Судебная практика

Постановление от 2010-11-15 №А34-1356/2010. По делу А34-1356/2010. Российская Федерация.

федеральный арбитражный суд уральского округа

Постановление

№ Ф09-9251/10-С1

15 ноября 2010 г.

Дело № А34-1356/2010

Екатеринбург

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лимонова И.В.,

судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее – отделение, административный орган) на Решение Арбитражного суда Курганской области от 11.05.2010 по делу № А34-1356/2010 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель отделения – Шульгина М.С. (доверенность от 11.01.2010 № 5).

Представители открытого акционерного общества «Шадринский автоагрегатный завод» (далее – общество, заявитель), участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 02.03.20190 № 62-10-105/ПН о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Решением суда первой инстанции от 11.05.2010 (судья Григорьев А.А.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое Постановление отделения признано незаконным и отменено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) Решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе отделение просит отменить данные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В обоснование жалобы административный орган указывает на доказанность события вменяемого обществу административного правонарушения. Как отмечает заявитель жалобы, административный орган Установилсрок для исполнения предписания в пределах срока, установленного Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 № 07-107/пз-н (далее - Административный регламент), в календарных днях; для исчисления срока в рабочих днях требуется специальное указание в предписании о представлении документов.



Как установлено судами и следует из материалов дела, сотрудниками отделения на основании поручения от 13.10.2009 в период с 13.10.2009 по 27.01.2010 проведена камеральная проверка деятельности общества на соответствие законодательству Российской Федерации о ценных бумагах и соблюдение прав инвесторов.

В рамках проверки административный орган направил в адрес общества предписание от 16.12.2009 № 62-09-СФ-08/13060, в соответствии с которым обществу предписывалось в срок не позднее пятнадцати дней с момента получения предписания направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передаче в отделение, данные о количестве владельцев ценных бумаг, среди которых происходило размещение в результате конвертации акций в акции с большей номинальной стоимостью (1994 г.)

Предписание обществом получено 22.12.2009, что подтверждается уведомлением.

Во исполнение данного предписания общество 13.01.2010 направило необходимые сведения в адрес административного органа заказным письмом с уведомлением, которое поступило в отделение 19.01.2010.

Отделение, полагая, что предписание от 16.12.2009 должно было быть исполнено обществом в срок до 11.01.2010 включительно, и обществом в этот срок не было исполнено, по данному факту в отношении заявителя составило протокол об административном правонарушении от 12.02.2010 № 62-10-95/пр-ап, на основании которого вынесено Постановление от 02.03.2010 № 62-10-105/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде наложения штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с указанным Постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод об отсутствии события вменяемого обществу административного правонарушения, удовлетворили заявленные требования.

Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения (п. 1 ст. 26.1 Кодекса).

Частью 9 ст. 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в неисполнении в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.

Пунктами 5.3.7 и 6.1 Положения предусмотрено право федеральной службы по финансовым рынкам выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам.

Пунктом 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.



Согласно ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее - Закон о защите прав инвесторов) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу п. 6 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.

Порядок исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора закреплен в Административном регламенте.

Из п. 15.2 Административного регламента следует, что предписание ФСФР России - документ, содержащий распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований. Текст предписания ФСФР России состоит из предисловия, где даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует представить, и указание на срок исполнения предписания. Документы, затребованные предписанием, должны быть представлены в ФСФР России (в Управление надзора) в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней.

Порядок, аналогичный изложенному в п. 15.1 - 15.3 Административного регламента, применяется в региональных отделениях ФСФР России (п. 15.4 данного Регламента).

Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется в вину невыполнение в установленный срок предписания отделения от 16.12.2009 № 62-09-СФ-08/13060, содержащего требование о предоставлении в административный орган необходимых документов в срок не позднее пятнадцати дней с момента получения предписания. При этом предписанием не определено, в каких днях надлежит исчислять срок представления истребованных документов (рабочих или календарных).

По мнению отделения, указанное предписание необходимо было исполнить обществу в срок до 11.01.2010 включительно.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заявитель соответствующие документы во исполнение предписания отделения направил в административный орган 13.01.2010.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив указанный в предписании срок для его исполнения, принимая во внимание, что порядок исчисления срока исполнения предписания проверяемой организации нормативно не установлен и не определен административным органом в рассматриваемом предписании, обоснованно руководствуясь положениями п. 15.2 Административного регламента, пришли к выводу о необходимости исчисления вышеуказанного срока в рабочих днях.

При названных обстоятельствах заявитель направил 13.01.2010 в административный орган затребованные предписанием от 16.12.2009 № 62-09-СФ-08/13060 документы в пределах установленного срока, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.

С учетом вышеизложенного суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления отделения.

Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Доводы отделения, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Курганской области от 11.05.2010 по делу № А34-1356/2010 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

И.В. Лимонов

Е.О. Черкезов

Т.П. Ященок