Судебная практика

Решение от 21 января 2011 года № А47-8269/2010. По делу А47-8269/2010. Оренбургская область.

Решение

г. Оренбург Дело № А47- 8269/2010

21 января 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2011

Решение изготовлено в полном объеме 21.01.2011

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Л.Н.Книгиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А.Лебедянцевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Фабрика грез», г.Оренбург

к Администрации города Оренбурга, г.Оренбург

о признании незаконным действий (с учетом уточнения)

при участии представителей:

от заявителя – Карабанова Г.Н., доверенность от 27.01.2010,



от ответчика – ведущий специалист Степанова А.В., доверенность от 11.01.2010 № 14,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика грез» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Администрации города Оренбурга (далее – ответчик, администрация) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе согласования границ земельного участка (с учетом уточнения).

Ответчик считает требования заявителя необоснованными.

Как установлено в заседании для оформления прав на земельный участок, на котором расположено здание кафе и общественного туалета литер Е, общей площадью 233,8 кв.м., общество заключило договор подряда на оказание геодезических и кадастровых услуг от 10.03.2010 с межевой организацией ООО «Геоид». Согласно указанному договору подряда ООО «Геоид» производит топографическую съемку. В исполнение договора подряда на оказание геодезических и кадастровых услуг от 10.03.2010 ООО «Геоид» направляет в Администрацию города Оренбурга кадастровые материалы, в том числе и технический проект межевания объекта землеустройства по адресу: г. Оренбург, ул. Набережная, 27/2.

Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации г. Оренбурга вернул материалы топографической съемки земельного участка без согласования, указав в письме от 22.07.2010 № 24/1-4003 на необходимость представления правоустанавливающих документов на все капитальные нежилые объекты, находящиеся на данном земельном участке.

Считая, что на установление границ земельного участка отсутствие документов на объекты, расположенные на земельном участке, не может повлиять, общество посредством ООО «Геоид» повторно направило те же документы межевания для согласования границ участка.

Комитет по градостроительству и архитектуре г. Оренбурга вновь вернул их без согласования, о чем направил в адрес ООО «Геоид» письмо от 07.09.2010.

Полагая, что действия Администрации г. Оренбурга приводят к тому, что заявитель не может реализовать право на приватизацию земельного участка в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий Администрации г. Оренбурга незаконными.

По мнению заявителя непредставление правоустанавливающих документов на пристройки к основному строению не является основанием для отказа в утверждении границ участка в границах, указанных на топографической съемке, поскольку наличие пристроек не влияет на размер участка, необходимого для использования основного строения литер Е, правоустанавливающие документы на которое общество представило.



Как указал заявитель, вне зависимости от того, являются ли капительными и (или) самовольно возведенными пристрои, Администрация г. Оренбурга обязана сформировать земельный участок, на котором находится объект литер Е. Из кадастрового паспорта здания литер Е, изготовленного ГУП «ОЦИОН» 29.09.2009, видно, что пристрои на плане обозначены маленькими литерами «е» и «е1», следовательно они не являются капитальными объектами.

Порядок формирования земельных участков для целей предоставления гражданам и юридическим лицам, утвержденный Распоряжением Главы города от 22.03.2005 № 1257-р (далее – Порядок формирования земельных участков), по мнению заявителя, не подлежит применению. Распоряжение Главы города Оренбурга издано на основании Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 № 240 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования «город Оренбург», которое утратило силу в связи с изданием Постановления Оренбургского городского Совета от 19.05.2005 № 122.

Позицию администрации о том, что пристрои являются капитальными объектами недвижимости, общество считает несостоятельной, так как Администрация г. Оренбурга не является лицом, уполномоченным осуществлять инвентаризацию объектов, устанавливать является ли объект капитальным или нет.

Ответчик требования заявителя не признает. Согласно Порядку формирования земельных участков для рассмотрения вопроса о согласовании проекта границ земельного участка в Комитет по управлению имуществом необходимо представить копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на все объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке. На строения или сооружения, не являющиеся объектами недвижимости, представляется справка о балансовой принадлежности.

Согласно акту обследования земельного участка по адресу: г. Оренбург, ул. Набережная, 27/2 от 09.12.2010 № 24/1-575 (с) на месте предусмотренного проектом крыльца произведено устройство остекленного тамбура из пластиковых конструкций, на месте пандуса возведена кирпичная пристройка (предположительно барная стойка, площадь застройки около 12,5 кв.м.). С северо-западной стороны к зданию кафе возведена одноэтажная капитальная пристройка, имеющая обособленный вход. Как указывает ответчик, разРешение на возведение вышеуказанных пристроек к зданию кафе не выдавалось в нарушение требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

По мнению ответчика, пристрои литер «е» и «е1» являются недвижимыми объектами. Пристрои имеют фундамент, прочно связаны с землей, т.е. их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его значению.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что в заявленных требованиях следует отказать по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные за земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. При этом граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений - обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на них.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Заявитель не ставит вопрос принято ли Распоряжение Главы города Оренбурга от 22.03.2005 № 1257-р во исполнение Земельного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов субъектов РФ, содержащих нормы земельного права или нет.

Действительно, в Постановлении Оренбургского городского совета от 29.12.2003 № 240 нет указания на нормы, во исполнение которых оно было принято.

Однако, Министерство экономического развития и торговли РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, приказом от 30.10.2007 № 370 утвердило Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. В соответствии с п. 4 указанного перечня в число документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения входит выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке). Исключения для пристроев не делается.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В связи с чем, право на выкуп имеют лица, оформившие право собственности на имущество надлежащим образом.

Довод заявителя о некапитальном характере пристроев отклоняется, как неподтвержденный документально.

В соответствии с платежным поручением № 166 от 14.09.2010 общество оплатило государственную пошлину в размере 4000 рублей, тогда как в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет 2000 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .

Судья Книгина Л.Н.