Судебная практика

Решение от 11 февраля 2011 года № А07-18390/2010. По делу А07-18390/2010. Республика Башкортостан.

Решение

г.Уфа Дело № А07-18390/2010

11 февраля 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2011г.

Полный текст решения изготовлен 11.02.2011г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Безденежных *.*. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Файзуллиной *.*. , рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

УПФ РФ в Миякинском районе (ИНН: 0238002452, ОГРН: 1020200678475)

к УФНС РФ по Республики Башкортостан ( ИНН 0278106440, Межрайонной ИФНС России № 11 по Республике Башкортостан (ИНН: 0255010206, ОГРН)

об изменении решений в части наложения суммы штрафа.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Халимова *.*. , гл.бухгалтер, доверенность № 3-25-92 от 25.01.2011 г.,паспорт



от ответчика: Закиев *.*. , нач.юр.отд., доверенность 01-07/03998 от 15.03.2010 г.

от УФНС: Жданова *.*. , гл. гни, доверенность 14-08/00044 от 12.01.2011 г.

В судебном заседании в пределах дня 07.02.2011г. был объявлен перерыв до 16-00 часов.

ГУ УПФ РФ в Миякинском районе обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к УФНС РФ по Республики Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № 11 по Республике Башкортостан об изменении решений в части наложения суммы штрафа.

Заявитель в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просит признать недействительным Решение в части наложения суммы штрафа и уменьшить сумму штрафа решений МР ИФНС № 11 России по Республике Башкортостан и УФНС по Республике Башкортостан № 554/16 от 20.09.2010 г. на 2613,10 руб., оставив сумму штрафа 100 руб.

Ответчики исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 11 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, инспекция) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2009 год, представленной Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан (далее - заявитель, Государственное учреждение).

По результатам проверки составлен акт от 28.06.2010 № 7099 и с учетом возражений заявителя и обстоятельств, смягчающих ответственность, вынесено Решение от 28.07.2010 № 5567 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафных санкций в размере 5226,20 руб. Основанием для привлечения к ответственности послужило непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.

Заявитель обжаловал Решение в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления ФНС России по Республике Башкортостан № 554/16 от 20.09.2010 жалоба удовлетворена частично, штраф уменьшен до 2613,10 руб.



Не согласившись с вынесенными решениями, заявитель обжаловал их в арбитражный суд.

Факт совершения налогового правонарушения заявителем не оспаривается, однако Государственное учреждение, ссылаясь на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2008 № 03-02-07/1-133, а также на полную уплату единого социального налога и ежемесячных авансовых платежей по указанному налогу, просит снизить размер штрафных санкций по оспариваемому решению до 100 руб.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по мету учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 243 НК РФ налогоплательщики единого социального налога представляют налоговую декларацию по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст.1 19 НК РФ).

Как следует из материалов дела, в нарушение п. 7 ст. 243 НК РФ Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан первичная декларация по единому социальному налогу за 2009 год при сроке не позднее 30.03.2010, представлена 16.04.2010, в связи с чем у налогового органа имелись основания для привлечения Государственного учреждения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 10452,40 руб. (сумма ЕСН согласно представленной уточненной налоговой декларации составляет 209048 руб. х 5 %).

Нарушение установленного срока представления налоговой декларации заявителем не оспаривается. При этом налогоплательщик просит учесть смягчающие ответственность обстоятельства и снизить размер штрафа.

Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.

При этом ссылка заявителя на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2008 № 03-02-07/1-133 подлежит отклонению, поскольку письма Министерства финансов России, изданные в соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ, имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Министерства финансов России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Таким образом, указанные письма не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами и поэтому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля.

Согласно представленной налогоплательщиком объяснительной главного бухгалтера Халимовой *.*. , причиной несвоевременного представления декларации по ЕСН за 2009 год явилось неблагоприятное стечение семейных обстоятельств: продолжительная болезнь супруга вследствие травмы (заболевание), что подтверждено больничными листами на Ф.И.О. серии ВЧ 3635043 и ВЧ 3416966.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, а также учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости, налоговый орган вынес Решение, применив смягчающие ответственность обстоятельства, предусмотренные п.1 ст. 112 НК РФ, размер штрафа уменьшен в два раза с 10452, 40 руб. до 5226, 20 руб.

По апелляционной жалобе учреждения УФНС России по РБ учло такие обстоятельства как полное и своевременное исполнение обязанности по уплате налога, бюджетное финансирование налогоплательщика, учитывая при этом принцип соразмерности наказания выявленному нарушению, и уменьшило штраф также в два раза с 5226, 20 руб. до 2613,10 руб.

Таким образом, суд считает, что поскольку налоговыми органами при принятии решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения учтены все обстоятельства, смягчающие ответственность учреждения, новых обстоятельств не представлено, следовательно, оснований для дополнительного снижения штрафа у суда не имеется.

Указанный вывод подтвержден судебной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2009 по делу N А05-8025/2008, ФАС Уральского округа от 30.06.2010 № Ф09-4883/10-С2, от 08.02.2010 г. № Ф09-10869/09-СЗ).

Судом нарушения порядка привлечения к налоговой ответственности не обнаружено и заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требования ГУ-УПФ Российской Федерации в Миякинском районе (ИНН: 0238002452, ОГРН: 1020200678475) отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья *.*. Безденежных