Судебная практика

Решение от 24 января 2011 года № А67-7798/2010. По делу А67-7798/2010. Томская область.

Решение

г. Томск Дело № А67-7798/2010

01. 2011 г.

01. 2011г. изготовлен полный текст решения

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Кузнецова *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Томская нефть»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области

о признании незаконным и отмене постановления № НЗВАТ-147/5 от 09.12.2010г. о назначении административного наказания,

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

от заявителя – Быков *.*. по дов. от 21.12.2010г., Гордеева *.*. по дов. от 31.12.2010г., Путинцева *.*. по дов. от 31.12.2010г.



от ответчика – Веркеев *.*. по дов. от 13.12.2010г.,

Закрытое акционерное общество «Томская нефть» (далее по тексту – ЗАО «Томская нефть», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее по тексту – Управление Росприроднадзора по Томской области, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления №НЗВАТ-147/5 от 09.12.2010г. о назначении административного наказания.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях, возражал против доводов ответчика, изложенных в отзыве на заявление. Представил письменные пояснения на отзыв ответчика.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях по заявленным требованиям.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон,

суд Установил:

Учет начисленных и уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду ведется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области с третьего квартала 2010 года.

До этого времени администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду выступало Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации Ростехнадзор

(согласно п. 1 ст.4 и Приложению 6 к Закону от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возлагаются полномочия главного администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (код доходов по бюджетной классификации - 498 112 01000 010000 120).

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.10.2010 № 311 (в редакции приказа от 25.11.2010 № 361) Управление Росприроднадзора по Томской области наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду на территории Томской области в части:



начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления поступлений в бюджет;

взыскания задолженности по поступлениям в бюджет через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) поступлений в бюджет;

принятия решений о зачете (уточнении) поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства.

При проведении проверки ЗАО «Томская нефть» о плате за негативное воздействие на окружающую среду Управлением Росприроднадзора по Томской области было выявлено, что по состоянию на 09.12.2010 г. сумма невнесенного платежа ЗАО «Томская нефть» за негативное воздействие на окружающую среду составила 305 888,99 руб.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № НЗВАТ-147/5 от 30.11.2010г., на основании которого 09 декабря 2010 г. государственный инспектор РФ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее по тексту «Росприроднадз Ф.И.О. вынесла в отношении ЗАО «Томская нефть» Постановление №НЗВАТ-147/5 от 09.12.2010г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 80 000 руб. за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

В постановлении указано, что по состоянию на 09.12.2010 г. сумма невнесенного платежа ЗАО «Томская нефть» за негативное воздействие на окружающую среду составила 305 888,99 руб., в том числе:

за 4 квартал 2009 г. составила 94 147,18 руб.;

за 1 квартал 2010 г. составила 63 273,34 руб.;

за 2 квартал 2010 г. составила 81 072,68 руб.;

за 3 квартал 2010 г. составила 67 395,79 руб.

ЗАО «Томская нефть» не согласившись с данным Постановлением, обжаловало его в арбитражный суд.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Состав правонарушения формальный, его объективную сторону образует бездействие, выраженное в невнесении платежей в установленные сроки.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охра не окружающей среды» (далее - Закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой привод ят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 вышеуказанного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природ ную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993г. (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 №190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от

08.06.2006 №557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 №8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 1 Приказа).

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 №511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Согласно данным критериям все отходы производства и потребления классифицируются как опасные в соответствии с пятью классами опасности, в том числе 4 класс опасности - малоопасные отходы, 5 класс опасности - практически неопасные отходы.

18.04.2008 ЗАО «Томская нефть» представило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2008 г. и уплатило по 4-у классу опасности за буровой шлам 687 448,31 руб. (платежное поручение №13 от 18.04.2008 на сумму 767 906,44 руб.).

Фактическое образование отхода бурового шлама на территории Верхне-Салатского месторождения началось в 1 кв. 2008 г. и закончено во 2 кв. 2008 г., и только тогда появилась техническая возможность отобрать пробу исключительно из шламового амбара, а не на основании скважины.

Так 5 апреля 2008 г. инженером по охране окружающей среды ЗАО «Томская нефть» Путинцевой *.*. был произведен отбор проб (шлам буровой - 2 кг.) из шламового амбара куста №1 Верхне-салатского месторождения Южно-Мыльджинской группы месторождений, о чем 09.04.2008 составлен протокол отбора проб отходов №108 и паспорт пробы №203.

Томской специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа ОГУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» было проведено биотестирование отобранных проб (шлам буровой - 2 кг.). По результатам биотестирования составлен протокол биотестирования № 203 от 18.04.2008 и дано заключение, что данный вид отхода относится к 5 классу опасности.

Указанные документы, подтверждающие 5-й класс опасности отходов, были представлены в Росприроднадзор.

Кроме того, 15 ноября 2008 г. инженер-техник ЗАО «Томская нефть» Цулин *.*. повторно произвел отбор проб (шлам буровой - 2 кг.) из шламового амбара на Верхне-салатском месторождении куст № 1, о чем 18.11.2008 составлен акт приемки проб № 367 отхода и паспорт пробы № 970.

Томской специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа ОГУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» было проведено биотестирование отобранных проб (шлам буровой - 2 кг.). По результатам биотестирования составлен протокол биотестирования № 970 от 28.11.2008 и дано заключение (повторно подтверждено), что данный вид отхода относится к 5 классу опасности.

23.04.2008 ЗАО «Томская нефть», получив результаты биотестирования, предоставило скорректированный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2008 г. Согласно данному расчету, оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2008 г. подлежало 1 107,00 руб., а не 687 448,31 руб., как первоначально было оплачено Обществом.

Однако Росприроднадзор посчитал, что поскольку в протоколе отбора“ проб отходов № 108 от 09.04.2008 не указано место отбора проб (название месторождения), а указано только «шламовый амбар куст №1», расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по 5-му классу опасности не обоснованны.

Однако по состоянию на 2008 г. у ЗАО «Томская нефть» имелась только одна лицензия на право пользования недрами ТОМ 11175 НЭ на Южно-Мыльджинском месторождении, что подтверждается письмом Роснедра от 31.08.2010 №03/1161, в состав которого входит Верхне-Салатское месторождение, и куст № 1 является единственным кустом номер один на Верхне-Салатском месторождении.

Следовательно, буровой шлам на биотестирование отбирался со шламового амбара куста №1 Верхне-Салатского месторождения.

Таким образом, в результате излишней оплаты за 1 квартал 2008 г. платы за негативное воздействие на окружающую среду у ЗАО «Томская нефть» образовалась переплата в размере 686 341,31 руб. Общество не воспользовалось правом возврата из бюджета суммы переплаты, а использовало данную переплату в счет будущих платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

ЗАО «Томская нефть» неоднократно обращалось в Роспироднадзор и Ростехнадзор с просьбой предоставить акты сверки по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, однако эти просьбы были оставлены без ответа, (письма в адрес Ростехнадзора №448 от 16.02.2010, №1876 от 23.06.2010, №1937 от 29.06.2010, письма в адрес Росприроднадзора №3860 от 27.10.2010, №4607 от 09.12.2010).

ЗАО «Томская нефть», с целью соблюдения установленной законом обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществляло эти платежи, что подтверждается платежными поручениями за период с 2008 по 2010 годы.

При этом ЗАО «Томская нефть», при определении сумм платежей исходила из представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, из данных бухгалтерского учета, из движения отходов, фактического расхода топлива, расхода электродов и.т.п., из объема добытой нефти и газа и фактически на основании утвержденных методик, а также учитывало образовавшуюся переплату по платежам за 2008 год.

С учетом изложенного судом не принимаются довод ответчика о том, что ЗАО «Томская нефть» не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 г. и 1,2, 3 кварталы 2010г.

Ответственность по статье 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки. Внесение платы не в полном объеме (частичная оплата) не образует состав правонарушения по данной норме.

Административный орган не доказал наличие в действиях заявителя событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области от 09.12.2010г. № НЗВАТ-147/5 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Закрытого акционерного общества «Томская нефть» по статье 8.41. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Кузнецов *.*.