Судебная практика

Решение от 2010-08-17 №А40-51540/2010. По делу А40-51540/2010. Москва.

именем Российской Федерации

Решение

г.Москва Дело № А40-51540/10-105-405

17 августа 2010г.

резолютивная часть решения объявлена 10.08.2010г.

текст решения изготовлен в полном объеме 17.08.2010г.

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи *.*. Никоновой, единолично

при ведении протокола судьей

рассмотрев дело по иску Управы района Филевский парк города Москвы

к ОАО «Транспортная компания «Фили», ООО «Малахит»



3-и лица: Департамент земельных ресурсов города Москвы, Префектура ЗАО г.Москвы

О сносе реконструированных строений и самовольно установленного ангара

с участием от истца: не явился, извещен

от 1-го ответчика: не явился, извещен

от 2-го ответчика: Каменский *.*. доверенность от 14.05.10

от 3-х лиц: не явились, извещены

Установил:

Управа района Филевский парк города Москвы обратилась в суд с требованиями к ОАО «Транспортная компания «Фили», ООО «Малахит» об обязании ответчиков снести самовольные постройки: строение 2, строение 3, строение 7, строение 10, а также самовольно установленный металлический ангар площадью 240 кв.м. по адресу: Береговой пр-д, д.3 и привести земельный участок в положение, существовавшее до создания этих строений, за свой счет в двухмесячный срок с даты вступления решения в законную силу.

Истец в заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя не заявил.

В обоснование исковых требований истец ссылается на ст.ст. 15, 222 ГК РФ, ст.ст. 62, 76 ЗК РФ, распоряжение Мэра Москвы от 11.04.2000г. №378-РМ. Иск заявлен в интересах города Москвы со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 03.12.2002 № 981-ПП.



1-й ответчик в заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя не заявил, отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ не представил.

2-й ответчик исковые требования отклонил, указывая, что является собственником недвижимого имущества по адресу: г.Москва, Береговой пр-д, д. 3, стр. 2, 3, 7, 10. Ответчик указывает, что у истца отсутствуют полномочия на подачу такого иска.

3-и лица в заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в отсутствие своих представителей не заявили.

В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, 1-го ответчика и 3-х лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя 2-го ответчика, оценив имеющиеся доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Исковые требования заявлены на основании ст. 222 ГК РФ в интересах города Москвы.

В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.3 ст. 46 Устава города Москвы Управы, возглавляемые руководителями управ, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территориях районов города Москвы.

Положение об Управе района, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 № 981-ПП утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП.

Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП “О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы“ утверждено Положение об Управе района города Москвы.

Согласно п.1.16 Положений Управа района в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет в пределах установленных законами и иными правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность в районе.

Согласно п.2.2.2 Положений основными задачами и полномочиями Управы является выявление фактов самовольного строительства, реконструкции, в том числе по заявлениям физических и юридических лиц. Управа осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях окружной комиссии по пресечению самовольного строительства выявленных фактов самовольного строительства, реконструкции.

Согласно п.2.3.12 Положений осуществляя координирующую деятельность, управа района координирует работы по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей, а также временных и иных сооружений, не являющихся объектами капитального строительства, на основании принятых в установленном порядке решений.

Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 23.05.2006 № 333-ПП “Об организации работы органов исполнительной власти города Москвы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы“ установлено, что окружные комиссии рассматривают вопросы и принимают решения по объектам недвижимости, созданным в результате строительства или реконструкции, а также по самовольно возведенным некапитальным строениям с общей площадью самовольно возведенного/реконструированного объекта 1,5 тыс. и менее кв. метров, кроме объектов капитального строительства (реконструкции) на территории объектов культурного наследия; городская комиссия вправе принимать решения по всем объектам недвижимости, созданным в результате строительства или реконструкции, обладающим признаками самовольного строительства, а также по самовольно возведенным некапитальным строениям на территории города Москвы независимо от площади и месторасположения объекта.

Пунктом 9 данного постановления право предъявлять в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы предоставлено:

Департаменту земельных ресурсов города Москвы - об освобождении самовольно занимаемых земельных участков;

Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - об освобождении самовольно занимаемых земельных участков и сносе самовольных построек на особо охраняемых природных территориях;

Комитету по культурному наследию города Москвы - в случае осуществления самовольной реконструкции или пристроек к объектам культурного наследия или осуществления самовольного строительства на их территориях (нарушение законодательства о культурном наследии);

Мосгосстройнадзору - о признании объектов недвижимости самовольной постройкой, их сносе и восстановлении (рекультивации) территории строительства за счет средств застройщика, осуществившего самовольное строительство, по объектам, решения по которым приняты Городской комиссией;

префектурам административных округов города Москвы - о признании объектов недвижимости самовольными постройками, их сносе и восстановлении (рекультивации) территории строительства за счет средств застройщика, осуществившего самовольное строительство, по объектам, решения по которым приняты Городской комиссией (префектурам) и окружными комиссиями.

Полномочия Управ на обращение в суд по вопросу сноса объектов самовольного строительства, освобождения земельных участков Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП, а также Постановлением Правительства Москвы от 23.05.2006 № 333-ПП. не предусмотрены.

Таким образом, у истца отсутствуют полномочия на подачу иска о сносе самовольных построек.

Иск заявлен не надлежащим истцом. Исковые требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на истца. Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, она взысканию по рассмотренному спору не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 8, 12, 125, 222 ГК РФ, ст.ст. 4, 65, 71, 110, 123, 156, 167, 170, 171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

Решил:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его изготовления в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Никонова