Судебная практика

Решение от 2006-01-16 №А60-21704/2005. По делу А60-21704/2005. Свердловская область.

федеральный арбитражный суд уральского округа

Постановление

16 января 2006 г.Дело № Ф09-6091/05-С2

г. Екатеринбург

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н.Н.,

судей Наумовой Н.В., Кангина А.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Артемовскому (далее – инспекция, налоговый орган) на Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2005 по делу № А60-21704/05 по заявлению налогового органа о взыскании с Федерального государственного учреждения «Егоршинский лесхоз» (далее – учреждение, налогоплательщик) налоговых санкций.

В судебном заседании принял участие представитель учреждения – Патракова А.Е., директор (приказ от 30.12.2002 № 58-К).

Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с учреждения штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 64 230 руб. 70 коп. на основании решения от 19.04.2005 № 152-К.

Решением суда первой инстанции от 13.10.2005 (судья Пономарева О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за декабрь 2004 г. инспекция пришла к выводу о том, что налогоплательщик в нарушение положений п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 153, п. 1 и 4 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации не исчислял НДС с оборотов по реализации пиломатериала необрезного, древесины деловой, древесины дровяной, горбыля, дров, горюче-смазочных материалов, товарно-материальных ценностей, новогодних ёлок, а также автотранспортных услуг и услуг по раскряжёвке и распиловке.



Налоговым органом принято Решение от 19.04.2005 № 152-К о привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 64 230 руб. 70 коп., а также предложено уплатить начисленные НДС в сумме 321 153 руб. 37 коп. и пени в сумме 12 290 руб. 54 коп.

В связи с неисполнением налогоплательщиком в добровольном порядке требования от 19.04.2005 № 102-02К об уплате штрафа, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у учреждения объектов налогообложения и оснований для взыскания налоговых санкций.

Выводы суда не соответствуют нормам материального права.

Из содержания ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Лесхоз в соответствии с п. 3 и 6 Положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России (утверждено приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 № 188) является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет функции по ведению лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ведению охотничьего хозяйства, если на него возложены эти функции, и иную хозяйственную деятельность, не противоречащую целям и задачам, стоящим перед лесхозом, и не запрещенную законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в п. 1 и 2 ст. 146 названного Кодекса.

Согласно ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).

В подп. 4 п. 2 этой статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности – в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг), в том числе указанных в решении налогового органа от 19.04.2005 № 152-К, законодательством не установлено.

Подпункт 4 п. 2 ст. 146 того же Кодекса также не исключает реализацию таких товаров (работ, услуг) из объектов налогообложения, предусмотренных п. 1 этой статьи.

При этом под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем в п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Применение к спорным правоотношениям положений подп. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, так как операции по реализации пиломатериала необрезного, древесины деловой, древесины дровяной, горбыля, дров, горюче-смазочных материалов, товарно-материальных ценностей, новогодних ёлок, а также по оказанию автотранспортных услуг и услуг по раскряжёвке и распиловке в данном случае не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку такая деятельность не входит в круг его функций и задач по государственному управлению в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, поэтому выручка, полученная от указанной деятельности, подлежит обложению в установленном порядке.

Операции реализации на возмездной основе рассматриваемых товаров и услуг в силу п. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации признаются объектами для целей налогообложения.



Следовательно, такие операции подлежат обложению НДС на общих основаниях.

Несостоятельны ссылки суда на то, что средства, полученные учреждением от рассмотренных хозяйственных операций, наряду с бюджетными источниками финансирования направляются на ведение лесного хозяйства, поскольку в соответствии со ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у учреждения объекта обложения НДС, в связи с чем оно не является плательщиком этого налога, основаны на неправильном применении материального права.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует проверить обоснованность привлечения учреждения к налоговой ответственности, правильность расчета налоговой санкции и наличие обстоятельств, влияющих на размер взыскиваемой суммы штрафа.

Руководствуясь ст. 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2005 по делу № А60-21704/05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Арбитражного суда Свердловской области.

Председательствующий Н.Н. Суханова

Судьи Н.В. Наумова

А.В. Кангин