Судебная практика

Решение от 2011-02-01 №А20-3601/2010. По делу А20-3601/2010. Кабардино-Балкарская Республика.

Именем Российской Федерации

Решение г. Нальчик Дело № А20-3601/2010

«01» февраля 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена «28» января 2011 года

Полный текст решения изготовлен «01» февраля 2011 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе судьи *.*. Бейтуганова,

при ведении протокола судебного заседания *.*. Бейтугановым,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике к муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Терекское» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о взыскании 14 894 руб. 83 коп.

при участии в судебном заседании представителей:

от Пенсионного фонда: Богатыревой *.*. – по доверенности от 11.01.11 № 07-13/3,

от ответчика: Хамовой *.*. – гл.бухгалтера по доверенности;



Установил:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по КБР обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Терекское» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее – ответчик) о взыскании пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам за 4-й квартал 2009 года в сумме 14 894 руб. 83 коп., в том числе: 13 831 руб. 95 коп. – пени на страховую часть, 1 062 руб. 88 коп. – пени на накопительную часть.

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просит отказать в их удовлетворении в связи с необоснованностью.

Исследовав материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ответчик в соответствии со статьей 6 и пунктом 2 статьи 14 Закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ), является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

01.01.2010 в силу вступил Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (далее - Закон №212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 пункта 2 статьи 28 Закона №212-ФЗ страхователи обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и в сроки, установленные статьями 10, 15 Закона №212-ФЗ.

В связи с данными обстоятельствами Пенсионный фонд указал, что заявление о взыскании с ответчика недоимки в судебном порядке подано на основании пункта 5 статьи 19 Закона №212-ФЗ.

В силу части 5 статьи 19 указанного закона Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Двухмесячный срок может быть продлен путем обращения в течение шести месяцев после его истечения в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов неуплаченных сумм, если он был пропущен по уважительной причине.



Судом установлено, что Пенсионный фонд Решение о взыскании недоимки по страховым взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов не выносил. В связи с данными обстоятельствами суд считает правомерным обращение Пенсионного фонда с настоящим требованием о взыскании с ответчика недоимки по страховым взносам и пени в судебном порядке.

Согласно расчету авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, реестру учета платежей страхователей и данных налоговых органов Пенсионным фондом установлено, что у ответчика образовалась задолженность по пени за 4-й квартал 2009 года в сумме 14 894 руб. 83 коп., в том числе: 13 831 руб. 95 коп. – пени на страховую часть трудовой пенсии, 1 062 руб. 88 коп. – пени на накопительную часть трудовой пенсии.

В связи с этим Пенсионным фондом в адрес ответчика направлено требование за №345 об уплате пеней по состоянию на 12.05.2010 в добровольном порядке в срок до 03.06.2010. Указанное требование ответчик по данным Пенсионного фонда не исполнил.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание недоимки по страховым взносам производится судебном порядке.

В связи с неисполнением требования и принимая во внимание, что ответчик является учреждением, у которого открыт лицевой счет, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим требованием.

Согласно пункту 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 №20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Согласно статьям 25, 26 Закона №212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем их уплаты.

В силу пунктов 5, 6 статьи 25 Закона №212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов, независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, и начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за днем уплаты страховых взносов.

Из правовой позиции, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 №47 “О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование“ следует, что Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В силу статьи 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов.

В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) пеня является способом исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Учитывая производный от налога характер пени, при отсутствии у налогового органа права на взыскание просроченных сумм недоимки применение им такого способа исполнения обязанности по ее уплате, как пеня, не только лишено правового смысла, поскольку согласно пункту 5 статьи 75 Кодекса пени подлежат уплате одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме, но и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Пункт 3 статьи 46 НК РФ предполагает возможность налогового органа обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Проверка соблюдения Пенсионным фондом срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки. Данный срок включает 3-х месячный срок на предъявление требования №345, срок - на его добровольное исполнение до 03.06.2010 года и 6-месячный срок - для обращения в арбитражный суд. Начисление пени и ее взыскание невозможно в случае утраты административным органом возможности взыскания недоимки в связи с пропуском пресекательного срока взыскания задолженности.

К тому же Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 №8241/07 была сформирована правовая позиция, согласно которой после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Как следует из заявления Пенсионного фонда, предъявленные пени в сумме 14 894 руб. 83 коп. (13 831 руб. 95 коп. – пени на страховую часть трудовой пенсии, 1 062 руб. 88 коп. – пени на накопительную часть трудовой пенсии) рассчитаны за период с 01.10.2009 по 01.04.2010 по 1/300 ставке рефинансирования Центрального Банка России за каждый день просрочки и начислены на недоимку по страховой части трудовой пенсии. Вместе с тем материалами дела не подтверждается наличие какой-либо задолженности у ответчика в указанный период.

Так, в судебном заседании установлено, что у ответчика согласно акту сверки взаимных расчетов за 4-й квартал 2009 года, имелась недоимка за 2002-2007 годы, тогда как за 2008, 2009 годы недоимка отсутствовала.

При этом суд неоднократно истребовал от Пенсионного фонда соответствующие доказательства возникновения и наличия у ответчика задолженности по страховым взносам за 2009 год, а также доказательства принятия мер администрирования задолженности по страховым взносам за предыдущие периоды.

В силу пункта 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Между тем заявителем в обоснование расчета суммы предъявленных пеней не представлены ни доказательства мер администрирования задолженности за предыдущие периоды, ни доказательства, свидетельствующие о дате образования задолженности на которую, соответственно, Пенсионным фондом начислены пени в сумме 14 894 руб. 83 коп., ни обоснованный расчет суммы пени.

Таким образом, на основании правового анализа приведенных доказательств, в их совокупности с применением положений статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает что Пенсионным фондом не доказано наличие недоимки для пени, в связи с чем начисление пени за 4-й квартал 2009 года суд находит неправомерным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Судья *.*. Бейтуганов