Судебная практика

Постановление кассации от 2011-04-22 №А45-15857/2010. По делу А45-15857/2010. Российская Федерация.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

Постановление

г. Тюмень Дело № А45-15857/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2011 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего *.*. Алексеевой

судей *.*. Беловой

*.*. Черноусовой,

при ведении протокола помощником судьи *.*. Квитко,



рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на Решение от 25.11.2010 Арбитражного суда Новосибирской области (судья *.*. Полякова) и Постановление от 07.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи *.*. Колупаева, *.*. Бородулина, *.*. Журавлева) по делу № А45-15857/2010 по заявлению закрытого акционерного общества «Региональные электрические сети» (ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509137) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о привлечении к административной ответственности.

В заседании приняли участие представители:

от закрытого акционерного общества «Региональные электрические сети» - *.*. Коляда по доверенности от 24.03.2011;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - *.*. Василькова по доверенности от 17.01.2011.

Суд установил:

закрытое акционерное общество «Региональные электрические сети» (далее – ЗАО «РЭС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – УФАС по Новосибирской области, антимонопольный орган) от 04.08.2010 № 245 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением суда от 25.11.2010, оставленным без изменения Постановлением апелляционного суда от 07.02.2011, заявленное требование удовлетворено. Постановление УФАС по Новосибирской области от 04.08.2010 № 245 о привлечении ЗАО «РЭС» к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ отменено. Совершенное ЗАО «РЭС» административное правонарушение признано малозначительным, в связи с чем Общество освобождено от ответственности.

В кассационной жалобе антимонопольный орган просит Решение от 25.11.2010 и Постановление от 07.02.2011 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.

В кассационной жалобе указано, что совершенное ЗАО «РЭС» административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.15 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным. Поскольку Общество является субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической и тепловой энергии, а также относится к субъектам розничных рынков электрической энергии, то оно находится на особом государственном контроле и к нему применяются повышенные требования, предусмотренные законодательством.

В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены обжалуемых судебных актов, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.



Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, в отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции и апелляционным судом, проверкой соблюдения Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты), установлено, что Общество не опубликовало до 01.03.2010 в официальном печатном издании предусмотренную подпунктами «д», «ж», «и» пункта 11 Стандартов информацию за 2009 год, а также не опубликовало и не хранит в открытом доступе на своем сайте предусмотренную подпунктом «е» пункта 11 Стандартов информацию за 2009 год и 3 месяца 2010 года.

По результатам проверки антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении от 20.07.2010 № 245 и Постановлением от 04.08.2010 № 245 Общество привлечено к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с Постановлением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях ЗАО «РЭС» состава вмененного ему правонарушения, однако, применив статью 2.9 КоАП РФ, сочли административное правонарушение, совершенное Обществом, малозначительным.

Выводы судов являются правомерными.

Статьей 9.15 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Пунктом 2 Стандартов предусмотрено, что субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

Перечень информации, подлежащей раскрытию сетевой организацией, установлен в пункте 11 Стандартов.

Пунктом 12 Стандартов (в редакции от 21.04.2009, действовавшей на момент проверки) было предусмотрено, что информация, указанная в подпунктах «д», «ж», «и» пункта 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет и в официальном печатном издании ежегодно, до 1 марта. Информация, указанная в подпункте «е» пункта 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет не реже одного раза в месяц. Информация, размещенная на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, должна храниться в открытом доступе не менее трех лет.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ, арбитражные суды признали доказанным факт нарушения Обществом требований пункта 12 Стандартов (в редакции от 21.04.2009, действовавшей на момент проверки), поскольку сведения, указанные в подпунктах «д», «ж», «и» пункта 11 Стандартов, за 2009 год размещены только на сайте ЗАО «РЭС» в сети Интернет без публикации в официальном печатном издании.

Судами также установлено, что сведения, указанные в подпункте «е» пункта 11 Стандартов, за 2009 год и три месяца 2010 года Обществом не хранились в открытом доступе на сайте ЗАО «РЭС».

При этом суд первой инстанции указал, что доказательств неразмещения в сети Интернет в установленный срок сведений, указанных в подпункте «е» пункта 11 Стандартов, антимонопольный орган не представил.

При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценив представленные сторонами доказательства, исходя из характера и степени общественной опасности вменяемого Обществу правонарушения, судом первой инстанции и апелляционным судом сделан обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что является основанием для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

При этом судами правомерно учтены изменения, внесенные в Стандарты Постановлением Правительства от 09.08.2010 № 609 (вступили в силу 24.08.2010, исходя из положений пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).

В соответствии с указанными изменениями в Стандарты с 24.08.2010 публичная обязанность, нарушение которой вменено Обществу, отменена и с этой даты у субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии отсутствует обязанность размещать сведения, указанные в подпунктах «д», «ж», «и » пункта 11 Стандартов, в официальном печатном издании. Кроме того, из Стандартов исключено требование о необходимости хранения в открытом доступе сведений, указанных в пункте 11 Стандартов, в течение трех лет.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

При таких обстоятельствах арбитражные суды, квалифицировав совершенное Обществом административное правонарушение в качестве малозначительного, правомерно отменили оспариваемое Постановление антимонопольного органа.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Постановил:

Решение от 25.11.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и Постановление от 07.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-15857/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий *.*. Алексеева

Судьи *.*. Белова

*.*. Черноусова