Судебная практика

Постановление апелляции от 2011-01-24 №А07-8189/2008. По делу А07-8189/2008. Российская Федерация.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление

№ 18АП-11962/2010,

№ 18АП-12422/2010

г. Челябинск

24 января 2011 г.

Дело № А07-8189/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2011 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ершовой *.*. , судей Матвеевой *.*. , Румянцева *.*. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочневой *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества «Стерлитамакская машиностроительная компания» и Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2010 по делу № А07-8189/2008 (судья Кручинина *.*. ), при участии: от Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Башкортостан - Сахипова *.*. (доверенность от 23.12.2010), от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан - Вахитовой *.*. (доверенность от 30.12.2010),

Установил:



Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала в Республике Башкортостан, о взыскании 20 900 000 руб. убытков, возникших в результате утраты переданного на реализацию арестованного имущества в соответствии с договором на реализацию недвижимого и иного имущества на торгах № 3957 от 28.03.2008 - сеялок стерневых модель СС-6.0А в количестве 20 штук с заводскими номерами 763, 745, 752, 767, 765, 761, 768, 760, 769, 755, 756, 772, 766, 748, 747, 746, 774, 773, 771 общей стоимостью 20 900 000 руб., принадлежащих закрытому акционерному обществу «Стерлитамакская машиностроительная компания» (далее – ЗАО «СМК»), которое определением арбитражного суда от 10.07.2008 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.10.2008, оставленным без изменения Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2008, исковые требования удовлетворены.

Постановлением Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 10.02.2009, Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2008 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2008, оставлены без изменения.

Определениями арбитражного суда от 26.10.2009 и от 29.04.2010 в порядке процессуального правопреемства Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала в Республике Башкортостан заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан, а впоследствии на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан.

13.10.2010 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об отсрочке исполнения решения арбитражного суда от 06.10.2008 сроком на один год (л.д.58-61).

Определением арбитражного суда от 29.10.2010 заявление ТУ Росимущества в Республике Башкортостан удовлетворено частично. Суд предоставил заявителю отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2008 по делу № А07-8189/2008 на срок до 01 мая 2011 года.

Не согласившись с указанным судебным актом, в апелляционный суд с жалобами обратились: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее – УФССП России по РБ, заявитель) и ЗАО «СМК», в которых просят определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование доводов апелляционных жалоб ее заявители ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права; несоответствие изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела.

УФССП России по РБ в апелляционной жалобе указывает, что в Стерлитамакском межрайонном отделе судебных приставов на исполнении находится сводное исполнительное производство о взыскании с ЗАО «СМК» в пользу различных взыскателей задолженности в сумме 658 458 034 руб., в том числе и о взыскании заработной платы в размере 77 098 532 руб., что является самой значительной задолженностью по заработной плате среди предприятий Республики Башкортостан. Ненадлежащее исполнение специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества», правопреемником которого является ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, обязательств по обеспечению сохранности переданного на реализацию имущества ЗАО «СМК» привело к причинению УФССП России по РБ убытков в виде невозможности более 2,5 лет погашения задолженности перед взыскателями, в том числе и по заработной плате перед работниками указанного предприятия за счет имущества должника, арестованного судебным приставом. Названные обстоятельства не приняты судом во внимание.

УФССП России по РБ отмечает, что ответ из Федерального агентства по управлению государственным имуществом на обращение ТУ Росимущества в Республике Башкортостан об увеличении бюджетных ассигнований на 2010 год суду не представлен, возможность утверждения сметы расходов на содержание ответчика на 2011 год, с учетом необходимости оплаты долга по исполнительному документу, не подтверждена.



Вывод суда о том, что основанием для частичного удовлетворения заявления ТУ Росимущества в Республике Башкортостан об отсрочке исполнения судебного акта является отсутствие на лицевых счетах должника денежных средств, заявитель жалобы считает несостоятельным, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость исполнение исполнительного документа от наличия денежных средств на лицевом счете бюджетного учреждения.

ЗАО «СМК» в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод об отсутствии у должника реальной возможности исполнения судебного акта без предоставления отсрочки, о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Отсрочка исполнения судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ущемляет права работников ЗАО «СМК» на получение заработной платы, размер задолженности которой в настоящее время составляет 80 000 000 руб.

В судебном заседании представитель УФССП России по РБ поддержал доводы апелляционных жалоб в полном объеме.

Представитель ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, считая определение суда законным и обоснованным, в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб и просил отказать в их удовлетворении.

ЗАО «СМК», надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явилось. Конкурсный управляющий ЗАО «СМК» Юсупов *.*. направил в апелляционный суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ЗАО «СМК».

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта должник указал, что ТУ Росимущества в Республике Башкортостан является распорядителем и получателем бюджетных средств. Бюджетной сметой расходов на 2010 год ТУ Росимущества в Республике Башкортостан не выделено бюджетных средств по статье расходов 290 «прочие расходы» на погашение задолженности. Ответственность по денежным обязательствам подведомственных главному распорядителю получателей бюджетных средств от имени Российской Федерации несет главный распорядитель бюджетных средств. В соответствии с пунктом 5.47 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства, его территориальных органов и финансовое обеспечение возложенных на агентство функций. Письмом от 01.07.2010 № 06498 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом были направлены сведения о необходимости увеличения бюджетных ассигнований на 2010 год по статье расходов 290 «прочие расходы» на 20 900 000 руб., однако ответ получен не был. Заявитель указал на приостановление деятельности ТУ Росимущества в Республике Башкортостан в связи с отсутствием на лицевых счетах денежных средств.

Кроме того, в рамках уголовного дела обнаружена часть арестованного имущества ЗАО «СМК», которое являлось предметом спора по делу №А07-8189/2008, на перевозку которого заявителю из бюджета Российской Федерации выделены денежные средства.

Ссылаясь на принятие всех необходимых мер для погашения задолженности и тяжелое финансовое положение, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в обоснование ходатайства доказательства, возражения взыскателя, пришел к выводу о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в связи с чем частично удовлетворил заявление ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, предоставив отсрочку исполнения судебного акта до 01.05.2011. Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что должник в настоящее время не располагает необходимыми для исполнения исполнительного документа денежными средствами ввиду отсутствия необходимого финансирования. Утверждение Федеральным агентством по управлению государственным имуществом бюджета на новый финансовый год возможно с учетом задолженности ТУ Росимущества в Республике Башкортостан по исполнительному документу.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

При рассмотрении заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд устанавливает конкретные обстоятельства, связанные с его исполнением, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами. Отсрочка исполнения судебного акта применяется судом при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов не только должника, но и взыскателя.

Представленные ТУ Росимущества в Республике Башкортостан доказательства не свидетельствуют о наличии обстоятельств, являющихся основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства, порядке (часть 2 статьи 1 Закона об исполнительном производстве, пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.3 БК РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств, для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Согласно части 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (лицевые счета должника).

Взыскатель указанные требования Бюджетного кодекса Российской Федерации выполнил, что подтверждается письмом УФССП России по РБ от 21.06.2010 №03-17-13736 (л.д. 75-77).

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления должен был представить в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (часть 3 статьи 242.3 БК РФ).

24.06.2010 года в адрес ТУ Росимущества в Республике Башкортостан поступило уведомление от Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан о поступлении исполнительного документа №141747 от 20.02.2009, выданного на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07- 8189/2008.

В соответствии с пунктом 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.

Согласно пунктам 7.9, 8 Положения о ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009г. №278 финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Территориального управления осуществляется за счет средств федерального бюджета. Руководитель Территориального управления представляет на утверждение в агентство смету расходов на содержание Территориального управления, несет ответственность за расходование выделенных бюджетных средств.

Таким образом, исполнение исполнительных документов, должником по которым является ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, производится в порядке, установленном БК РФ.

В силу части 5 статьи 242.3 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (часть 6 статьи 242.3 БК РФ).

В материалы дела заявителем представлено письмо от 01.07.2010 исх. № 06498 руководителя ТУ Росимущества в Республике Башкортостан об обращении к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом с просьбой увеличения бюджетных ассигнований на 2010 год по КОСГУ 290 «прочие расходы» на 20 900 000 руб. (л.д. 80).

Доказательств фактического направления адресату указанного письма и получения его Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, ответ на указанное обращение, заявителем в материалы дела не представлены.

Вывод суда первой инстанции о возможности утверждения бюджета на новый финансовый год с учетом задолженности по исполнительному документу в сумме 20 900 000 руб., не подтвержден материалами дела.

Отсутствие необходимых денежных средств на лицевых счетах ТУ Росимущества в Республике Башкортостан о невозможности исполнения судебного акта не свидетельствует, поскольку статьей 242.3 БК РФ определяется порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, в том числе, в случаях отсутствия или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов.

Отсутствие финансирования не является исключительным обстоятельством, затрудняющим исполнение судебного акта. Доказательства возможности исполнения судебного акта после окончания срока отсрочки должником также не представлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, должником не доказано.

В то же время отсрочка исполнения судебного акта может вызвать наступление для взыскателя и кредиторов, в пользу которых производится взыскание, существенных неблагоприятных последствий, что нарушает баланс интересов должника и взыскателя.

Таким образом, указанные должником обстоятельства не могут быть приняты во внимание для решения вопроса о возможности предоставления отсрочки исполнения судебного акта.

Оснований для удовлетворения заявления ТУ Росимущества в Республике Башкортостан о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2010 по делу № А07-8189/2008 отменить.

В удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2008 по делу №А07-8189/2008 отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.

Председательствующий судья *.*. Ершова

Судьи: *.*. Матвеева

*.*. Румянцев