товаров представлен в виде таблицы, где в графе 1 приведены наименования (описания) товаров, а в графе 2 - коды позиций ТН ВЭД России, в которые они входят.

Уточнения вида “из...“ в графе 2 “Коды позиций ТН ВЭД России“ указывают на необходимость руководствоваться, в первую очередь, наименованием (описанием) товара.

Таможенный орган считает, что в данном списке содержатся товары, не которые заявителем не представлен сертификат соответствия, несмотря на буквальное отсутствие наименования этих товаров в указанном списке, на том основании, что в колонке кода товарной номенклатуры содержится позиция «8708»

Суд считает, что таможенный орган неверно толкует пояснения по руководству указанным списком, в частности не учитывает требование руководствоваться описанием товара.

В описании товара значится, что сертификаты требуются на прицепы и полуприцепы автомобильные (кроме бывших в употреблении, предназначенные для перевозки высокорадиоактивных материалов) и тракторные (в том числе лесовозные); части автомобильных прицепов и полуприцепов: колеса, подвеска, тягово- сцепные устройства, тормозная система из 8708, из 8716 (кроме 8716 39 100 0, 8716 39 800, 8716 80 000 0, 8716 90 100 0, 8716 90 300 0, 8716 90 500 0 ).

Таким образом, в списке значатся части автомобильных прицепов и полуприцепов, а не автомобилей.

Кроме того, Федеральным агентством по техническому регулированию в лице заместителя руководителя 18 декабря 2006 года утвержден и 19 декабря 2006 года согласован с ФТС России список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации. Данный список Федеральной таможенной службой также доведен до таможенных органов, которым указано, в частности, следующее.

В целях исключения необоснованных задержек выпуска товаров и на основании решений, принятых на заседании межведомственной рабочей группы Ростехрегулирования и ФТС России, состоявшейся 23 января 2009 г., представление для целей таможенного оформления сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов (далее - сертификаты соответствия) при ввозе продукции (товаров), указанных в приложении N 1 к настоящему письму, является обязательным.

Так, в приложении №1 указаны товары: Части и оборудование автомобилей, классифицируемых в товарных позициях с 8702 по 8705 (кроме бывших в употреблении и восстановленных), а именно: - бамперы и их части; - ремни безопасности; - тормоза, сервотормоза, их части; - мосты ведущие с дифференциалом в сборе или отдельно от других деталей трансмиссии; - колеса ходовые, их части и принадлежности; глушители; - сцепление; нажимной и ведомый диск в сборе; - рулевые механизмы в сборе; - карданные валы; - крестовины .

Товар, заявленный обществом в таможенной декларации без приложения сертификатов, а именно зеркала заднего обзора, в данном списке не значатся.

Суд считает ошибочным довод таможенного органа о том, что в соответствии с указанным списком требуется обязательная сертификация всех товаров группы 8708 на стадии таможенного декларирования, так как в списке не присутствует весь перечень товаров группы 8708, кроме того в списке содержатся исключения в виде детализации «из 8708», а также «кроме».

Суд считает ошибочным утверждение представителя таможенного органа том, что заявитель не должен был руководствоваться данным документом, поскольку он адресован таможенным органам, а не широкому кругу лиц, поскольку данный вывод таможенного органа охватывает содержание письма ФТС России, без учета того, что письмо прежде всего доводит до сведения таможенных органов документ, принятый уполномоченным органом в лице Федерального агентства России по техническому регулированию.

Суд считает не имеющей значения для разрешения спора ссылку таможенного органа на письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 130-24/2627 от 31.07.2009, направленное в ответ на запрос таможенного органа, поскольку в указанном письме не содержится информации о том, что необходимость сертификации увязана с моментом таможенного декларирования.

Таможенный орган необходимость представления сертификата при таможенном декларировании обосновывал ссылкой на статью 15 федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г., в которой изложены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей.

В статье указано, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Позиция суда относительно применения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании ранее изложена, в связи применением специальных норм указанного законодательства применение положений федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 для целей таможенного оформления товаров не является обоснованным.

При этом суд не считает имеющим правовое значение для разрешения настоящего спора довод заявителя о неоднозначной практике рассмотрения таможенным органом вопросов привлечения к административной ответственности иных участников внешнеэкономической деятельности по таким же основаниям.

Суд считает, что таможенный орган не доказал наличие события административного правонарушения и его состав с точки зрения установления элемента состава- вины.

При исследованных обстоятельствах судом установлено, что заявитель исполнял действующие нормативные акты в соответствии с их содержанием, что исключает вину в действиях участника внешнеэкономической деятельности на этапе таможенного декларирования.

Учитывая изложенное, суд требования заявителя считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РешилПризнать незаконным Постановление от 13.10.2009 по делу об административном правонарушении № 10702000-860/2009 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Автоимпорт» к административной ответственности по части 1 ст. 16.3 КоАП России.

Решение вступает в силу по истечении десяти дней, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья *.*. Хвалько