Судебная практика

Решение от 07.10.2010 №А56-21092/2010. По делу А56-21092/2010. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

07 октября 2010 года Дело № А56-21092/2010

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Бойко *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Бойко *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ОАО “Морской порт Санкт-Петербург“

ответчик: ОАО “Российские железные дороги“

о взыскании 398405,76 руб.



при участии

от истца: *.*. Орешко – представитель по доверенности

от ответчика: *.*. Пудова – представитель по доверенности

Установил:

ОАО “Морской порт Санкт-Петербург“ обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ОАО “Российские железные дороги“ сумму 398 405,76 руб. списанную со счета СПб ТехПД за август 2009 г. по перечню №222, как плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования (по акту общей формы №10 от 06.07.2009г.).

Ответчик возражает, ссылаясь на обоснованность списания платы за простой вагонов на путях общего пользования.

Материалы дела подготовлены для окончательного рассмотрения по существу.

Установлено следующее:

Согласно Справки о движении денежных средств на лицевом счете ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» №6204384 в Санкт-Петербургском Технологическом центре по обработке перевозочных документов (СПбТехПД) за август2009 г., ответчик списал 12.08.09 с указанного счета, по перечню №222 сумму 398 405 руб. 76 коп., начисленную как плата за время нахождения собственных/арендованных вагонов на путях общего пользования по акту общей формы №10 от 06.07.2009 года.

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» считает произведенное ответчиком списание средств за пользование вагонами неправомерным, исходя из следующего:



Отсутствие у перевозчика объективных причин для отставления от движения вагонов.

В акте общей формы указана следующая причина задержки вагонов по причине невыполнения грузополучателем суточной нормы перерабатывающей способности по выгрузке цветных металлов. Утверждение перевозчика о невыполнении грузополучателем суточной нормы перерабатывающей способности оспорено представителем Порта путем подписания данного акта общей формы с оговоркой.

Истец утверждает следующее:

В соответствии с дополнительным соглашением от 15.06.2005 года к Договору №158/М, связанному с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новый порт Октябрьской железной дороги, заключенному между ОАО «РЖД» и ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», перерабатывающая способность ЗАО «ВСК» по цветным металлам составляет 90 вагонов в сутки. Фактически, в июне 2009 года был обработан 2 771 вагон, что составляет 92, 4 вагона в сутки.

В период с 08.06.2009 г. по 19.06.2009 г. (период остановки вагонов на станции Лужская, указанный в акте общей формы №10), среднесуточная обработка вагонов с экспортными цветными металлами достигала 100 вагонов. Динамика обработки вагонов приведена в Таблице 1 (Сведения по погрузке/выгрузке вагонов, оформлению памяток приемосдатчика, с разбивкой по фронтам выгрузки приведены в Приложении №1 - таблице № 3).

Таким образом, утверждение ОАО «РЖД» о том, что остановка вагонов на станции Лужская обусловлено невыполнением грузополучателем суточной нормы перерабатывающей способности не соответствует действительности.

Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, грузополучатели вносят плату за пользование вагонами в случае задержки их в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от грузополучателя. В данном случае, как видно из изложенного выше, причина, указанная в акте общей формы, отсутствует.

В течение спорного периода (08.06.09 г. - 19.06.09 г.) Портом зафиксировано неоднократное наличие свободных мест погрузки-выгрузки (свободные пути в связи с отсутствием вагонов). По факту неподачи вагонов Портом составлены акты общей формы, правомерность составления актов подтверждена памятками приемосдатчика, фиксирующими время проведения грузовых операций и фактическую занятость мест погрузки-выгрузки.

В соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования является освобождение мест выгрузки. В соответствии с таблицей, в спорный период имелись свободные пути и возможность подачи вагонов на данные пути.

Более того, на дату остановки вагонов на станции Лужская (08.06.09 г.) у Порта были свободными 3 путей на 16 часов в общей сложности, на следующий день (09.06.09 г.) у Порта имелись свободные пути, также и 10.06.09 г. имелись свободные пути и так далее.

Таким образом, имелась возможность подачи вагонов на подъездные пути Порта (под выгрузку) в спорный период, и, следовательно, плата за пользование вагонами за этот период начислена и списана с лицевого счета ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» необоснованно.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для взыскания с ОАО «РЖД» спорной суммы.

Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС России № 26 от 18.06.2003 г., пунктом 3.2.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, установлен порядок оформления и перечень документов, оформляемых перевозчиком при задержке вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, а также порядок извещения грузополучателя о задержке вагонов, следующих в его адрес. К таким документам относятся:

распоряжение уполномоченного представителя перевозчика о задержке/отправлении вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки;

извещение грузополучателя станцией назначения о задержке/отправлении вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки;

акт общей формы о задержке поезда в пути следования, составленный на станции Лужская;

проставление в оригинале транспортной железнодорожной накладной отметки о составлении акта обшей формы в пути следования;

акт общей формы с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования, оформленный на станции назначения.

Из перечисленных документов, Порту был предъявлен только акт общей формы №10 от 06.07.2009 г. Указанный акт был подписан Портом с оговоркой, оспаривающей правомерность действий перевозчика. Истец считает, что несоблюдение перевозчиком порядка извещения грузополучателя о задержке вагонов, следующих в его адрес и порядка составления акта общей формы, является нарушением, лишающим данный акт доказательственной силы, и, соответственно, лишающим перевозчика права на взыскание с грузополучателя платы за пользование такими вагонами за период задержки.

В соответствии с отметкой в акте общей формы №10, все указанные вагоны не являются собственностью перевозчика. Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что данная статья содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими Дороге, за время нахождения их на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами железнодорожного пути необщего пользования.

Договорами, заключенными между Портом и ОАО «РЖД», также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими Дороге, за время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для взыскания с ОАО «РЖД» спорной суммы.

Считая произведенное Ответчиком списание с лицевого счета Истца в СПбТехПД суммы 398 405 руб. 76 коп. неправомерным, Порт 26.11.2009 г. предъявил Ответчику претензию № ПР-369/К, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.

Судом учтено следующее:

Из указанных вагонов – 4 являются собственностью РЖД, а остальные находятся в аренде.

С учетом указанного обстоятельства, требование может быть удовлетворено только в части суммы 331 457,76 руб.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Решил:

Взыскать с ОАО “Российские железные дороги“ в пользу ОАО “Морской порт Санкт-Петербург“ 331 457 руб. 76 коп. убытков и 9629 руб. расходов по госпошлине.

В остальной части иска – отказать.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Бойко *.*.