Судебная практика

Решение от 13.09.2010 №А04-3145/2010. По делу А04-3145/2010. Амурская область.

Решение

г. Благовещенск

дело №

А04-3145/2010

«13» сентября 2010 г.

Арбитражный суд в составе судьи А.А. Шведова

при участии секретаря судебного заседания А.В. Шигиной

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт»

к

Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

о

взыскании 2 564 руб. 26 коп.

третьи лица: Государственное бюджетное учреждение «Центр социальных выплат и услуг министерства социальной защиты населения Амурской области по Завитинскому району», министерство социальной защиты населения Амурской области, Финансовый отдел администрации Завитинского района

протокол вел: секретарь судебного заседания А.В. Шигина

при участии в заседании

от истца: Зенкин А.В. – дов. № ДЭК-20-15/1081Д от 23.11.2009



от Минфина РФ: Теркулецкая И.В.- дов. № 09-21/13 от 22.01.2010

от минсоцзащиты населения Амурской области: Кудрина С.Ю. – дов. №15-04/2 от 04.06.2010.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» (далее ОАО «ДЭК», истец) с иском к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области о взыскании 2 564 руб. 26 коп., составляющих убытки, понесенные в результате предоставления мер социальной поддержки по договору № 22-08/08 от 01.01.2008 по оплате электроэнергии многодетным семьям Завитинского района, включенных в областной регистр.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственное бюджетное учреждение «Центр социальных выплат и услуг министерства социальной защиты населения Амурской области по Завитинскому району» (ГБУ «ЦСВУ по Завитинскому району»), министерство социальной защиты населения Амурской области (Минсоцзащиты), Финансовый отдел администрации Завитинского района (Финотдел).

Исковые требования обоснованы тем, что 14.03.2008 между истцом и ГБУ «ЦСВУ по Завитинскому району» заключен договор № 22-08/08 «На компенсацию в 2008 году предоставленных гражданам, включенным в областной регистр, мер социальной поддержке по оплате электрической энергии».

Поскольку до настоящего времени истцу не возмещены затраты по предоставленным льготам за декабрь 2009 года в сумме 2 564 руб. 26 коп., истец на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать сумму причиненных убытков с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.

Определением от 23.08.2010 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В судебном заседании 13.09.2010 представитель истца на иске настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Российской Федерации в лице Минфина РФ с иском не согласился, письменный отзыв на иск не представил, пояснил, что оплата расходов по предоставленным льготам должна быть произведена за счет средств бюджета Амурской области.

Представитель Минсоцзащиты представил отзыв на иск, в котором указал о том, что министерством социальной защиты населения Амурской области были предприняты все меры по недопущению кредиторской задолженности в 2009 году. Все денежные средства, предусмотренные на погашение кредиторской задолженности поставщикам коммунальных услуг в областном бюджете в 2010 году, направлены Минсоцзащиты в ГБУ УСЗН по городским округам и муниципальным районам для погашения кредиторской задолженности 2009 года.

Ответчик – Амурская область в лице министерства финансов Амурской области, третьи лица – ГБУ «ЦСВУ по Завитинскому району», Финансовый отдел администрации Завитинского района в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, ГБУ «ЦСВУ по Завитинскому району», Финансового отдела администрации Завитинского района.

Выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела,

суд Установил:

На основании договора № 22-08/08 от 14.03.2008 «На компенсацию в 2008 году предоставленных гражданам, включенным в областной регистр, мер социальной поддержке по оплате электрической энергии», заключенного между ОАО «ДЭК» и ГБУ «ЦСВУ по Завитинскому району», истец предоставил социальную поддержку по оплате электроэнергии многодетным семьям, проживающим в г. Завитинске и Завитинском районе.



По состоянию на 01.01.2010 истцу не возмещены убытки, понесенные в результате предоставления гражданам социальной поддержки в сумме 2 564 руб. 26 коп. за период с 01.12.2009 по 31.12.2009.

В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счет-фактура № РАОО016408-1059 от 13.01.2010, ведомость энергопотребления с указанием основания предоставления льготы, списки граждан льготной категории, заверенные ГБУ «ЦСВУ по Завитинскому району», а также акт сверки расчетов от 10.03.2010, подписанный руководителями истца и ГБУ «ЦСВУ по Завитинскому району» без возражений.

Суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее Указ Президента РФ № 431) предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование электроэнергией.

В пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление установленных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 мер.

В соответствии с пунктом 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.1992 № 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 № 1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей» предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование электроэнергией производится за счет местных бюджетов.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.03 № ГКПИ03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим. В дальнейшем порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям льгот не определен.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 09.04.02 № 68-О, до урегулирования Федеральным законом правоотношений схожих с рассматриваемыми, распределение расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.

На дату принятия настоящего решения, Федеральный закон об урегулировании правоотношений схожих с рассматриваемыми не принят.

Судом установлено, что в декабре 2009 года истцом были предоставлены льготы по оплате электроэнергии многодетным семьям на общую сумму 10 564 руб. 26 коп., что подтверждается указанными выше докуме Ф.И.О. оплаты задолженность составила 2 564 руб. 26 коп.

В материалы дела не представлено доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Амурской области денежных средств на финансирование государственных полномочий в части предоставления многодетным семьям скидок по оплате за потребление электроэнергии.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку Амурской области, Завитинскому району в 2009 году в достаточном размере не были выделены средства из федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, суд приходит к выводу о том, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2009 году многодетным семьям льгот по оплате электроэнергии, должна нести Российская Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца следует взыскать убытки за период с 01.12.2009 по 31.12.2009 в сумме 2 564 руб. 26 коп.

То обстоятельство, что в бюджете Амурской области имелись средства на возмещение понесенных истцом расходов по предоставлению льгот за потребленную электроэнергию, не является основанием для освобождения Российской Федерации от возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента РФ № 431.

В иске к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области следует отказать в связи с отсутствием вины в возникновении у истца убытков.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску составляет 2 000 руб., которая была уплачена истцом в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 8973 от 09.07.2010.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления, относится к судебным расходам по делу.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Возврат государственной пошлины из бюджета, в который производилась ее уплата, в случае, если Решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» убытки за период с 01.12.2009 по 31.12.2009 в сумме 2 564 руб. 26 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб., всего 4 564 руб. 26 коп.

В иске к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья А.А. Шведов