Судебная практика

Постановление от 13 августа 2010 года № А35-10092/2009. По делу А35-10092/2009. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

Постановление кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

13 августа 2010 года

Дело №А35-10092/2009

г.Брянск

Резолютивная часть постановления изготовлена 6 августа 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2010 года

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего



Сладкопевцевой *.*.

Судей

Козелкина *.*.

Кириловой *.*.

при участии в заседании:

от истца:

ОГУП «УКС Курской области», г. Курск

Не явился, извещен надлежаще

от ответчика:

Администрация Троицкого Сельсовета Курского района Курской области, Курская область



Не явился, извещен надлежаще

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Троицкого Сельсовета Курского района Курской области на Решение Арбитражного суда Курской области от 3 февраля 2010 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 года по делу № А35-10092/2009,

Установил:

Областное государственное унитарное предприятие «Управление капитального строительства Курской области» обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием к Администрации Троицкого сельсовета Курского района Курской области о взыскании 135 000 руб. убытков.

Решением Арбитражного суда Курской области от 03.02.2010 с Администрации в пользу ОГУП УКС Курской области взысканы убытки в размере 135 000 руб.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 года Решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, Администрация Троицкого сельсовета Курского района Курской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты.

Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что Решение Арбитражного суда Курской области от 3 февраля 2010 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 года подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, по результатам аукциона на основании протокола аукционной, конкурсной котировочной комиссии комитета строительства и стройиндустрии Курской области от 19.11.2008 №115 по объекту «Газоснабжение х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района Курской области» 01.12.2008 между Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области (государственным заказчиком), Областным государственным унитарным предприятием «Управление капитального строительства Курской области» (заказчиком-застройщиком) и Обществом с ограниченной ответственностью «Курскгазстрой» (генеральным подрядчиком) заключен государственный контракт № 222 на сумму 1 624 100 руб.

Согласно условиям госконтракта госзаказчик передает, а заказчик-застройщик принимает на себя выполнение функций заказчика-застройщика по объекту «Газоснабжение х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района Курской области». Генподрядчик принимает на себя обязательства выполнить объем работ по объекту «Газоснабжение х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района Курской области» согласно проектно-сметной документации.

Объем финансирования из областного бюджета в 2008 году по настоящему контракту предусмотрен в сумме 48 828 руб. Предусмотренные госконтрактом работы должны быть выполнены генподрядчиком в срок – сентябрь 2009 года (пункты 1.1-1.5).

Распоряжением Правительства Курской области от 17.06.2008 №302-р в целях ускорения газификации населенных пунктов и привлечения дополнительных средств для финансового обеспечения потребностей, связанных с развитием газораспределительной системы Курской области предложено органам местного самоуправления Курской области ввести плату за технологическое подключение потребителей к уличным газораспределительным сетям Курской области и установить ее в размере не выше 15 тыс. руб. для одного домовладения.

Решением Собрания депутатов Троицкого сельсовета Курского района Курской области от 21.05.2009г. №45-4-11 определено ввести на территории Троицкого сельсовета Курского района плату за технологическое подключение потребителей к уличным газораспределительным сетям Троицкого сельсовета Курского района; установить на 2009 год плату за технологическое подключение потребителей к уличным газораспределительным сетям Троицкого сельсовета Курского района в размере 1,88 рублей за 1 киловатт подключаемой мощности газопотребляющего оборудования в год, без учета налога на добавленную стоимость, но не выше 15 тыс. рублей для одного домовладения (квартиры); направлять средства, полученные от уплаты за технологическое подключение к газораспределительным сетям, на развитие газораспределительной системы муниципального образования «Троицкий сельсовет» Курского района Курской области путем передачи денежных средств заказчику – застройщику ОГУП «УКС Курской области» для строительства объекта – газораспределительные сети х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района.

Аналогичное Решение отражено в протоколе собрания граждан Троицкого сельсовета Курского района Курской области от 22.05.2009.

22.05.2009 между областным государственным учреждением «Управление капитального строительства Курской области» – застройщиком (далее – ОГУП «УКС Курской области») и Администрацией Троицкого сельсовета Курского района Курской области (далее – Администрация) заключен договор №7, по условиям которого в соответствии с распоряжением Правительства Курской области от 17.06.2008 №302-р «О технологическом подключении потребителей к действующим уличным газораспределительным сетям», Решением собрания депутатов Троицкого сельсовета Курской области от 21.05.2009г. №45-4-11, Администрация осуществляет плату за строительство уличных газораспределительных сетей, обеспечивающих технологическое подключение домовладений жителей х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района (потребителя) к уличным газораспределительным сетям, а застройщик направляет денежные средства на развитие газораспределительной системы муниципального образования, а именно на строительство объекта «Газоснабжение х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района Курской области», включающего в себя газопроводы-вводы к домовладениям хутора.

Пунктом 2.1.1 договора определены обязанности Администрации, согласно которым Администрация обязана осуществлять сбор платы за строительство газораспределительных сетей, обеспечивающих технологическое подключение потребителей к газораспределительным сетям объекта «Газоснабжение х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района Курской области» в размере 15 000 руб. с каждого домовладения в общей сумме 135 000 руб. 00 коп. в срок до 01.06.2009.

Согласно пункту 2.1.2 договора плату, предусмотренную пунктом 1.1 договора в размере 135 000 руб., перечисляет на расчетный счет застройщика с указанием назначения платежа: на строительство объекта «Газоснабжение х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района Курской области».

Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 договора застройщик обязан заключить государственный контракт на строительство объекта в соответствии с проектно-сметной документацией, согласованной со всеми заинтересованными организациями и прошедшей государственную экспертизу, а также направляет денежные средства, поступившие от Администрации, в сумме 135 000 руб. 00 коп. на строительство объекта «Газоснабжение х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района Курской области», в том числе на содержание службы застройщика согласно действующему нормативу.

Пунктом 2.2.6 договора предусмотрена обязанность застройщика передать законченный строительством объект в эксплуатацию.

ОГУП «УКС Курской области» передало законченный строительством объект в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 19.06.2009.

Уведомлением от 18.08.2009 №101-Ю истец обратился к ответчику с требованием исполнить обязательства по перечислению денежных средств в сумме 135 000 руб., предусмотренные договором №7 от 22.05.2009.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору, истец обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд исходил из их обоснованности и правомерности.

Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда сделанным без учета фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.

В ходе рассмотрения спора арбитражный суд пришел к выводу о том, что ОГУП «УКС Курской области» надлежащим образом исполнило обязательства по договору №7 от 22.05.2009, передав законченный строительством объект в эксплуатацию. Между тем, ответчик, в нарушение условий договора №7 не осуществил сбор и перечисление на расчетный счет истца денежных средств населения в качестве платы за строительство газораспределительных сетей, обеспечивающих технологическое подключение потребителей к газораспределительным сетям по объекту – «Газоснабжение х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района Курской области».

При этом арбитражный суд исходил из имеющихся в материалах дела доказательств, в частности, акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 19.06.2009, из которого следует, что приемочная комиссия приняла Решение о том, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002.

Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда недостаточно обоснованным.

В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Частью 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Нормативный правовой акт опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации“ N 8, 20 февраля 2006 г.

Данные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что согласно условиям государственного контракта работы по строительству газопровода и осуществлению газоснабжения х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района Курской области финансировались из областного бюджета.

Согласно условиям договора №7 администрация осуществляет плату за строительство уличных газораспределительных сетей, обеспечивающих технологическое подключение домовладений жителей х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района (потребителя) к уличным газораспределительным сетям посредством сбора платы в размере 15 000 руб. с каждого домовладения.

В ходе рассмотрения спора арбитражный суд пришел к выводу о том, что работы ОГУП «УКС Курской области» выполнены надлежащим образом, поскольку 25.06.2009 Администрация Курского района разРешила ввод объекта в эксплуатацию. При этом арбитражный суд указал, что врезка в существующий газопровод произведена по поручению заказчика ОГУП УКС Курской области, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом выполненных работ за май 2009 года, подписанным заказчиком ОГУП УКС Курской области и генподрядчиком ООО «Курскгазстрой». При этом доводы ответчика о том, что работы по подключению домовладений к газопроводу были выполнены самостоятельно в рамках договора №68 от 10.07.2009 г. не приняты судом во внимание.

Суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом при вынесении судебного акта не было учтено следующее.

Как свидетельствует акт выполненных работ за май 2009 года по объекту газоснабжения х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района, подписанный заказчиком - ОГУП УКС Курской области и подрядчиком - ООО «Курскгазстрой», в рамках госконтракта были выполнены работы по врезке в существующий газопровод диаметром 63 мм.

Кроме того, что на этапе пуска газопровода в эксплуатацию была произведена оплата мероприятий по подключению домовладений к газопроводу высокого давления на основании договора №68 от 10.07.2009, заключенного между Нестеровым *.*. (представителем инициативной группы) и ОАО «Курскгаз», за счет средств населения в размере 51 352 руб. 86 коп.

Между тем, арбитражный суд при рассмотрении спора не выяснил вопрос о том, в рамках какого договора домовладения жителей х. Семидесный Троицкого сельсовета Курского района должны быть подключены к вновь построенному газопроводу и с учетом требований действующего законодательства не оценил действительность условий договора, устанавливающего обязанность Администрации по сбору определенной органом местного самоуправления платы за подключение жилых домов к газоснабжающим сетям.

Поэтому при новом рассмотрении спора арбитражному суду надлежит обсудить вопрос о привлечении к участию в деле ОАО «Курсгаз», а также установить, в рамках каких правоотношений осуществлялась врезка во вновь построенный газопровод, поскольку выяснение данного вопроса имеет существенное значение для правильного разрешения спора.

При изложенных обстоятельствах, кассационная коллегия считает, что арбитражным судом дана неполная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, вследствие чего принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение Решение Арбитражного суда Курской области от 3 февраля 2010 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 года по делу № А35-10092/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий *.*. Сладкопевцева

Судьи *.*. Козелкин

Л. Кирилова