Судебная практика

Решение от 2011-02-08 №А46-15360/2010. По делу А46-15360/2010. Омская область.

Решение

город Омск

08 февраля 2011 года

№ дела

А46-15360/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании – 07 февраля 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового *.*. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной *.*. , рассмотрев в судебном заседании, проведённом в порядке упро­щённого производства - без вызова сторон, дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска к обществу с ограниченной ответственностью «Аленсио-Трейд» о взыскании 948 руб. 10 коп. штрафа,

Установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Аленсио-Трейд» (далее – Общество, заинтересованное лицо) штрафа в сумме 948 руб. 10 коп. за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта.

Определением суда дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства. Лицам, участвующим в деле, было предложено в пятнадцатидневный срок с момента получения определения суда о принятии заявления представить возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, а так же возражения относительно заявленных требований.

От лиц, участвующих в деле, возражений не поступило.



ООО «Аленсио-Трейд», надлежащим образом извещённое, возражений относительно заявленного требования не представило, как и возражений о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. В связи с указанным, дело рассмотрено без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заявление, суд Установил, что специалистами Управления была проведена камеральная проверка своевременности представления Обществом сведений о каждом работающем у него застрахованном лице за 2009 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам проверки был составлен акт № 62 от 08.04.2010, в котором зафиксирован факт нарушения Обществом срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта.

На основании указанного акта начальником Управления вынесено Решение № 41 от 07.05.210 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за непредставление в установленный законом срок вышеуказанных сведений в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд РФ, в сумме 948 руб. 10 коп.

По положениям статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ).

Правила, установленные настоящей статьёй, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

В соответствии со статьёй 104 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) Обществу требованием № 55 от 03.06.2010 было предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке в срок до 21.06.2010. Поскольку добровольно штраф уплачен не был, Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объёме, основываясь на следующем.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее Закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.



В соответствии с преамбулой именно Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее Закон № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объём и сроки (статья 11) представления таких сведений.

Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» вменяет в обязанность страхователю представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта.

В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее Закон № 165-ФЗ) страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Для обязательного пенсионного страхования таковым является Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», статья 6 которого к числу страхователей относит лиц, выступающих в роли работодателей.

Таким образом, согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ устанавливает, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, в орган ПФ РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже.

Из анализа статьи 11 Закона № 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведений персонифицированного учёта установлен для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наёмных работников.

Согласно статье 19 Закона № 27-ФЗ Правительством РФ утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение положений указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учёта для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), согласно которой каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Сведения о заработной плате (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.

Сведения о страховом (трудовом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учёту кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

При этом к страхователям относятся юридические лица, в том числе иностранные, международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключившие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (пункт 2 Инструкции).

В силу части 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 (далее – Закона) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, являются страхователи.

По положениям статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Поскольку порядок проведения проверок и производства по делу о правонарушении, предусмотренном статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральным законом № 167-ФЗ не установлен, применению подлежат соответствующие нормы Налогового кодекса РФ.

Статьёй 9 НК РФ к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены, в том числе органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства отправки Обществу акта камеральной проверки, суд приходит к выводу, что управлением представлены достаточные доказательства соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По положениям статьи 115 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Из имеющихся в материалах дела документов видно, что Учреждение предлагало Обществу оплатить сумму штрафа до 21.06.2010.

Поскольку факт непредставления Обществом в установленный срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, подтверждён материалами дела и Обществом по существу не опровергнут, суд считает, что Управление правомерно привлекло его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в сумме 948 руб. 10 коп.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Ввиду удовлетворения требования ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска с Общества на основании статей 110, 112 АПК РФ, статей 333.16-333.18, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 110, частью 3 статьи 156, статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Решил:

Требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска удовлетворить в полном объёме.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аленсио-Трейд» (644042, г. Омск, ул. пр-кт. Маркса, д. 22, ИНН 5504200569, ОГРН 1075543003084) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 948 руб. 10 коп. штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»; 2 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путём подачи апелляционной жалобы.

Судья *.*. Ярковой