Судебная практика

Решение от 18 августа 2010 года № А18-266/2010. По делу А18-266/2010. Республика Ингушетия.

Решение

г. Назрань Дело № А18-266/10

18 августа 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2010года

Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2010года

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Мержоева *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьговой *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия (386100, Республика Ингушетия, г.Назрань, пр.им. И.Базоркина, 15)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия (386101, Республика Ингушетия, г.Назрань, ул.Московская, 27)

Администрации Центрального административного округа г. Назрань (386100, Республика Ингушетия, г.Назрань, ул.Набережная,6)

о признании права собственности Республики Ингушетия на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 06:05:01 00:001:0230

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Вышегуров *.*. (доверенность №07 от 03.03.2010г.);



от ответчика: Кусиева *.*. (доверенность № 3351 от 14.05.2010г.),

Установил:

Министерство имущественных отношений Республики Ингушетия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия (далее - ответчик) о признании права собственности Республики Ингушетия на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 06:05:01 00 001:0230, находящийся по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, примерно в 320 метрах по направлению на юго-запад от ориентира телевышка РТПЦ, общей площадью 300 кв.м.

Определением от 20 мая 2010 года по ходатайству истца в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве надлежащего ответчика к участию в деле привлечена Администрация Центрального административного округа г. Назрань (далее - Администрация).

Исковые требования мотивированы тем, что Министерство, как орган государственной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, находящегося в государственной собственности Республики Ингушетия, на протяжении длительного времени выступает арендодателем земельного участка с кадастровым номером 06:05:01 00 001:0230. Арендные платежи поступают в доход бюджета Республики Ингушетия.

В связи с тем, что до настоящего времени не разграничена государственная собственность на федеральную, региональную и муниципальную у Республики Ингушетия отсутствует зарегистрированное право на вышеназванный земельный участок. Отсутствие зарегистрированного права ограничивает собственника имущества в полной мере реализовывать свое право, как собственника имущества.

Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признает, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, исследовав их, выслушав представителей истца и ответчика, суд считает требования Министерства подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.



Согласно пункту 4.7 Положения о Министерстве имущественных отношений Республики Ингушетия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 12.03.2008г №51 Министерство имеет право обращаться в суды с исками от имени Республики Ингушетия в защиту государственных интересов по вопросам приватизации, управления и распоряжения республиканской собственностью

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно статьям 16,18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №137-ФЗ) распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Согласно статьи 3.1 Закона №137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Из изложенного следует, что в основу разграничения государственной собственности на землю и отнесения земельных участков к той или иной собственности, имеют значение, в чьей собственности находятся расположенные на данном земельном участке здания, строения, сооружения и каким органам власти или кем созданным предприятиям, организациям предоставлен данный земельный участок. При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, не является препятствием для распоряжения ими.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Республики Ингушетия от 14.12.2007г. №50-РЗ «О регулировании земельных отношений» государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента Республики Ингушетия от 01.05.2003 г № 90 «Об уполномоченном органе государственной власти Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» на Правительство Республики Ингушетия возложены функции по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

Как установлено в судебном заседании Министерство, на основании решений комиссии Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам (протоколы № 22 от 20.07.2006 г), предоставило в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 06:05:01 00 001:0230, находящийся по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, примерно в 320 метрах по направлению на юго-запад от ориентира телевышка РТПЦ, общей площадью 300 кв.м.

При названных обстоятельствах, суд считает, что представленные истцом доказательства служат подтверждением того, что указанный земельный участок находится в собственности Республики Ингушетия.

Иск о признании права собственности подлежит удовлетворению, когда имеющееся у истца право не нарушено, но ставится под сомнение его наличие иными лицами. Решение в данном случае направлено на создание определенности в правоотношениях спорящих сторон, а не на восстановление нарушенных прав или законных интересов истца. Суд при вынесении решения учитывает, что каких-либо прав третьих лиц и обязательственных обременений на земельный участок не выявлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями статей 12, 125, 212 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Судья Мержоев *.*.