Судебная практика

Решение от 25 апреля 2011 года № А32-690/2011. По делу А32-690/2011. Краснодарский край.

Решение

г. Краснодар Дело № А32-690/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2011 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Савина *.*. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коноплевой *.*. , рассмотрев дело по заявлению:

индивидуального предпринимателя Рязанцевой *.*. , г. Краснодар,

к администрации муниципального образования город Краснодар,

о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным

при участии:

от заявителя: не явился, извещен,

от заинтересованного лица: не явился, извещен,



Установил:

Заявитель Рязанцева *.*. (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с требованиями к администрации МО г. Краснодар (далее – администрация) и просит признать Решение об отказе в предоставлении Рязанцевой *.*. в аренду земельного участка площадью 26,7 кв.м. по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров вблизи жилого дома №33 незаконным, и обязать администрацию предоставить в аренду указанный земельный участок для эксплуатации торгового павильона.

Заявленные требования мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежат торговые павильоны, расположенные в г. Краснодаре, по ул. Коммунаров, вблизи дома №33. В целях использования одного из торговых павильонов между заявителем и администрацией заключен договор аренды земельного участка. Для использования второго торгового павильона заявитель обратился в администрацию через «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг по г. Краснодару» (далее – МФЦ по г. Краснодару) с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, на что был получен отказ. Заявитель считает, что заинтересованное лицо не выполняет возложенные на него законом обязанности, в результате чего нарушены права заявителя, закрепленные в ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Администрация в представленном отзыве против заявленных требований возражает, поскольку заявителем не соблюден установленный порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

Представители сторон в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.

Представитель администрации направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ходатайство удовлетворено.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания сторон по делу.

Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст. 198 АПК РФ)



Поскольку заявление предпринимателя об оспаривании отказа администрации в предоставлении земельного участка в аренду, датированного 15.11.2010, поступило в арбитражный суд 17.01.2011, суд находит трехмесячный срок на обжалование действий органа местного самоуправления не пропущенным.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив приведенные ими в обоснование своих требований и возражений доказательства и доводы, суд Установил следующее.

По договору купли-продажи от 20.11.2000 и акту приема-передачи от той же даты Рязанцева *.*. приобрела у ООО «ОАЗИС» нежилое помещение - торговый павильон площадью 26,68 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/Коммунаров в районе дома №33.

Заявитель, полагая, что согласно ст. 552 Гражданского кодекса РФ у него возникло право пользования земельным участком, на котором расположен приобретенный торговый павильон, обратилась 22.09.2010 в МФЦ по г. Краснодару на имя главы администрации МО г. Краснодар о предоставлении в аренду земельного участка площадью 26,7 кв.м. для использования магазина из облегченных конструкций, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, вблизи дома №33.

15.11.2010 письмом №174/08МФЦ предпринимателю было отказано в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для размещения павильона, поскольку земельный участок расположен на территории общего пользования.

Считая, что отказ администрации нарушает права заявителя, закрепленные в ст. 552 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Часть 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. № 370, зарегистрированным в Минюсте РФ 28.11.2007 г. за № 10555 (далее – Приказ №370).

Согласно вышеназванному перечню, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:

копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица;

копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица;

выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение;

выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в ЕГРП;

кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре);

копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на условиях, установленных земельным законодательством.

По смыслу указанных норм обязанность уполномоченного органа по совершению действий, направленных на предоставление земельного участка в аренду, является встречной и зависит от исполнения претендентом императивных предписаний закона, содержащихся в ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Однако заявителем в материалы дела не представлено доказательств обращения в администрацию с заявлением в соответствии с требованиями Приказа №370, в том числе с приложением кадастрового паспорта земельного участка, выписки из ЕГРП о правах на здание, кроме того, им не доказано, что торговый павильон, расположенный на испрашиваемом земельном участке, является объектом недвижимости.

Доказательства постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет отсутствуют.

В связи с чем, у администрации оснований для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка заявителю как собственнику объекта недвижимости в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ не имелось.

Согласно предписанию от 20.08.2010 по делу №81 Управления Росреестра по Краснодарскому краю на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/ул. Коммунаров площадью 26,39 кв.м. расположен магазин из сборно-разборных конструкций, который используется Рязанцевой *.*. , земельно-правовая документация на земельный участок отсутствует, участок занят самовольно.

Аналогичные нарушения земельного законодательства зафиксированы актом проверки соблюдении земельного законодательства от 20.09.2010, составленным Управлением Росреестра по Краснодарскому краю.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает Решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Механизм предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар (для размещения объекта движимого имущества) определяется также Порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным Решение городской Думы Краснодара от 25.02.2010 N 71 п.21, а также Постановлением главы МО город Краснодар от 01.08.2008 N 2201 “Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар“.

Доказательств обращения в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ заявителем также не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 156, 167-170, 176, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Ходатайство администрации муниципального образования г. Краснодар о рассмотрении дела в отсутствие представителя удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в апелляционную инстанцию или в 2-х месячный срок со дня его вступления в законную силу – в кассационную инстанцию.

Судья *.*. Савин