Судебная практика

Решение от 26 октября 2010 года № А32-19554/2010. По делу А32-19554/2010. Краснодарский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г. Краснодар Дело №А-32-19554/2010-19/552

26 октября 2010 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ивановой *.*. .

при ведении протокола судебного заседания судьей Ивановой *.*.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению предпринимателя Атаманчук *.*. , с. Белая Глина

к Краснодарской таможне, г. Краснодар,

о признании недействительными действия и решения



при участии в заседании:

от заявителя: Абрамов *.*. – доверенность от12.08.09г.;

от заинтересованного лица: Егоров *.*. – доверенность от 28.12.09г.

Колесник *.*. – доверенность от11.01.10г.;

Установил:

Предприниматель Атаманчук *.*. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Краснодарской таможни от 15.04.10 об отказе ИП Атаманчук *.*. в принятии таможенной стоимости по первому методу таможенной оценки – методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами и корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД 10309120/060410/0002095.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований. Основанием заявленных требований указал на нарушение заинтересованным лицом при совершении оспариваемых действий и вынесении оспариваемого требования ряда положений Таможенного кодекса РФ, Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Дело рассматривается по правилам ст. 200 АПК РФ.

Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, Установил следующее.



Атаманчук Александр Васильевич (заявитель, декларант, предприниматель) зарегистрирован в качестве предпринимателя, ОГРН 3042511241000021, ИНН 251101888303, осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

12.01.10 ИП Атаманчук *.*. заключил внешнеторговый контракт № RU103779442/03 с китайской компанией «УКСИ ФОЧЬЮН ИМПОРТС И ЭКСПОРТС ЛТД.». В соответствии со спецификацией от 08.02.10 № 1 и инвойсом продавца от 08.02.10 № BCJCY091208 заявителем ввезён товар – мотороллеры (скутеры) на условиях CFR Новороссийск.

Товар задекларирован по ГТД 10309120/060410/0002095.

Для целей таможенного оформления и подтверждения таможенной стоимости ввозимого товара заявителем были представлены в таможенный орган все необходимые документы в соответствии с таможенным законодательством РФ, а именно: контракт на поставку товара от 12.01.10 № RU103779442/03, заключенный с компанией «УКСИ ФОЧЬЮН ИМПОРТС И ЭКСПОРТС ЛТД.», Китай (продавцом товара), спецификацию от 08.02.10 № 1 к контракту, паспорт сделки, инвойс продавца от 08.02.10 № BCJCY091208, коносамент, декларацию таможенной стоимости, сертификаты соответствия и другие документы, предусмотренные Приказом ФТС РФ № 536 от 25.04.2007 г. в качестве необходимых для подтверждения сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров. При этом таможенная стоимость товара была определена декларантом по первому методу определения таможенной стоимости.

Однако, несмотря на предоставление заявителем всех необходимых документов, подтверждающих таможенную стоимость ввозимых товаров определенную исходя из цены (стоимости) сделки в принятии заявленной таможенной стоимости таможенным органом было отказано.

В ходе проведения таможенного контроля Краснодарской таможней признано, что представленные предпринимателем к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара по обеим ГТД, в связи с чем в адрес предпринимателя были направлены требование уч. № 2 от 06.04.10 о корректировке сведений о таможенной стоимости и таможенных платежах, представлении обеспечения и запрос уч. № 1 от 06.04.10 о предоставлении дополнительных документов: экспортной ГТД, прайс-листа фирмы изготовителя, пояснений по условиям продаж, ведомость банковского контроля, ценовую информацию внутреннего и внешнего рынка по идентичным/однородным товарам, документы по оприходованию и реализации товара на внутреннем рынке РФ.

13.04.10 декларант представил дополнительные документы согласно запроса, за исключением документов по реализации, так как товар не оприходован.

Товар по ГТД 10309120/060410/0002095 выпускался с внесением обеспечения уплаты таможенных платежей.

15.04.10 Краснодарской таможней принято Решение об отказе предпринимателю в применении первого метода определения таможенной стоимости по ГТД 10309120/060410/0002095. Декларант отказался уточнить структуру таможенной стоимости и произвести корректировку. Краснодарская таможня на основании имеющейся ценовой информации самостоятельно произвела корректировку таможенной стоимости товаров по ГТД 10309120/060410/0002095.

Такие действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара заявителя послужили причиной его обращения в суд.

Принимая Решение, суд исходит из следующего.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать Решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими Решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 30 НК РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Также в соответствии со ст.ст. 323, 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе проводить таможенный контроль (в том числе, контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей), вне зависимости от выпуска товаров таможенный контроль за ними может производиться в любое время.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 №5003-1 “О таможенном тарифе“ определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; метода вычитания; метода сложения; резервного метода. Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 данного Закона, согласно которой таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному статьей 24 Закона №5003-1. Это означает, что таможенный орган, реализующий предусмотренное Законом право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

Согласно ст. 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с п. 4 вышеуказанной статьи, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.

Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными (или) достаточным, таможенный орган вправе принять Решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме. В случае если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей.

Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в «Положении о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденном Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. № 1399, «Инструкцией по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», утвержденной Приказом ФТС России от 25.04.07 г. № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В соответствии со ст. 19.1 вышеуказанного Закона при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами в цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть учтены дополнительные начисления, которые производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

метода по стоимости сделки с однородными товарами;

метода вычитания;

метода сложения;

резервного метода.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст. ст. 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со ст. ст. 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст. ст. 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст. ст. 22 и 23 настоящего Закона.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 настоящего Закона.

Согласно п. 2 ст. 12 Закона РФ “О таможенном тарифе“ основным методом определения таможенной стоимости ввозимых товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Применение иных методов оценки допускается только в случае невозможности использования обозначенного основного метода определения таможенной стоимости

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 323 Таможенного кодекса РФ таможенный орган вправе принять Решение о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными (т.е., не подтверждены представленными декларантом документами).

Перечень документов, необходимых для подтверждения сведений таможенной стоимости ввозимых товаров, в соответствии с п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса РФ определен в приложении к Приказу ФТС РФ № 536 от 25.04.2007г.

Согласно п. 2 ст. 12 Закона РФ “О таможенном тарифе“ основным методом определения таможенной стоимости ввозимых товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Применение иных методов оценки допускается только в случае невозможности использования обозначенного основного метода определения таможенной стоимости.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 19 Закона РФ “О таможенном тарифе“ невозможность определения таможенной стоимости товара на основании стоимости заключенной декларантом сделки имеет место следующих случаях:

существуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;

продажа товаров или их цена зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

любая часть дохода, полученного в результате последующих продаж товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, будет причитаться прямо или косвенно продавцу;

покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами.

В ходе судебного рассмотрения установлено следующее.

Каких-либо ограничений в отношении прав покупателя на поставляемый товар либо иных условий, влияние которых на стоимость товара не может быть количественно определено, представленный декларантом контракт от 12.01.10 № RU103779442/03 и документы к нему не содержат.

Взаимозависимость между сторонами контракта от 12.01.10 № RU103779442/03 ИП Атаманчук *.*. (покупателем) и компанией «УКСИ ФОЧЬЮН ИМПОРТС И ЭКСПОРТС ЛТД.», Китай (продавцом) отсутствует. (Продавец и покупатель по контракту от 12.01.10 № RU103779442/03 не являются взаимосвязанным лицами.)

Данные, содержащиеся в представленных документах, в соответствии требованиями п. 3 ст. 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» являются количественно определенными, достоверными и объективными. (Что не может опровергаться имеющейся у таможенного органа общей ценовой информацией об идентичных или однородных товарах в отсутствии иных надлежащих доказательств, непосредственно относящихся к характеристикам данного поставляемого товара, субъектному составу и условиям поставки по контракту от 12.01.10 № RU103779442/03).

Следовательно, у таможенного органа не было предусмотренных законом оснований для отказа от использования метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в Положении «О контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденном Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. № 1399, «Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ», утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.11.2006 г. № 1206, и Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

Материалами дела, а именно ведомостью банковского контроля, представленной ИП Атаманчук *.*. , подтверждается оплата китайской компании «УКСИ ФОЧЬЮН ИМПОРТС И ЭКСПОРТС ЛТД.» денежных средств за товар, поставленный по ГТД 10309120/060410/0002095 в соответствии с суммой размера общей фактурной стоимости, указанной в графе № 22 вышеуказанной грузовой таможенной декларации, и суммой, указанной в инвойсе китайской компании.

Однако указанная декларантом в ГТД 10309120/060410/0002095 таможенная стоимость товаров не была принята таможенным органом при проведении таможенного контроля в процессе таможенного оформления, в связи с чем были запрошены дополнительные документы и пояснения.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Приказом ГТК РФ от 22.11.2006 № 1206 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации» (пунктом 4 Инструкции) предусмотрено, что проверка правильности определения таможенной стоимости товаров начинается с проверки наличия документов, предусмотренных Перечнем документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно п. 1 Приложения № 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536 при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если такие документы не представляются в соответствии с пп. “а“ - “г“, “е“ - “т“, “ц“ - “щ“ п. 1 Перечня: а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами: учредительные документы декларанта; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами РФ на вывоз товаров (если товары поставлялись из РФ), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Приложения № 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536, в соответствии со ст.ст. 323, 367 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения, перечисленные в подпунктах “а“ - “д“ п. 1 настоящего приложения, не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, по письменному запросу таможенного органа, декларант обязан представить следующие дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств конкретной сделки и от выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров (т.е. имеющие отношение к рассматриваемой сделке и ввозимым товарам), в частности: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе); упаковочные листы (если ранее не представлялись); бухгалтерские документы о постановке товаров на учет; договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ (калькуляцию цены реализации товара); сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных (однородных) товаров, а также товаров того же класса или вида на внутреннем рынке РФ; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта); документы и сведения, подтверждающие производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров, строительство, возведение, монтаж (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ с указанием стоимости этих работ, подписанные и заверенные печатями продавца и покупателя); документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара; документы и сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях российских и иностранных организаций; другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

При использовании в качестве основания для отказа от применения основного метода зависимости продажи и цены от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, под такими условиями следует понимать условия сделки, по цене которой заявлена таможенная стоимость, либо иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке, в том числе условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу.

Материалами дела, представленными в судебное заседание, подтверждается, что заявителем своевременно предоставлялись в таможенный орган документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу.

Также по смыслу ст. 323 Таможенного Кодекса Российской Федерации в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное – несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений.

Высший Арбитражный суд в п. 1 Постановления Пленума от 26 июля 2005 года № 29 разъяснил, что под отсутствием документального подтверждения таможенной стоимости товаров следует понимать одно или несколько из следующих обстоятельств:

отсутствие документального подтверждения заключения сделки;

отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара;

отсутствие информации об условиях поставки и оплаты товара;

наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Как видно из документов, представленных декларантом при таможенном оформлении товаров, первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места.

А никаких конкретных указаний на недостоверность информации, содержащейся в представленных документах, таможенным органом не сделано. Первоопределяющим документом для определения таможенной стоимости товара является внешнеэкономический контракт и подписанные в соответствии с ним документы. В рассматриваемом случае контракт надлежаще оформлен.

Указанные в дополнении к ДТС-1 № 10309120/060410/0002095 и отзыве на заявление ИП Атаманчука *.*. недостатки представленных декларантом документов не принимаются судом как доказательства недостоверности заявленных декларантом сведений ввиду следующего.

Законодательствами многих стран предусмотрен возврат налога на добавленную стоимость при экспорте товара за пределы государства, стимулируя экспорт товара. Экспортёры получают налоговую выгоду за счёт возврата НДС из бюджета. Это делает экспортные цены соизмеримыми с ценами идентичного товара на внутреннем рынке государства.

Также, заявителем представлены пояснения продавца и производителя из Китая о том, что они являются зависимыми лицами и продавец (экспортёр) является подчинённым лицом (дочерней организацией) по отношению к производителю. При этом производитель определяет экспортную цену товара. Поэтому цены предложений продавца (экспортёр) и производителя совпадают.

С учётом этих обстоятельств совпадение цен продавца и экспортёра возможно, а доводы таможни о недопустимости такого совпадения не обоснованы.

2 ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товаров.

Согласно п. 6 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ таможенный орган, реализующий предусмотренное право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

В материалы дела Краснодарская таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих третьему, для определения таможенной стоимости ввезенного товара 1 и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезенного товара 2.

Краснодарская таможня также ссылается на то, что заявленная таможенная стоимость имеет низкий уровень по сравнению с товарами того же класса и вида, с перемещаемыми в текущем периоде, что может служить признаком недостоверности заявленных сведений, однако суд пришел к выводу о том, что указанный довод таможенного органа не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела на основании следующего.

Из п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки при определении таможенной стоимости могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых – данных иных официальных или общепризнанных источников информации.

Суд считает, что под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнивать условия и характер ввоза.

Материалами дела, представленными в судебное заседание, подтверждается, что корректировка таможенной стоимости товара 1, задекларированных предпринимателем в ГТД 10309120/060410/0002095, осуществлялось заинтересованным лицом на основе выписок ГТД 10607040/151009/0007678 (Иркутский таможенный пост Иркутской таможни) полученных из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ».

При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.

Также, в соответствии с п. 3 ст. 21 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу по стоимости сделки с однородными товарами при необходимости проводится корректировка таможенной стоимости однородных товаров для учета значительной разницы в указанных в подпунктах 5-7 пункта 1 статьи 19.1 настоящего Закона расходах между оцениваемыми и однородными товарами, обусловленной различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта.

Судом установлено, что, несмотря, на отличие мест таможенного оформления товаров заявителя и товаров, таможенная стоимость которых применена для корректировки оцениваемых товаров, заинтересованным лицом никаких корректировок не производилось, а отсутствие корректировок таможней никак не обосновано. Также, заинтересованным лицом не представлены сведения об условиях поставок, указание на район ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации этих товаров, поэтому такая информация из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ» не может быть использована для применения метода определения таможенной стоимости задекларированных заявителем товаров по стоимости сделок с однородными товарами.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.

Товар по ГТД 10607040/151009/0007678, таможенная стоимость которого принята таможней для оценки товара заявителя, ввезён на 6 месяцев ранее.

При таких обстоятельствах суд не может признать, что ввоз товара по ГТД 10607040/151009/0007678 осуществлён в соответствующий период времени, что и оцениваемый товар.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о несопоставимости условий сделки, поэтому разница таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД 10309120/060410/0002095 и товаров, указанных в выписках ГТД 10607040/151009/0007678, полученных из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», не может свидетельствовать о недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров, ввезенных заявителем.

При рассмотрении дела судом установлено, что при применении заинтересованным лицом третьего метода была использована ценовая информация на товар, не соответствующий ввезенному заявителем.

Заявитель осуществляет ввоз товара на условиях контракта с конкретным продавцом «УКСИ ФОЧЬЮН ИМПОРТС И ЭКСПОРТС ЛТД.» на основании контракта от 12.01.10 № RU10377442/03, на конкретных условиях, таможенная стоимость заявляется по цене сделки с ввозимыми товарами на основании предоставленных Продавцом документов. Таким образом, условия сделки, с которой сравнивается таможенная стоимость ввозимого предпринимателем товара должны быть сопоставимы.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что, описание товара 1, вес товара, условия поставки товара несопоставимы с описанием товара, условием поставки товара, весом товара, марки товара по ГТД 10607040/151009/0007678, полученным из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ».

На основании изложенного корректировка таможенной стоимости товара 1, задекларированного в ГТД 10309120/060410/0002095 была произведена таможенным органом неверно.

Также, суд не может признать законным корректировку товара 2 заявителя по 6 методу.

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и методы, предусмотренные статьями 19 и 20 - 23 настоящего Закона. Однако при определении таможенной стоимости товаров в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при применении этих методов.

Пределы отклонений при использовании методов, предусмотренные статьями 19 и 20 - 23 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» установлены п. 1-4 ч. 2 ст. 24 настоящего Закона.

Таможней не указано, какой нормой Закона о таможенном тарифе она руководствовалась, определяя таможенную стоимость на основании отчёта о рыночной стоимости товара 2 по ГТД 10309120/060410/0002095. Сам отчёт не содержит сведений об условиях поставки или об установленных включённых в цену товара расходов продавца, позволяющих определить таможенную стоимость товара 2 по ГТД 10309120/060410/0002095 на основе 6 (резервного) метода.

В отношении действий таможни по непринятию первого метода определения таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД 10309120/060410/0002095, то суд считает их не соответствующим Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (Приложение к Приказу ГТК России от 05.12.2003 № 1399). Запросы и требования таможни не содержали конкретизированной информации: о недостоверности сведений и каких именно, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости и в чем заключается такое влияние. Запросы и требования не соответствовали разъяснениям по отдельным вопросам, связанным с принятием таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (Приложение к письму ФТС России от 10.03.2006 № 01-06/7618).

Следовательно, декларант объективно не должен был представлять таможенному органу дополнительно запрошенные документы. Необходимость в них для определения таможенной стоимости по первому методу отсутствовала, в связи с чем, требование таможенного органа об их предоставлении неправомерно.

При рассмотрении дела судом было установлено, что в подтверждение права на применение первого метода определения таможенной стоимости продукции общество представило необходимые для этого документы. Расчет таможенной стоимости был произведен заявителем на основании цены товара, уплаченной продавцу. Факт оплаты подтверждается ведомостью банковского контроля. Доказательств того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, таможня не представила. Суд не выявил признаки недостоверности представленных сведений.

Таким образом, корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных в ГТД 10309120/060410/0002095, была произведена таможенным органом неверно.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

В судебном заседании заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемых им действий и требований Краснодарской таможни действующему законодательству и нарушение этими действиями и требованиями его прав и имущественных интересов.

Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий и вынесения обжалуемых требований, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №117 от 13.03.2007г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ» указано, что в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

В соответствии со ст.ст. 101, 102, 104, 110 АПК РФ, при удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст.ст. 65, 66, 101, 102, 104, 110, 163, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать недействительным Решение Краснодарской таможни от 15.04.10 об отказе предпринимателю Атаманчук *.*. в принятии таможенной стоимости по первому методу таможенной оценки – методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами и корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД 10309120/060410/0002095, отражённое в ДТС-1 и дополнении 1 к ДТС № 10309120/060410/0002095.

Взыскать с Краснодарской таможни в пользу ИП Атаманчук *.*. , ИНН 251101888303, государственную пошлину в размере 100 руб. уплаченной по квитанции от 05.07.10г., государственную пошлину в размере 100 руб. уплаченной по квитанции от 05.07.10г.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Иванова