Судебная практика

Решение от 2010-10-26 №А40-82958/2010. По делу А40-82958/2010. Москва.

Решение

г. Москва

26 октября 2010 г.

Дело №

А40-82958/10-90-415

Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2010 г.

Решение в полном объеме изготовлено 26 октября 2010 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Петрова *.*.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клочковой *.*.



рассмотрел дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Газпромнефть»

к

Межрегиональной Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1

о

признании частично незаконными ненормативных актов, обязании возместить НДС

при участии:

от заявителя – Чулковой *.*. доверенность от 23.03.2010.2010г. № НК -112

от налогового органа – Лоздовской *.*. , доверенность от 27.07.2010г. № 27072010-186

Установил:



ОАО «Газпром нефть» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными решений Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 25.12.2009г. № 52-16-14/3648р (в редакции решения ФНС России от 12.04.2010г. № 9-1-08/0316@) в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета НДС за 4 кв. 2008г. в сумме 20.588.870 руб., № 52-16-14/36250р (в редакции ФНС России от 12.04.2010г. № 9-1-08/0316@) в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 20.058.870 руб. обязании Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1 возместить из федерального бюджета путем зачета НДС в размере 20.058.870 руб.

Свои требования заявитель обосновывает тем, что отказ налогового органа возместить ему из федерального бюджета НДС за 4 кв. 2008г. в указанной сумме противоречит действующему законодательству и нарушает его права.

Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1 требования заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что в 25.12.2009 Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 вынесла Решение №52-16-14/3648р, которыми уменьшила предъявляемый к возмещению ОАО «Газпром нефть» из бюджета НДС за 4 кв. 2008 г. и Решение №52-16-14/3650р, которым отказала Заявителю в возмещении суммы НДС в размере 21 793 610 руб.

Заявитель обжаловал вышеуказанные решения МИФНС в вышестоящий налоговый орган - ФНС РФ в порядке, определенном НК РФ, в части в части отказа в возмещении НДС в размере 20 260 431 руб.

ФНС РФ Решением по апелляционной жалобе от 12.04.2010 №9-1-08/0316@ оставила данные решения в обжалуемой части без изменения.

Суд считает Решение МИФНС №52-16-14/3648р, в редакции решения ФНС от 12.04.2010 №9-1-08/0316(5), в части уменьшения предъявляемого к возмещению из бюджета НДС за 4 кв. 2008г. в сумме 20058870 руб., а также Решение №52-16-14/3650р, в редакции решения ФНС от 12.04.2010 №9-1-08/0316@, в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 20058870 руб., законными и обоснованными по следующим основаниям:

Оспариваемые решения Инспекции были вынесены по результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации по НДС (корректировка №2) за 4 квартал 2008 года.

Судом установлено, что в уточненную декларацию №2 за 4 квартал 2008года, ОАО «Газпром нефть» включены суммы НДС на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями в 2001, 2002, 2003, 2005гг. по расходам, связанным с капитальным строительством, перечисленные в Таблице № 1, что следует из дополнительного листа книги покупок №2 к уточненной декларации за 4 квартал 2008г.

Наименование объекта, завершенного капитальным жительством

Дата ввода в

эксплуатацию (КС-14)

Наименование подрядчика

№ счета-фактуры

Дата счета-

фактуры

Сумма НДС, предъявленная

к вычету по доп .листу № 2 к книге покупок за 4 квартал 2008г., руб.

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“ ОАО “Газпромнефть -ННГ“

731

31.10.2001

112 024.07

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“ ОАО “Газпромнефть-ННГ“

502

31.07.2001

840 788.14

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпромнефть-ННГ“

142

31.03.2001

297 513.41

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпромнефть-ННГ“

551

2002

4 198 966.95

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпром нефть -ННГ“

468

30.06.2002

1 238 998.88

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпром нефть -ННГ“

325

31.05.2002

952 026.14

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО Сибнефть -1НГ“

ОАО “Газпромнефть -ННГ“

57

31.01.2002

596 505.29

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть -ННГ“

ОАО “Газпромнефть -ННГ“

137

28.02.2002

538 505.10

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО Сибнефть -1НГ“

ОАО “Газпромнефть -ННГ“

220

31.03.2002

554 806.67

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпром нефть -ННГ“

239

30.04.2002

709 276.81

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпромнефть -ННГ“

785

31.10.2002

463 730.70

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпром нефть -ННГ“

669

30.09.2002

287 558.17

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпром нефть -ННГ“

655

31.08.2002

8 606.91

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпромнефть-ННГ“

222

30.04.2001

1 624.46

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпромнефть -ННГ“

904

31.12 2001

3 027 545.78

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпромнефть-ННГ“

296

31.05.2001

398 363.48

автодорога с. Усть-Инцыч:. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпромнефть-ННГ“

412

30.06.2001

617.91

автодорога с. Усть-Инцыч:. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпромнефть-ННГ“

583

31.08.2001

1 764 271.86

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпром нефть -ННГ“

656

30.09.2001

1 524 755.87

автодорога с. Усть-Инцы-с. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпром нефть -ННГ “

771

30.11.2001

2 045 899.13

автодорога с. Усть-Инцыч:. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпромнефть-ННГ“

938

30.11.2002

714.88

автодорога с. Усть-Инцыч;. Петровка, мосты

Ноябрь

2002

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпром нефть -ННГ“

1033

31.12.2002

251 166.32

КНС

Декабрь

2003

ОАО “Сибнефть-ННГ“

ОАО “Газпром нефть -ННГ “

6113

30.11.2003

244 602.61

ИТОГО:

20 058 870.14

Судом установлено, что спорные счета-фактуры, по которым заявлены вычеты НДС по указанным объектам, датированы 2001, 2002, 2003годами, объекты введены в эксплуатацию в ноябре 2002 го да, декабре 2003 года.

Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005г .№ 119-ФЗ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном 1 главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких условиях налоговый орган пришел к правомерному выводу, что суммы НДС подлежат вычету в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2006г.

Согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Положениями пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ редакции, действовавшей до введения Федерального закона от 22 07 2005 №119-ФЗ) установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных в абзаце 1 пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства Основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса РФ дословно изложено следующее «начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию».

Следовательно, момент, с которого возникает право на налоговый вычет по НДС и соответственно налоговый период, в котором данное право должно быть применено, определяется моментом ввода объекта в эксплуатацию.

Данный вывод подтверждается арбитражной судебной практикой: Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2007г. №829/07, определение ВАС РФ от 24.03.2008г. №615/08.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2007 №829/07 указано, что «...момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан... с моментом введения объекта в эксплуатацию».

В данном постановлении Президиум ВАС РФ подтвердил выводы, изложенные в решении Арбитражного суда г .Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2006г. по делу №А56-46704/2005 и постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2006 г. по делу №А56-16704/2005, согласно которым «право на применение налогового вычета связано с моментом ввода в эксплуатацию основного средства (началом фактической эксплуатации объекта недвижимости), но не с моментом его включения в состав амортизационной группы и фактом подачи документов в регистрирующий орган для государственной регистрации объекта, поскольку положения статьи 171 Налогового кодекса РФ не имеют отсылки к пункту 8 статьи 258 Кодекса».

При этом в соответствии с положениями п. 5 ст. 172 НК РФ, вторым условием для применения права на налоговый вычет по введенному в эксплуатацию объекту капитального строительства (основного средства) является постановка на учет соответствующего объекта завершенного капитального строительства (основного средства).

Таким образом, право на применение налогового вычета по капитальному строительству по п. 5 ст. 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до введения Федерального закона1 от 22.07.2005г. №119-ФЗ) возникает при выполнении следующих условий:

наличие счета-фактуры (п. 1. ст.172 НК РФ);

оплата счета - фактуры (п. 1. ст. 172 НК РФ);

оприходование товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ);

ввод в эксплуатацию объекта завершенного капитальным строительством (п. 5 ст. 172 НК РФ);

принятие на учет объекта завершенного капитальным строительством (п. 5 ст. 172 НК РФ).

При этом для подтверждения права на применение налоговых вычетов по капитальному строительству перечисленные выше условия должны быть подтверждены заявителем документально, в том числе и материалами судебного дела.

На основании пункта 3.2.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.12.1993г. №160, к законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке.

В соответствии с законодательством РФ для учета работ в капитальном строительстве Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997г. №71а (в редакции от 21.03.03г.) утверждены Ф.И.О. учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.

В Альбо Ф.И.О. учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ включена форма №КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией», утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997г. №71а (в редакции от 21.03.03г.).

В Указаниях по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 30101997 №7la (в редакции от 21.03.03.) предусмотрено, что Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией форма №КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности.

То, что Акты по форме КС-14 являются надлежащими документами, подтверждающими ввод в эксплуатацию объектов, завершенных капитальным строительством, следует из положений Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 г. N 105 “О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов“ и положений строительных норм и правил “Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения (СНиП 3.01.04-87), утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987г. № 84,с изменениями, утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 18.11.1987г. № 279.

Пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981г. № 105 и 4 раздел СНиП 3.01.04-87 предусматривают приемку всех без исключения завершенных строительством объектов государственными приемочными комиссиями.

В соответствии с пунктом 4.24 СНиПа 03.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными по форме, приведенной в обязательном приложении № 5 (соответствует форме №КС-14). Согласно пункту 4.27 СНиПа 03.01.04-87 акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию утверждается Решением органа, назначившего комиссию.

Таким образом, документом, подтверждающим ввод в эксплуатацию завершенных капитальным строительством объектов является Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией форма №КС -14).

Исходя из представленных ОАО «Газпром нефть» документов, ввод в эксплуатацию перечисленных в Таблице № 1 объектов, завершенных капитальным строительством, по которым в дополнительном листе № 2 в уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года заявлен НДС к возмещению в сумме 20 058 870 руб., осуществлен в ноябре

2002 года, декабре 2003 года на основании Актов приемочных комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, по форме КС -14.

Оформление ввода в эксплуатацию объектов в ноябре 2002 года, декабре 2003 на основании Актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме №КС-14 полностью отвечает требованиям законодательства РФ в области строительной деятельности и свидетельствует о факте создания для собственных нужд объектов основных средств, отвечающих требованиям пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 и подлежащих зачислению в состав основных средств и принятию к бухгалтерскому учету.

В соответствии с законодательством РФ для учета основных средств, в т.ч. возведенных в результате деятельности по капитальному строительству, Постановлениями Госкомстата РФ от 30101997 №71а (форма ОС-1), от 21.03.2003 №7 (формы ОС-1, ОС-1а, ОС-1б) утверждены Ф.И.О. учетной документации по учету основных средств.

Согласно Указаниям по примен Ф.И.О. учетной документации по учету основных средств, утвержденным теми же Постановлениями Госкомстата РФ, акты о приеме-передаче по формам №ОС применяются для оформления и учета операций приема-передачи объектов основных средств, а также для учета их ввода в эксплуатацию.

Информация о дате фактического ввода объектов в эксплуатацию указывается в актах приема-передачи по формам № ОС в графе, предусмотренной для этого показателя. Такой порядок установлен законодательством РФ по оформлению первичных документов по учету основных средств.

Все представленные налогоплательщиком для проверки акты приема-передачи объектов основных средств по формам №ОС составлены 30.11.2002 года, 31.12.2003 года и во всех актах передачи объектов основных средств указана дата ввода в эксплуатацию ноябрь 2002года, декабря 2003 года, что соответствует периоду ввода в эксплуатацию объектов основных средств на основании Актов приемочных комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, перечисленных в Таблице № 1.

Таким образом, представленные для проверки акты приема-передачи объектов основных средств по формам №ОС также свидетельствуют о том, что все объекты капитального строительства введены в эксплуатацию в ноябре 2002 года, декабре 2003года.

Согласно положениям пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ применение налогового вычета по НДС производится по мере принятия к учету объектов, завершенных капитальным строительством.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом МФ РФ от 31.10.200г. № 94н) учет затрат организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н),аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»,ведется по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, по каждому строящемуся или приобретенному объекту основных средств.

В ходе камеральной проверки установлено, что перечисленные в Таблице № 1 объекты, завершенные капитальным строительством введены в эксплуатацию в ноябре 2002 года, декабре 2003 года были учтены на счете бухгалтерского учета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по стоимости затрат, произведенных с начала строительства каждого строящегося объекта до его завершения, исходя из следующего.

Стоимость перечисленных в Таблице № 1 объектов, завершенных капитальным строительством в ноябре 2002 года, декабре 2003 года, в данный период уже была налогоплательщиком определена. Данный вывод основан на документах, представленных для проверки - Акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (по форме КС-14) и Акты приемки-передачи основных средств (по форме ОС-1), в которых указана дата ввода в эксплуатацию ноябрь 2002 года, декабрь 2003 года.

В Разделе 5 Указаний по применению и заполнению форм утверждено Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. №71а) указано, что Акт приемки по форме №КС-14 является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом). Соответственно данный акт содержит сведения обо всех затратах, произведенных налогоплательщиком в связи с капитальным строительством объектов, что и определяет стоимость объекта.

Стоимость объектов, завершенных капитальным строительством, указана в представленных Актах приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС -14 от ноября 2002 го да, декабря 2003 года.

В представленных Обществом формах ОС-1 и ОС-6 указана дата вода в эксплуатацию и фактический срок эксплуатации объектов, завершенных капитальным строительством.

Это также подтверждает, что стоимость объектов была определена еще в ноябре 2002 года, декабре 2003 года.

На основании вышеизложенного следует вывод о том, что объекты, перечисленные в Таблице № 1, завершенные капитальным строительством, были введены в эксплуатацию в установленном порядке в ноябре 2002 года, декабре 2003 года и на момент ввода в эксплуатацию были учтены на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Кроме того, данные завершенные капитальным строительством объекты, были учтены в качестве основных средств на счете 01 «Основные средства» также в ноябре 2002 года и декабре 2003 года.

Соответственно в ноябре 2002 года, декабре 2003 года ОАО «Газпром нефть» были выполнены все требования пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ для применения налогового вычета по НДС в сумме 20 058 870 руб. по данным объектам.

Перечисленные в Таблице № 1 объекты, завершенные капитальным строительством, по которым Общество заявило вычет по НДС в сумме 20 058 870 руб.:

были введены в эксплуатацию в ноябре 2002 года, декабре 2003 года, о чем свидетельствует представленные акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14);

-в актах приема-передачи объектов основных средств по форме ОС-1 указаны даты ввода в эксплуатацию ноябрь 2002 года, декабрь 2003 года,

-объекты приняты на учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» в ноябре 2002 года, декабре 2003 года.

Кроме того, в ноябре 2002 года и декабре 2003 года данные объекты, завершенные капитальным строительством, были приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств по счету 01 Основные средства“, о чем свидетельствует представленные акты приема-передачи основных средств по форме ОС-1, составленные 30.11.2002 года, 31.12.2003 года и регистры аналитического учета по счету 01 «Основные средства».

Следовательно, с учетом положений пунктов 1 и 6 статьи 171, пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ право на налоговый вычет по НДС в размере 20 058 870 руб. по перечисленным в Таблице № 1 счетам-фактурам, у ОАО «Газпром нефть» возникло в ноябре 2002 года, декабре 2003года.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 171, пунктов 1, 5 статьи 172, пунктов 1 и 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ момент реализации права на вычет по налогу на добавленную стоимость относится к тому периоду, когда такое право возникло в соответствии с установленным порядком вычета налога, то есть этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период.

Право на вычет следует использовать именно в соответствующем налоговом периоде, учитывая, что данное право прямо увязано с обязанностью налогоплательщика правильно определять сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет либо возмещению из бюджета за соответствующий налоговый период, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

Право налогоплательщика на налоговый вычет в соответствии с налоговым законодательством РФ может быть реализовано путем представления налоговой декларации либо уточненной налоговой декларации в порядке применения статей 80, 81 Налогового кодекса РФ, за налоговый период соответствующий моменту возникновения права.

Данный вывод подтверждается арбитражной судебной практикой: Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2005 №1321/05 по делу А08-10833/03-07, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 №615/08 по делу А19-4796/07-5.

Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 07.06.2005 №1321/05, исходя из анализа норм статей 172, 173 Налогового кодекса РФ, «налогоплательщик, обнаруживший факты не отражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, применительно к правилам, содержащимся в статье 81 Кодекса».

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.06.2008 г. №615/08 указал, что «по смыслу статей 171 и 172 Кодекса право налогоплательщика на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам работам, услугам) обусловлено производственным назначением, фактическим наличием приобретенных товаров работ, услуг), их оприходованием и оплатой, в связи с чем суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются данные условия».

В ходе камеральной проверки установлено, что в рассматриваемой уточненной налоговой декларации по НДС 4 квартал 2008г., представленной в июле 2009г. (29.07.009), ОАО «Газпром нефть» заявило налоговые вычеты в сумме 20 058 870 руб. по перечисленным в Таблице №1 объектам, завершенным капитальным строительством, по которым право на налоговый вычет возникло в ноябре 2002 го да, декабре 2003 года.

Тем самым налогоплательщиком нарушены пункт 6 статьи 171, пункт 5 статьи 172, пункт 1 статьи 173 Налогового кодекса РФ, так как:

налоговый период (4 квартал 2008г.), за который заявлены вычеты не соответствует периоду возникновения у налогоплательщика права на налоговые вычеты Ноябрь 2002 года, декабрь 2003 года).

уточненная налоговая декларация №2 за 4 квартал 2008 года, в которой заявлены вычеты, представлены по истечении трех лет (29.07.2009г.) после окончания налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговые вычеты (ноябрь 2002 года, декабрь 2003 года).

Суд не принимает довод Общества, изложенный в его заявлении, о том, что вычеты обоснованно заявлены в первом же налоговом периоде, в котором налоговое законодательство в соответствии с указанными выше изменениями допускает вычет сумм НДС без государственной регистрации права - в январе 2006 года.

Налоговое законодательство (в редакции до 01.01.2006 года) не содержало норм, согласно которым невозможно было бы заявлять вычеты по капитальному строительству без государственной регистрации права,- внесение изменений в законодательство на основании Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ никоим образом не изменило содержание ранее действовавших норм по спорному вопросу.

Указание, содержащееся в п. 1 ст. 3 Федерального закона № 119-ФЗ, на то, что «суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства», свидетельствует о том, что право на вычет должно заявляться в том налоговом периоде, когда такие объекты приняты на учет соблюдением всех остальных условий для применения вычетов).

Соответственно, если все условия для вычетов были соблюдены еще до 01.01.2006, налогоплательщик имел право представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по тому налоговому периоду, когда возникло право на применение таких вычетов.

Согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении грех лег после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, названной нормой предусмотрено, что налогоплательщик утрачивает право на возмещение положительной разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой налога в случае подачи налоговой декларации по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода, в котором возникает право налогоплательщика на вычеты.

Правомерность данной позиции в этой части, в том числе, подтверждается выводами Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.11.2009 года № КА-А40/12354-09-2 (по делу № А40-16790/09-129-54).

В данном постановлении ФАС МО, в частности, указал: при проведении проверки налоговый орган не принял заявленные обществом налоговые вычеты по НДС по объектам Морского терминала в размере 1.269.743.887 руб., ссылаясь на то, что обществом пропущен трехлетний срок на возмещение налога, установленный п. 2 ст. 173 НК РФ, поскольку спорные вычеты относятся к 2002 г.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований в данной части, суды, исследовав в совокупности представленные в материалы дел доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, Установили, что спорные объекты капитального строительства введены обществом в эксплуатацию в 2002г., отвечали всем условиям отнесения их к основным средствам, в связи с чем в силу положений п.5 ст. 172 и п. 2 ст. 259 НК РФ право на налоговый вычет по ним возникло у налогоплательщика в 2002г.

Поскольку налоговые декларации поданы обществом в 2007г., предельный срок на возмещение налога определенный п. 2 ст. 173 НК РФ, пропущен заявителем.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов в данной части соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и действующему законодательству, в связи с чем, отклоняет доводы кассационной жалобы общества.

В данном постановлении от 18.11.2009 года ФАС МО также указал:

С учетом названных норм (п. 5 ст. 172, абз. 2 п. 2 ст. 259 НК РФ), а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 25.09.2007 № 829/07, судами сделан обоснованный вывод о том, что момент, с которого возникает право налоговый вычет по НДС и соответственно налоговый период применения права на вычет, определяется именно моментом ввода объекта в эксплуатацию.

Законность и обоснованность выводов судов по названному выше делу № А40-16790/09-129-54 подтверждена определением Высшего Арбитражного Суда РФ об отказе в передаче дел в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2010 № ВАС -17997/09, а также определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.02.2010 № ВАС-17997/09 о возвращении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

Правомерность позиции налогового органа по данному вопросу также подтверждается выводами, изложенными в судебных актах, в частности постановлениями ФАС МО от 11.12.2010г. №КА-А40Д4741-9 по делу А40-13998/09-112-5б, от 18.11.2009г. №КА - 40Д2354-09 по делу А40-16790/09-129-54, от 07.04.2010г. №КА-40/2891-10 по делу №А40-96701/09-99-730, от 28.07.2010г. №КА-А40/7788-10-2 по делу А40-105384/09-115-637, от 07.04.2010г. №КА-440/2891-10 по делу № А40-73056/09-35-481, Постановлением 9ААС от 29.07.2010г. №09АП-97/2010АК по делу №A40-122723/09-142-866 A40-123337/09-112-877.

В ходе камеральной проверки также установлено, что Обществом в нарушение п. 1 ст. 172 НК РФ документально не подтверждено право на применение вычетов в размере 20 058 870,14руб., в связи с отсутствием документов, подтверждающих оплату сумм налога.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьями 171 и 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.

С учетом положений пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров работ, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (в части счетов-фактур, выставленных до введения в действие Федерального закона от 22.07 2005 № 119-ФЗ).

Представленные Соглашения о прекращении взаимных обязательств зачетом №№ 11 от 30.11.2005г., 1 от 31.01.2002г., 2 от 28.02.2002г., 3 от 31.03.2002г., 4 от 30.04.2002г., 5 от 31.05.2002г., 6 от 30.06.2002г., 7 от 31.07.2002г., 8 от 31.08.2002г., 9 от 30.09.2002г., 10 от 31.10.2002г., 11 от 30.11.2002г., 12 от 31.12.2002г., 3 от 31.03.2001г., 4 от 30.04.2001г., 5 от 31.05.2001г., 8 от 31.08.2001г., 9 от 30.09.2001г., 10 от 31.10.2001г., 12 от 31.12.2001г., 11 от 30.11.2001г. не подтверждают факт оплаты задолженности должником по счетам-фактурам, так как данных соглашениях указаны только общие суммы зачета по договорам и не приложен счетов-фактур, по которым прекращены взаимные обязательства зачетом и налогоплательщиком заявлен к вычету НДС в уточненной декларации № 2 за 4 квартал 2008г.

В представленных Обществом Соглашениях о прекращении взаимных обязательств зачетом не указаны необходимые для идентификации погашенных обязательств сведения: размер обязательств в денежном выражении, ссылки на соответствующие с чета-фактуры, суммы НДС по каждому счету-фактуре.

Налоговый орган не утверждает, что именно в Соглашениях о прекращении взаимных обязательств зачетом должны быть указаны в обязательном порядке перечни счетов-фактур.

Необходимые для идентификации погашенных обязательств сведения: размер обязательств в денежном выражении, ссылки на соответствующие счета-фактуры, суммы НДС по каждому счету-фактуре могут быть указаны в приложении к Соглашениям о прекращении взаимных обязательств зачетом, либо подтверждаться иными документами, в которых должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать счета-фактуры и проведенный зачет взаимных обязательств.

На основании представленных Соглашений о прекращении взаимных обязательств зачетом не представляется возможным сделать вывод о том, что зачет взаимных обязательств по данным Соглашениям произведен, в т.ч. по спорным счетам-фактурам. При этом никакие документы, подтверждающие, что данные Соглашения необходимо принять в качестве документов, подтверждающих фактическую оплату по счетам-фактурам, в ходе камеральной проверки Обществом не представлены.

Обществу, по уточненной декларации № 2 за 4 квартал 2008г. направлено требование о представлении документов (информации) № 11984 за исх. № 52-16-11/35624 от 26.10.2009г., в котором запрошены документы (платежные поручения, соглашения о прекращении взаимных обязательств зачетом, со ссылкой на счета-фактуры, по которым произведен зачет обязательств), подтверждающие оплату по счетам-фактурам.

В ответ на требование Общество представило за исх. № НК 02/27133 от 09.11.2009г. соглашения о прекращении взаимных обязательств зачетом за 2001-2003гг., аналитические карточки по счетам бухгалтерского учета 6100,6000,7802,7616.

Кроме того, Общество сообщило, что п/п № 19 от 15.11.2001г., № 836 от 02.07.2001г., № 19 от 02.07.2001г., № 4830 от 29.06.2001г. не могут быть представлены, в связи с уничтожением документов (Акт № 1 от 27.02.2007г., протокол экспертной комиссии).

Представленные Обществом аналитические карточки бухгалтерского учета не являются первичными документами и не могут служить фактическим подтверждением оплаты (зачета) задолженности должником.

Таким образом, по данному пункту в нарушение п. 1 ст. 172 НК РФ документально не подтверждено право на применение вычетов в размере 20 058 870 руб., в связи с отсутствием документов, подтверждающих оплату сумм налога .

С учетом изложенного, суд считает, что оснований к удовлетворению требований заявителя не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 137-138 НК РФ, в соответствии со ст.ст. 167-170,201 АПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Газпром нефть» о признании частично незаконными решений Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 № 52-16-14/3648р, № 52-16-14/36250р от 25.12.2009г., обязании Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 возместить НДС в размере 20.058.870 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию – ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья: *.*. Петров