Судебная практика

Решение от 18.11.2008 №А13-9608/2008. По делу А13-9608/2008. Вологодская область.

Решение

18 ноября 2008 года город Вологда Дело № А13-9608/2008

Резолютивная часть решения вынесена 14 ноября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Ковшиковой *.*. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туловой *.*. , рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабаевском районе Вологодской области о взыскании с крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнова *.*. финансовой санкции в сумме 184 рублей 80 копеек,

Установил:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабаевском районе Вологодской области (далее – УПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнова *.*. (далее – крестьянское хозяйство) финансовой санкции в сумме 184 рублей 80 копеек на основании решения от 05.06.2008 № 82 и требования от 05.06.2008 № 82 об уплате финансовой санкции.

В обоснование предъявленных требований УПФ РФ сослалось на непредставление крестьянским хозяйством в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2007 год.

Заявитель, извещенный о принятии заявления к производству, не направил возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Крестьянское хозяйство, извещенное о принятии заявления к производству, не заявило возражений в отношении предъявленных требований и рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Дело рассмотрено по правилам статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).



Исследовав материалы дела, суд считает предъявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, УПФ РФ составлен акт от 05.05.2008 № 103 (лист дела 11), в котором зафиксировано правонарушение в виде непредставления крестьянским хозяйством индивидуальных сведений за 2007 год, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Рассмотрев материалы по указанному факту, УПФ РФ приняло Решение от 05.06.2008 № 82 (лист дела 13) о привлечении крестьянского хозяйства к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в сумме 184 рублей 80 копеек – в размере 10% от суммы фиксированного платежа, подлежащего уплате физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

На основании принятого решения УПФ РФ направило в адрес крестьянского хозяйства требование от 05.06.2008 № 82 об уплате финансовой санкции (лист дела 14).

В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке, УПФ РФ обратилось с заявлением в суд.

Крестьянское хозяйство создано и зарегистрировано в качестве юридического лица Решением Малого Совета районного Совета народных депутатов от 29.12.1992 № 233 (листы дела 9 – 10) в порядке, предусмотренном разделом II Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

Таким образом, крестьянское хозяйство является юридическим лицом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Крестьянское хозяйство зарегистрировано в УПФ РФ 15.04.1993 (регистрационный номер 045-001-00330) и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.



Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Аналогично статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта.

Следовательно, крестьянское хозяйство обязано представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за 2007 год не позднее 03.03.2008 (01.03.2008 и 02.03.2008 – выходные дни).

Такие сведения крестьянское хозяйство не представило.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Крестьянское хозяйство привлечено к ответственности как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, о чем прямо указано в решении УПФ РФ.

Устанавливая обстоятельства правонарушения, УПФ РФ в акте от 05.05.2008 № 103 указало на обязанность представления крестьянским хозяйством индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

В решении о привлечении к ответственности указано на непредставление крестьянским хозяйством индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2, 5 и 6 Закона № 27-ФЗ.

Пункты 5 и 6 Закона № 27-ФЗ предусматривают обязанность представления индивидуальных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, и не могут применяться к юридическим лицам. Следовательно, УПФ РФ не вправе привлекать крестьянское хозяйство к ответственности за непредставление сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Как указано выше в настоящем решении, пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность организаций представить индивидуальные сведения о каждом работающем застрахованном лице.

Привлекая крестьянское хозяйство к ответственности, УПФ РФ не Установило, имеются ли у крестьянского хозяйства застрахованные лица, либо его глава самостоятельно уплачивает фиксированный платеж в соответствии со статьей 28 Закона № 167-ФЗ.

Если у крестьянского хозяйства имеются застрахованные лица, о чем должно быть известно УПФ РФ, то размер штрафа должен исчисляться от суммы страховых взносов, исчисленных с выплат таким лицам. Если глава крестьянского хозяйства самостоятельно уплачивает страховые взносы в виде фиксированного платежа как предприниматель, то обязанность представлять индивидуальные сведения возлагается на главу в силу пунктов 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а не на крестьянское хозяйство.

Кроме того, УПФ РФ применило к крестьянскому хозяйству финансовую санкцию, исчисленную от суммы фиксированного платежа.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона № 167-ФЗ суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 указанного закона, то есть индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Эта норма в силу пункта 1 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 № 148, распространяется на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, крестьянское хозяйство, как юридическое лицо, не является плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа, в связи с чем не может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10% от суммы фиксированного платежа аналогично физическому лицу, самостоятельно уплачивающему страховые взносы.

На основании изложенного требования УПФ РФ удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что УПФ РФ освобождено от уплаты госпошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и в удовлетворении его требований отказано, согласно статье 110 АПК РФ госпошлина не подлежит взысканию в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

Решил:

в удовлетворении требований государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабаевском районе Вологодской области о взыскании с крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнова *.*. финансовой санкции в сумме 184 рублей 80 копеек отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Ковшикова