Судебная практика

Решение от 10 сентября 2009 года № А59-3504/2009. По делу А59-3504/2009. Республика Саха.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации

Решение г. Южно-Сахалинск Дело № А59-3504/2009

10 сентября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шестопал *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании незаконным решения Комиссии по приватизации муниципального имущества, Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский», об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимате Ф.И.О. преимущественного права приобретения арендуемого имущества ? доли помещения магазина «Любава» площадью 77,4 кв.м., расположенного в г.Долинск по пр. Победы, 17, оформленного протоколом заседания комиссии от 23.03.2009 и письмом исх. № 374-А от 09 апреля 2009 года и обязании Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» совершить необходимые действия по реализации преимущественного права,

с участием представителей:

от заявителя – прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Сахалинской области Журавская *.*. , по удостоверению № 163541,

от Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский»– представителя Скороходовой *.*. по доверенности от 14.01.2009г., № 5 ПУ/КУМС,

от Комиссии по приватизации муниципального имущества– представитель не явился



от заинтересованного лица - Сафонова *.*. , паспорт серии 64 02 281037, выданный ОВД г.Долинска 17.09.2002 г.

Установил:

Заместитель прокурора Сахалинской области (далее – Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по приватизации муниципального имущества (далее – Комиссия), Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» (далее – Комитет), об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Сафоновой *.*. преимущественного права приобретения арендуемого имущества ? доли помещения магазина «Любава» площадью 77,4 кв.м., расположенного в г.Долинск по пр. Победы, 17, оформленного протоколом заседания комиссии от 23.03.2009 и письмом исх. № 374-А от 09 апреля 2009 года и обязании комитета совершить необходимые действия по реализации преимущественного права предпринимателя.

В обосновании заявленного требования указано, что 25 февраля 2009 Решением № 620/60 Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» третьего созыва на основании статьи 27 Устава муниципального образования утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2009 год.

Согласно прогнозному плану, утвержденному 02.03.09г. главой муниципального образования городской округ «Долинский», под реестровым номером 443 указан объект недвижимости – встроенное помещение магазина «Любава» в жилом доме, 1958г. постройки, общая площадь помещения 154,7 кв.м., расположенного по адресу: г.Долинск, пр. Победы, 17.

На основании договора аренды от 18.11.1998 №86 срок действия договора по 01.11.2001г., и договора аренды от 03.01.2001 № 1 срок действия договора по 01.01.2006г., индивидуальному предпринимателю Сафоновой *.*. , являющейся арендатором нежилого помещения магазина «Любава», расположенного: г.Долинск, пр. Победы, 17, последнее предоставлялось во временное владение, общей площадью 154,7 кв.метра.

С 2006 года и по настоящее время индивидуальный предприниматель Сафонова *.*. на основании договоров аренды от 01.01.2006 № 1, от 14.12.2007 № 77 (дополнительное соглашение к указанному договору от 01.01.2009), от 22.01.2009 № 12 является арендатором нежилого помещения магазина «Любава», расположенного: г.Долинск, пр. Победы, 17, площадью 77,4 кв.метра.

Индивидуальный предприниматель Сафонова *.*. , являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в Муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – ФЗ №159) имеет преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого имущества. В связи с чем, 10 марта 2009 индивидуальный предприниматель обратилась в комитет с заявлением о предоставлении преимущественного права приобретения в собственность арендуемого нежилого помещения магазина «Любава», расположенного: г.Долинск, пр. Победы, 17, обосновав свое заявление тем, что ею соблюдены все условия, предусмотренные ст. 3 указанного выше закона. Решением комиссии, отраженным в протоколе заседания комиссии по приватизации объекта муниципальной собственности: помещения магазина «Любава», расположенного: г.Долинск, пр. Победы, 17, от 23.03.2009 индивидуальный предприниматель Сафонова Т.Г признана не соответствующей условию, предусмотренному пунктом 2 статьи 3 ФЗ №159, поскольку право аренды всего помещения (общей площадью 154,7 кв.м.) закончилось 01.01.2006 года и с этой даты заключен договор аренды на ? часть помещения площадью 77,4 кв.метра. В связи с тем, что продаже подлежит все помещение магазина, как неделимого объекта, у индивидуально предпринимателя Сафоновой *.*. (арендатора) ? часть помещения отсутствует преимущественное право на приобретение арендуемого объекта недвижимости, о чем индивидуальный предприниматель Сафонова *.*. впоследствии была уведомлена письмом комитета от 09.04.2009 исх.№ 374-А. В связи с тем, что у индивидуального предпринимателя Сафоновой *.*. , арендуемое имущество находилось в пользовании более 3 лет, последняя осуществляла своевременную уплату арендной платы за арендуемый объект недвижимости, площадь которого не превышает установленные предельные значения, и арендуемое имущество не включено в соответствующий перечень государственного или муниципального имущества предназначенного для передачи во владение и (или) пользование, Решение комиссии, выраженное в протоколе от 23.03.2009 и Решение комитета, изложенное в письме от 09.04.2009 № 374-А об отказе индивидуальному предпринимателю Сафоновой *.*. в преимущественном праве приобретения арендуемого имущества (1/2 части помещения магазина «Любава», расположенного по адресу: г.Долинск, пр. Победы, 17), является незаконным.

В судебном заседании представитель прокурора заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Комитет в своем отзыве и его представитель в судебном заседании с заявлением прокурора не согласились, по основаниям указанным в письменном отзыве.



Индивидуальный предприниматель Сафонова *.*. в своем отзыве и в судебном заседании согласилась с требованием прокурора, по основаниям указанным в письменном отзыве.

Комиссия, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв на заявление не представила.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно свидетельству серии 65 № 000259211 Сафонова *.*. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией г.Долинска Сахалинской области 08.12.1995 № 684, о чем Межрайонной ИФНС РФ №5 по Сахалинской области 03.12.2004 внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и присвоен ОГРН 304650433800042.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно положениям статей 4, 10 и 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества, порядок планирования приватизации и порядок принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОТЧУЖДЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И АРЕНДУЕМОГО СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее- ФЗ №159) .

В силу ст. 3 ФЗ №159 (в редакции Закона), действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, связанных с отказом, субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Пунктами 2, 3 и 4 ст. 9 ФЗ № 159 установлено, что субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий указанным выше требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденные перечни государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять Решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

Статья 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ №209) понимает под субъектами малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Статьей 4 ФЗ №209 предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предусмотренные п. 3 ст. 4 вышеуказанного Закона предельные значения выручки о реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для каждой категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе для микропредприятия - 60 млн. рублей.

Как следует из материалов дела индивидуальный предприниматель Сафонова *.*. относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, численность работников за предшествующий календарный год не превышала 3 человек. Размер выручки от реализации услуг, без учета налога на добавленную стоимость, за 2008 составил 3 574 048 руб. 25 копеек.).

Указанное обстоятельство не оспаривается Комитетом.

Из материалов дела следует, что 18 ноября 1998 между Комитетом (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Сафоновой *.*. (арендатором) заключен договор аренды нежилого помещения № 86, по условиям которого арендодатель передает арендатору в пользование сроком с 01.11.1998 до 01.11.2001 нежилое помещение в жилом доме в виде магазина «Любава», полезной площадью 154,7 кв.м., находящиеся по адресу: г.Долинск, пр. Победы, 17.

По истечении установленного указанным договором срока аренды, 03.01.2001 стороны заключили договор аренды № 1, предметом договора явилось тоже самое нежилое помещение (магазин «Любава», полезной площадью 154,7 кв.м., находящиеся по адресу: г.Долинск, пр. Победы, 17.) Договор заключен на срок с 01.01.2001 по 01.01.2006 года.

01.01.2006 Комитет и индивидуальный предприниматель вновь заключили договор аренды нежилого помещения № 1. Комитет сдал в аренду индивидуальному предпринимателю нежилое помещение магазина «Любава», расположенное по адресу г.Долинск, пр. Победы, 17, площадью 77,4 кв.метра (1/2 помещения магазина). Срок договора определен до 31.12.2007 года.

14.12.2007 между комитетом и индивидуальным предпринимателем заключен договор аренды нежилого помещения № 77, предмет договора - (1/2) помещения магазина «Любава» расположенного по адресу г.Долинск, пр. Победы, 17, площадью 77,4 кв.метра. Срок договора определен до 30.11.2008. В дальнейшем, дополнительным соглашением от 01.01.2009 к договору аренды № 77 от 14.12.2007 продлен срок аренды нежилого помещения до 01.01.2009 года.

22.01.2009 между сторонами заключен договор аренды нежилого помещения № 12, предмет договора - (1/2) помещения магазина «Любава» расположенного по адресу г. Долинск, пр. Победы, 17, площадью 77,4 кв.метра. Срок договора определен с 01.01.2009 до момента опубликования объявления о продаже объекта.

Таким образом, индивидуальный предприниматель Сафонова *.*. с ноября 1998 непрерывно для осуществления предпринимательской деятельности арендует у комитета нежилое помещение магазина «Любава» расположенного по адресу г.Долинск, пр. Победы, 17, площадью 154,7 кв.м. до 01.01.2006, с 01.01.2006 по настоящее время площадью 77,4 кв.м (1/2 части помещения).

С момента заключения договора индивидуальный предприниматель Сафонова *.*. как арендатор нежилого помещения своевременно и в полном объеме производит оплату установленной арендной платы.

10 марта 2009 индивидуальный предприниматель Сафонова *.*. обратилась к председателю комитета с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого ею недвижимого имущества в собственность площадью 77,4 кв.м. в порядке части 2 статьи 9 ФЗ №159

Решением комиссии, отраженном в протоколе от 23.03.2009 заседания комиссии по приватизации объекта муниципальной собственности: нежилого помещения магазина «Любава» расположенного по адресу г.Долинск, пр. Победы, 17, площадью 77,4 кв.м. индивидуальный предприниматель признана не соответствующей условию, предусмотренному пунктом 2 статьи 3 ФЗ №159, так как право аренды всего помещения магазина общей площадью 154,7 кв.м. закончилось 01.01.2008, далее с этого периода заключен договор аренды от 14.12.2007 № 77 на ? часть нежилого помещения магазина, площадью 77,4 кв.метра. Поскольку продаже подлежит все помещение магазина, как неделимый объект, в предоставлении преимущественного права на приобретение указанного помещения индивидуальному предпринимателю отказано.

Впоследствии индивидуальный предприниматель Сафонова Т.Г была уведомлена письмом комитета от 09.04.2009 № 374-А об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, по причине не соответствия требованиям, установленным частью 1 статьи 3 Закона № 159-ФЗ.

Не согласившись с Решением Комиссии, оформленного протоколом заседания комиссии от 23.03.2009 и отказом Комитета, изложенным в письме письмом исх. № 374-А от 09 апреля 2009 года, в предоставлении индивидуальному предпринимате Ф.И.О. преимущественного права приобретения арендуемого имущества ? доли помещения магазина «Любава» площадью 77,4 кв.м., расположенного в г.Долинск по пр. Победы, 17, прокурор обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что отказ органа местного самоуправления является незаконным.

Так, объект муниципального имущества – нежилое помещение в жилом доме - магазин «Любава» площадью 77,4 кв.м., расположенное по адресу: г.Долинск, пр. Победы, 17, находится в пользовании арендатора непрерывно с 18 ноября 1998 года и по настоящее время, то есть более установленного ст. 3 ФЗ №159 срока, площадь арендуемого имущества не превышает установленные Законом Сахалинской области от 29.12.2008 № 117-ЗО «Об установлении предельного назначения площади арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений, находящихся в государственной собственности Сахалинской области или в муниципальной собственности, и срока рассрочки оплаты при их возмездном отчуждении» предельные назначения площади арендуемого имущества, равное 300 кв. метров.

Арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч.4 ст.18 ФЗ №209 перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Материалами дела установлено, что по состоянию на 01.11.2008 задолженности по арендным платежам за нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Долинск, пр. Победы, 17, арендатор-Сафонова *.*. не имеет, что подтверждается справкой комитета от 22.10.2008 № 1332.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем Сафоновой *.*. соблюдены все условия установленные статьей 3 ФЗ №159, необходимые для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества.

Указанные обстоятельства по делу и в судебном заседании представитель Комитета не оспаривал.

25 февраля 2009 Решением № 620/60 Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» третьего созыва на основании статьи 27 Устава муниципального образования утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2009 год.

Согласно прогнозному плану, утвержденному 02.03.09г. главой муниципального образования городской округ «Долинский», под реестровым номером 443 указан объект недвижимости – встроенное помещение магазина «Любава» в жилом доме, 1958г. постройки, общая площадь помещения 154,7 кв.м., расположенного по адресу: г.Долинск, пр. Победы, 17.

Из анализа оспариваемого решения комиссии, отраженного в протоколе от 23.03.2009 заседания комиссии по приватизации объекта муниципальной собственности: помещения магазина «Любава» в г. Долинск по пр. Победы, 17, письма Комитета следует, что основанием для отказа в реализации индивидуальным предпринимателем преимущественного права, явилось не соответствие заявителя условию, предусмотренному пунктами 1 и 2 статьи 3 ФЗ №159, поскольку, по мнению Комитета, продаже подлежит все помещение магазина, как неделимый объект, а не ? его площади.

Между тем, судом установлено, что ни сам ФЗ №159, ни его ст.3 с п.п. 1 и 2 не содержат такого основания отказа в приватизации арендуемого муниципального имущества как аренда ? части площади арендуемого имущества или неделимость здания.

Факт отсутствия задолженности у предпринимателя по арендной плате за арендуемое имущество подтверждается материалами дела.

Также судом установлено, что индивидуальный предприниматель длительный срок, более 10 лет, осуществляет непрерывную аренду недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Долинск по пр. Победы, 17.

За период действия договорных отношений аренды недвижимого имущества, сторонами была изменена общая площадь арендуемого нежилого помещения, так с ноября 1998 по январь 2006 размер площади составлял 154,7 кв.м., с января 2006 по настоящее время площадь арендуемого обета недвижимости равна 77,4 кв.метра.

Изменение условия договора аренды недвижимого имущества, а именно изменение арендуемой площади, не влияет на реализацию преимущественного права на выкуп арендуемого имущества субъектом малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Статья 1 Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее –ФЗ №122), под недвижимым имуществом понимает недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Согласно ст.12 ФЗ №122, помещение (жилое и нежилое) представляет собой «объект, входящий в состав зданий и сооружений».

Учитывая, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, на помещение как на часть здания распространяется правовой режим, установленный для зданий и сооружений.

В соответствии с частью 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

В этой связи, законодательством не установлен запрет на гражданский оборот нежилых помещений, их частей, входящих в состав здания, строения, сооружения, как недвижимого имущества.

Также суд учитывает, что Комитет, отказывая в приватизации ? части имущества, тем не менее, сдал в аренду указанную часть нежилого помещения предпринимателю Сафоновой, что также подтверждает довод суда о возможности участия в гражданском обороте ? доли недвижимого имущества – помещения в здании и свидетельствует о делимости помещения магазина. Кроме того, в судебном заседании представитель Комитета пояснил, что вторую половину помещения магазина помимо предпринимателя Сафоновой арендует другой предприниматель, помещение магазина имеет отдельный вход и выход. Запрета же на установление долевой собственности- собственности предпринимателя и муниципальной, гражданское законодательство не устанавливает.

Соответственно и ФЗ №159 также не содержит запрета на подобный преимущественный выкуп.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что индивидуальным предпринимателем Сафоновой *.*. выполнены все условия, предусмотренные статьей 3 ФЗ№ 159, следовательно, у нее имеется преимущественное право на выкуп ? часть арендуемого нежилого помещения в жилом доме магазин «Любава», расположенного по адресу: г. Долинск, пр. Победы, 17, в связи с этим Решение комиссии, выраженное в протоколе от 23.03.2009 и отказ комитета, изложенный в письме от 09.04.2009 № 374-А нельзя признать обоснованными.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконными Решения Комиссии по приватизации муниципального имущества, Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский», об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимате Ф.И.О. преимущественного права приобретения арендуемого имущества 1/2 доли помещения магазина «Любава» площадью 77,4 кв.м., расположенного в г. Долинске по пр. Победы, 17, оформленного протоколом заседания комиссии от 23.03.2009 и письмом исх. № 374-А от 09 апреля 2009 года, как несоответствующие нормам Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в Муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» совершить необходимые действия в рамках Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в Муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» для реализации индивидуальным предпринимателе Ф.И.О. преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья *.*. Шестопал