Судебная практика

Решение от 09.09.2009 №А73-12010/2009. По делу А73-12010/2009. Хабаровский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации Решение

г. Хабаровск Дело № А73-12010/2009

09 сентября 2009г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий)

к индивидуальному предпринима Ф.И.О. br>
о взыскании финансовых санкций в размере 386,40 руб.

При участии:



от Пенсионного фонда – не явились

от предпринимателя – не явились

Предмет спора:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) (далее – Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд к индивидуальному предпринима Ф.И.О. (далее – ИП Брайткрац И.Б., предприниматель) с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 386,40 руб., за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Предприниматель в судебное заседание не явился, определение суда с указанием времени и места судебного разбирательства, направленное предпринимателю по известному суду адресу места жительства ответчика, возвращено в суд органом связи за истечением срока хранения. При таких обстоятельствах, ответчик в силу пункта 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признается надлежаще извещенным, и его отсутствие не является препятствием для рассмотрения спора.

Рассмотрев материалы дела,

суд

Установил:

Пенсионным фондом была проведена камеральная проверка по вопросу своевременности представления ИП Брайткрац И.Б. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008г.



В ходе проверки было установлено, что в срок до 01.03.2009г. ИП Брайткрац И.Б. не представил в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о страховых взносах за 2008г., страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, а также копии платежных документов.

Выводы проверки были отражены в акте от 12.03.2009г. № 58/55, по результатам рассмотрения которого 02.04.2009г. руководителем Пенсионного фонда было вынесено Решение № 55 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 386,40 руб.

Требованием № 1094/55 по состоянию на 08.05.2009г. ИП Брайткрац И.Б. было предложено в срок до 25.05.2009г. уплатить штраф в сумме 386,40 руб. в добровольном порядке.

В связи с неисполнением требования в установленный срок, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в принудительном порядке.

Проанализировав представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.

Согласно статье 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе самостоятельно обеспечивающие себя работой индивидуальные предприниматели.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.

Статьей 2 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В целях организации индивидуального (персонифицированного) учета лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

В частности, статьей 1 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что к страхователям в числе прочих относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Таким образом, обязанность по представлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений о страховом стаже, страховых взносах и других сведений, необходимых для правильного назначения трудовой пенсии, ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена.

Пункт 2 статьи 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусматривает, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, в орган Пенсионного Фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке.

Из анализа статьи 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведений персонифицированного учета установлен только для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наемных работников. Срок для представления физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, указанных сведений ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ не установлен.

Между тем, на основании статьи 19 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования» (далее - Инструкция).

Пункт 38 Инструкции устанавливает, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.

При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).

Таким образом, срок представления в Пенсионный фонд Российской Федерации обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, установлен.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления.

Статьей 8.1 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Следовательно, Правительство Российской Федерации, установив в Инструкции срок представления сведений о страховом стаже и страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также статьей 19 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, влечет применение финансовых санкций по статье 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Из материалов дела следует, что в срок до 01.03.2009г. ИП Брайткрац И.Б. не представил в территориальный орган Пенсионного фонда индивидуальные сведения за 2008г., предусмотренные статьей 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в связи с чем, совершил правонарушение, предусмотренное статьей 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 28 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В 2008г. стоимость страхового года установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 246 в размере 3 864 руб., в том числе: 2 576 руб. - на финансирование страховой части трудовой пенсии, 1 288 руб. - на финансирование накопительной части пенсии.

Следовательно, штраф по статье 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ составляет 386,40 руб. (3 864 руб. х 10 %).

Обстоятельств, смягчающих ответственность предпринимателя за совершенное правонарушение, судом не установлено.

При изложенных обстоятельствах, суд находит правомерным привлечение ИП Брайткрац И.Б. к ответственности по статье 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 386,40 руб., а заявление Пенсионного фонда обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ИП Брайткрац И.Б. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 500 руб.

Руководствуясь статьями 167-171, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

заявление удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринима Ф.И.О. (12.05.1968 года рождения, уроженца г.Ачинск Красноярского края; 682640, Хабаровский край, Амурский р-н, г.Амурск, пр-кт Комсомольский, д.65, кв.60; ОГРН 304270612000130) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в сумме 386 руб. 40 коп., и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья М.А. Барилко