Судебная практика

Решение от 20 января 2011 года № А66-11332/2010. По делу А66-11332/2010. Тверская область.

Решение

20 января 2011г. г. Тверь Дело №А66-11332/2010

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем Суворовой *.*. , рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области, г. Углич

к ответчику Межрайонной Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области, г. Тверь,

третье лицо общество с ограниченной ответственностью «ТЭК», г. Мышкин

о признании регистрационных действий ответчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТЭК», ИНН 6949004641, ОГРН 1086949001886, в связи со сменой адреса местонахождения юридического лица незаконными и обязании налогового органа аннулировать запись 2106952256354, внесенную в ЕГРЮЛ.

В заседании приняли участие:

от заявителя – не явился,

от ответчика – не явился,

от 3-го лица – не явился,

Установил:



Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области (далее – заявитель, ИФНС № 8) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (далее - ответчик) о признании регистрационных действий ответчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТЭК» (далее - ООО «ТЭК», Общество), ИНН 6949004641, ОГРН 1086949001886 в связи со сменой адреса местонахождения юридического лица незаконными и обязании налогового органа аннулировать запись 2106952256354, внесенную в ЕГРЮЛ.

Заявитель в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Требования заявителя мотивированы тем, что в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения в связи с отсутствием ООО «ТЭК» по указанному в заявлении о регистрации адресу, тем, что Решение учредителя от 31.08.2010 № 2 подписано не учредителем, а директором Бутылиным *.*.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебные заседания не явился, отзыв не представил, возражения по требованиям и порядку рассмотрения спора отсутствуют.

Третье лицо в заседание не явилось. Определения суда, направленные третьему лицу, возвращены с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения». Иных известных суду адресов не имеется.

Спор рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Поскольку лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд перешел к судебному разбирательству дела непосредственно после предварительного заседания.

Как следует из материалов дела, 08.09.2010 заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области принято Решение № 11131А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью «ТЭК» и Решение № 11130А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «ТЭК», на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных ответчиком 01.09.2010 вх. № 11131А и вх № 11130А соответственно.

В представленном на регистрацию заявлении по форме Р13001 от 01.09.2010 указан адрес нахождения юридического лица: Ярославская область г. Мышкин, ул. Угличская, д. 74, офис 1. Из протокола осмотра от 06.09.2010, составленного ИФНС № 8, заявления гр. Качаловой *.*. от 06.09.2010 следует, что по адресу: Ярославская область г. Мышкин, ул. Угличская, д. 74, офис 1 ООО «ТЭК» не располагается. Собственником жилого помещения по указанному адресу является Качалова *.*. , которая проживает в указанной квартире 28 лет и согласия на регистрацию ООО «ТЭК» в квартире не давала.

Решение участника ООО «ТЭК» Смирновой *.*. от 31.08.2010 № 2 об изменении местонахождения ООО «ТЭК», об изменении состава его участников, о внесении и утверждении изменений в устав и о регистрации их в установленном порядке, о возложении полномочий директора на Бутылина А.М, представленное на регистрацию с заявлениями по формам Р13001 и Р14001, подписано не участником Смирновой *.*. , а самим Бутылиным *.*.

Считая незаконными регистрационные действия изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.



Арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением (в том числе в защиту публичных интересов) о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, иных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, иных органов осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое Решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое Решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и текст этих изменений; документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственностью“ случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Предоставление недостоверных сведений о местонахождении юридического лица не является основанием для признания недействительной государственной регистрации Общества, так как статьи 17 и 25 Закона № 129-ФЗ устанавливают лишь обязанность лиц, обращающихся с заявлением о государственной регистрации, подтвердить факт достоверности указанных сведений и устанавливают ответственность юридического лица за неправомерные действия. Названные нормы не предоставляют право регистрирующему органу в этих случаях обращаться с соответствующим заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.

Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (часть 2 статьи 25 Закона №129-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ. На основании статей 9, 23 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме указанных в Законе.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Таким образом, заявителем документов, представляемых Обществом в регистрирующий орган для регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, могли являться либо руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества Решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В соответствии с пунктом 5.13 Устава ООО «ТЭК» исполнительным органом общества является генеральный директор, который избирается общим собранием участников общества сроком на 5 лет.

Следовательно, полномочия единоличного исполнительного органа возникают с момента его избрания, в связи с чем заявление от имени Общества должен был подписать избранный общим собранием (участниками) Общества директор; однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие право Бутылина *.*. подписать заявление от имени Общества.

Из материалов дела следует, что заявления по формам Р13001 и Р14001 подписаны генеральным директором Бутылиным *.*. , в то время как в материалах дела отсутствует, и на регистрацию не сдавалось подписанное участником (участниками) ООО «ТЭК» Решение о возложении на Бутылина *.*. полномочий генерального директора. Поскольку полномочия Бутылина *.*. не подтверждены, он не имел права подавать заявление; заявление подписано неуполномоченным лицом.

Отсутствует в материалах дела и подписанное участником (участниками) ООО «ТЭК» Решение об изменении местонахождения ООО «ТЭК», об изменении состава его участников, о распределении долей между участниками, о внесении и утверждении изменений в устав и о регистрации их в установленном порядке.

Вместе с тем как разъяснено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ИФНС № 8 не доказала факт нарушения своих прав или охраняемых законом интересов обжалуемыми действиями ответчика. Права и законные интересы, которые по мнению заявителя нарушаются оспариваемыми действиями, не указаны ИФНС № 8 и в своем заявлении.

С учетом изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2010 года по делу № А56-1790/2010, определениях ВАС РФ от 11 февраля 2010 года № ВАС-991/10 и от 27 ноября 2008 года № 15261/08 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

Решил:

В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области, г. Углич, требований отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья *.*. Балакин