Судебная практика

Решение от 19 ноября 2010 года № А33-8800/2010. По делу А33-8800/2010. Красноярский край.

Решение 19 ноября 2010 года

Дело № А33-8800/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2010 года.

В полном объеме Решение изготовлено 13 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермаковой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Транссибнефть» в лице филиала «Красноярское районное нефтепроводное управление» (г. Красноярск)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск),

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) (г. Москва)

о признании незаконным бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Красноярском краю, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество),

об обязании принять Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Платоненко Л.Г., представителя по доверенности от 24.02.2010 №147/10/22, Спиридонова Ю. А. представителя по доверенности от 23.08.2010 №331/10/22,

от ответчика: Павлович В.Н., представителя по доверенности от 13.11.2009 №04-4103,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кравцовой В. Н.,

Установил:

открытое акционерное общество «Транссибнефть» в лице филиала «Красноярское районное нефтепроводное управление» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом:



о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Красноярскому краю, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность ОАО «Транссибнефть» земельного участка с кадастровым номером 24:21:4702001:821 площадью 118159,00 кв. м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов, который определен местонахождением: Красноярский край, район Козульский НПС Кемчугская № 49 путем заключения договора купли-продажи,

об обязании Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) принять Решение о предоставлении ОАО «Транссибнефть» земельного участка на праве собственности, подготовить и направить ОАО «Транссибнефть» проект договора купли-продажи земельного участка.

Заявление принято к производству суда. Определением от 02.07.2010 возбуждено производство по делу.

Заявитель уточнил наименование ответчика, просил считать надлежащим ответчиком - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Заявление удовлетворено в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 18.08.2010 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение требований заявителя, где последний просил :

признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Красноярском краю, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность ОАО «Транссибнефть» земельного участка с кадастровым номером 24:21:4702001:821 площадью 118159,00 кв. м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов, который определен местонахождением: Красноярский край, район Козульский НПС Кемчугская № 49 путем заключения договора купли-продажи,

обязать Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае принять Решение о предоставлении ОАО «Транссибнефть» земельного участка на праве собственности, подготовить и направить ОАО «Транссибнефть» проект договора купли-продажи земельного участка.

Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае требования не признает.

Ответчик – Росимущество, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в заседание не явился, представителя не направил. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ответчика.

От ответчика – Росимущества, поступил письменный отзыв, в соответствии с которым последний просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 13.11.2010, о чем вынесено протокольное определение. После перерыва судебное заседание было продолжено с участием тех же представителей ответчика и заявителя.

Представитель истца представил дополнительные пояснения к заявлению.

Представитель территориального управления заявил, что не были представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на все объекты.

Ответчик – Росимущество, надлежащим образом извещено. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.

Представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов по делу, требования поддерживает в полном объеме, представил возражения на отзывы территориального управления и Росимущества, пояснил следующее:



документы для принятия решения о продаже земельного участка и оформления были представлены в соответствии с утвержденным перечнем (Приказ МЭР РФ от 30.10.2007 № 370, дополнительно запрошенные документы направлены письмом 07.04.2010);

доводы о том, что на испрашиваемом земельном участке находятся 36 объектов недвижимого имущества не соответствуют представленным документам. Согласно проекту территориального землеустройства, межевому делу часть объектов расположена на других земельных участках;

оснований для выполнения повторных работ по кадастровому учету не имеется. Земельный участок имеет кадастровый номер, границы и площадь согласованы;

земельный участок не относится к землям изъятым из оборота;

к заявлению был приложен кадастровый паспорт, оформленный в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ № 32 от 18.02.2008;

на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты, которые принадлежат иным лицам.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ОАО «Транссибнефть» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Красноярский край, район Козульский, НПС «Кемчуг», № 49 а именно: сооружение нежилое протяженностью 0,1777 км., сети водопровода, сооружение нежилое протяженностью 0,2078 км., сети бытовой канализации, сооружение нежилое протяженностью 1,025 км., эстакада, сооружение нежилое протяженностью 1,362 км., внутриплощадочные дороги, сооружение нежилое площадью 130,5 кв.м., контрольно-пропускной пункт, нежилое здание общей площадью 47,4 кв.м., нежилое здание общей площадью 35,9 кв.м., нежилое задние общей площадью 573,1 кв.м., нежилое здание общей площадью 195,5 кв.м., нежилое здание общей площадью 13,6 кв.м., нежилое сооружение общей площадью 22,2 кв.м., нежилое задние общей площадью 42,3 кв.м., нежилое задние общей площадью 129,1 кв.м., нежилое задние общей площадью 406,6 кв.м., нежилое задние общей площадью 705,9 кв.м., нежилое задние общей площадью 35,7 кв.м., нежилое задние общей площадью 47,7 кв.м., нежилое задние общей площадью 203,1 кв.м., нежилое задние общей площадью 90,9 кв.м.

Право собственности на указанные объекты подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. В материалы дела представлены документы приватизации объектов недвижимого имущества.

В целях эксплуатации нежилых зданий и сооружения 23.06.2008 между ОАО «Транссибнефть» (арендатор) и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (арендодатель) заключен договор № 21-17 аренды земельного участка федеральной собственности, в том числе земельного участка с кадастровым номером 24:21:4702001:0821, по адресу: Красноярский край, район Козульский, относительно ориентира НПС «Кемчугская» № 49, общей площадью 118 159, 00 кв.м., категория земель: земли промышленности, транспорта; разрешенное использование: для эксплуатации объектов, фактическое использование: для обслуживания и эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов, фактическое использование: под НПС «Кемчугская».

Согласно пункту 1.3. договора аренды арендатор подтверждает, что иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие другим лицам на праве собственности или ином вещном праве, на предоставленном участке отсутствуют.

Срок аренды установлен с 23.06.2008 по 22.06.2057. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 11.01.2009 за номером 24-24-02/023/2008-397 (выписка из ЕГРП от 23.04.2009 № 02/001/2009-998).

Согласно кадастровому плану от 05.04.2007 № 21/07-202 земельный участок по адресу: Красноярский край, район Козульский, относительно ориентира НПС «Кемчугская» № 49, общей площадью 118 159, 00 кв.м., КН 24:21:4702001:0821, относится к категории земель: земли промышленности, транспорта; разрешенное использование: для эксплуатации объектов Рыбинской ЛПДС, фактическое использование: для обслуживания и эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов, фактическое использование: под НПС «Кемчугская». Сведения о правах отсутствуют.

В материалы дела представлены свидетельство о государственной регистрации права от 20.07.2007, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: Красноярский край, район Козульский, относительно ориентира НПС «Кемчугская» № 49, общей площадью 118 159, 00 кв.м., КН 24:21:4702001:0821.

15.06.2009 ОАО «Транссибнефть» в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Территориальное управление Росимущества по Красноярскому краю с заявлением исх. № 39/3926 о предоставлении ОАО «Транссибнефть» указанного выше земельного участка в собственность за плату; просил применить выкупную цены за земельный участок в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Судом установлено, что в заявлениях о приватизации земельного участка в качестве приложения указаны учредительные документы заявителя, правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости заявителя и на испрашиваемый земельный участок, кадастровые план земельного участка, доверенность представителя, Решение акционеров ОАО «Транссибнефть», иные документы.

Письмом от 19.08.2009 №10-191 обращение заявителя о приватизации земельного участка направлено ТУ Росимущества в Красноярском крае в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения, а также документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 № 370.

Письмом от 01.12.2009 исх. № ПП-10/30456 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило Территориальному управлению о необходимости представить ОАО «Транссибнефть» дополнительные документы к заявлению от 19.08.2009 №10-191, а именно: документы, обосновывающие целесообразность передачи испрашиваемого земельного участка в указанных границах, документы подтверждающие наличие или отсутствие на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам, документы, подтверждающие полномочия представителя ОАО «Транссибнефть» на выкуп земельного участка, кадастровые паспорта объектов недвижимости.

Письмом от 18.01.2010 исх. № 39-17/686 заявитель обратился к Территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае просило сообщить о результатах рассмотрения заявления о предоставлении за плату земельных участков, в том числе КН 24:21:4702001:0821.

Письмом от 25.02.2010 исх. № 10-2180/2532 Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае запросило у заявителя дополнительные документы, в том числе. подтверждающие наличие или отсутствие на испрашиваемых земельных участках строений, сооружений, принадлежащих иным лицам, а именно, письмо государственного органа, осуществляющего государственный учет технический учет и техническую инвентаризацию, документы, обосновывающие целесообразность передачи испрашиваемого земельного участка в указанных границах.

ОАО «Транссибнефть» обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю с заявлением от 07.04.2010 № 39/2215 (вх. от 08.04.2010) с приложением следующих документов: копию письма Козульского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 02.04.2010 №59, копию постановления администрации Козульского района от 29.09.2005 №315, копию проекта территориального землеустройства - том 4, книга 1, копия землеустроительного дела по межеванию земельных участков, занятых объектами недвижимости ОАО «Транссибнефть», не входящих в линейную часть магистральных трубопроводов - том 1 книга № 7.

Письмом от 29.04.2010 № 10-5653 Территориальное управление направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом дополнительно представленные заявителем ОАО «Транссибнефть» документы на приватизацию земельного участка, о чем сообщено заявителю в письме от 29.04.2010 № 10-5654.

Письмом от 11.08.2009 № 39/5426 ОАО «Транссибнефть» повторно обратилось в адрес Территориальное управление с просьбой принять Решение о предоставлении акционерному обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:21:4702001:0821.

Письмом от 09.09.2009 № 10-918/986 Территориальное управление сообщило заявителю ОАО «Транссибнефть» о направлении его заявление в центральный аппарат Росимущества.

Письмом от 19.09.2010 исх. № ПП-10/27128 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило Территориальному управлению о необходимости представить ОАО «Транссибнефть» дополнительные документы к заявлению от 19.08.2009 №10-191, а именно: Решение акционеров об одобрении крупной сделки, либо сведения о том, что сделка не является крупной; документы подтверждающие наличие или отсутствие на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам, документы.

Письмом от 07.10.2010 № 10-13074/21228 Территориальное управление запросило у заявителя дополнительные документы, в том числе, подтверждающие наличие или отсутствие на испрашиваемых земельных участках строений, сооружений, принадлежащих иным лицам, а именно, письмо государственного органа, осуществляющего государственный учет технический учет и техническую инвентаризацию, документы, обосновывающие целесообразность передачи испрашиваемого земельного участка в указанных границах.

В материалы дела представлены: землеустроительное дело межеванию земельных участков, занятых объектами недвижимости ОАО «Транссибнефть», не входящих в линейную часть магистральных трубопроводов - том 1 книга № 7, на 322,2 – 375,94 км МП «Омск-Иркутск» и «Анжеро-Судженск-Красноярск»; проект территориального землеустройства - том 4, книга 1.

Полагая, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о бездействии ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения о приватизации земельного участка, ОАО «Транссибнефть» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании бездействия незаконным и обязании ответчиков направить ОАО «Транссибнефть» проект договора купли-продажи земельного участка.

Ответчик, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, требования заявителя оспорил; в письменном отзыве указал, что

в силу пункта 4.8. положения о ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 05.03.2009 №63 управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества по поручению Росимущества;

бездействие управления могло иметь место только в случае, если последним не направлено обращение для рассмотрения в Росимущество. Вместе с тем, 21.08.2009 (исх.10-293/18876) ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае направило в адрес Росимущества обращение ОАО «Транссибнефть» для рассмотрения по существу.

В материалы дела представлены:

положение о ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденное приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 №63;

свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 03.08.2009 серия 24 № 005286280, согласно которому ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме преобразования;

свидетельство от 03.08.2009 серия 24 № 005286279 о государственной регистрации ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и создании указанного юридического лица путем реорганизации в форме преобразования.

Ответчик, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, требования заявителя оспорил; в письменном отзыве указал, что заявителем не представлен полный перечень, указанный в поручении от 01.12.2009 исх. № ПП-10/30456, документов, необходимых для идентификации объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, а именно:

кадастровый паспорт на земельный участок не содержит разделов В3 и В4, в которых содержатся сведения об объектах недвижимости;

документы, обосновывающие передачу испрашиваемого земельного участка в указанных границах и размерах.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое бездействие не соответствуют действующему законодательству исходя из следующих оснований.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены, принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается: копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица; выписка выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемые земельные участки или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок; кадастровый паспорта земельного участка; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Как следует из материалов дела ОАО «Транссибнефть» обращаясь к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении земельного участка в качестве приложения представило следующие документы: свидетельство о государственной регистрации ОАО «Транссибнефть» в качестве юридического лица, Решение акционера ОАО «Транссибнефть», доверенность представителя, выписки из ЕГРП о правах на здания и на испрашиваемый земельный участок, распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю на предоставление в аренду требуемого земельного участка, договор аренды и кадастровый паспорт земельного участка.

Кроме того, дополнительно были представлены документы, подтверждающие наличие или отсутствие на испрашиваемых земельных участках строений, сооружений, принадлежащих иным лицам, документы, обосновывающие целесообразность передачи испрашиваемого земельного участка в указанных границах - копию письма Козульского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 02.04.2010 №59, копию постановления администрации Козульского района от 29.09.2005 №315, копию проекта территориального землеустройства - том 4, книга 1, копия землеустроительного дела по межеванию земельных участков, занятых объектами недвижимости ОАО «Транссибнефть», не входящих в линейную часть магистральных трубопроводов - том 1 книга № 7.

На основании изложенного арбитражный суд полагает обоснованным доводы ОАО «Транссибнефть» о выполнении требований пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представлении в Территориальное управление полного пакета документов, предусмотренных законодательством.

Проект территориального землеустройства и копия землеустроительного дела по межеванию земельных участков, занятых объектами недвижимости, письмо Козульского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 02.04.2010 №59, Постановление администрации Козульского района от 29.09.2005 №315, представленные ОАО «Транссибнефть» дополнительно по запросу Территориального управления являются достаточными и позволяют определить обоснованность передачи испрашиваемого земельного участка в указанных границах и размерах.

Доводы Территориального управления об отсутствии у него полномочий собственника по отчуждению федерального имущества без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом не принимаются апелляционным судом.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с пунктом 5.6. Положения о Росимуществе заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет полномочия собственника при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (пункт 5.36 Положения о Росимуществе).

Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти на основании положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 указанного положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Письмо Росимущества от 08.04.2010 №ПП-10/8606 к рассматриваемым отношениям не должно применяться, поскольку указанный акт не является нормативным, регулирующим порядок продажи земельных участков собственникам объектов недвижимости, а принят в целях оптимизации процедуры рассмотрения документов и своевременного принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность.

Учитывая изложенное арбитражный суд отклоняет довод Территориального управления об отсутствии у него полномочий по продаже земельных участков федеральной собственности без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков не может служить препятствием для реализации собственником объектов недвижимости прав, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Нормами статьей 9, 10, 11, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, предусматривающий ряд последовательных действий в определенные временные сроки как для продавца земельного участка, так и для покупателя.

Так согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Учитывая, что Территориальное управление в нарушение требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не решило в месячный срок вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность и не направило ему в течение месяца после принятия такого решения проект договора купли-продажи земельного участка, тем самым нарушив права и законные интересы заявителя, суд пришел к выводу о незаконном бездействии Территориального управления и требования ОАО «Транссибнефть» подлежат удовлеторению.

Принимая во внимание, что заявление ОАО «Транссибнефть» о предоставлении в собственность спорного земельного участка направлено в Территориальный орган, полномочный совершать действия по реализации прав заявителя, а не непосредственно в Росимущество, в удовлетворении требований к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество)следует отказать.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Красноярском крае.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

Заявление открытого акционерного общества «Транссибнефть» в лице филиала «Красноярское районное нефтепроводное управление» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Красноярском крае, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность ОАО «Транссибнефть» земельного участка с кадастровым номером 24:21:4702001:821 площадью 118159,00 кв. м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов, который определен местонахождением: Красноярский край, район Козульский НПС Кемчугская № 49.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае принять Решение о предоставлении ОАО «Транссибнефть» земельного участка, с кадастровым номером 24:21:4702001:821 площадью 118159,00 кв. м. и разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов, который определен местонахождением: Красноярский край, район Козульский НПС Кемчугская № 49, на праве собственности, подготовить и направить ОАО «Транссибнефть» проект договора купли-продажи земельного участка.

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Транссибнефть» о признании незаконным бездействия Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) отказать.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в пользу открытого акционерного общества «Транссибнефть» в лице филиала «Красноярское районное нефтепроводное управление» 2 000 руб. – расходов по госпошлине.

Возвратить открытому акционерному обществу «Транссибнефть» в лице филиала «Красноярское районное нефтепроводное управление» из федерального бюджета 2000 руб. – излишне уплаченной государственной пошлины (платежное поручение № 20158 от 02.06.2010 остается в деле).

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее Решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Ермакова И.И.