Судебная практика

Решение от 22 апреля 2011 года № А48-469/2011. По делу А48-469/2011. Орловская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение г. Орел Дело №А48-469/2011

«22» апреля 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 20.04.2011г.;

Решение в полном объеме изготовлено 22.04.2011г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи *.*. Соколовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Орелтекмаш»

к МРИ ФНС России №2 по Орловской области

о признании незаконными действий налогового органа

и встречное заявление МРИ ФНС России №2 по Орловской области

к ОАО «Орелтекмаш»



о взыскании задолженности в сумме 25139082,90 руб.

при участии:

от ОАО «Орелтекмаш» – юрисконсульт Горохова *.*. (доверенность от 29.12.2010г. - в деле),

от МРИ ФНС России №2 по Орловской области – специалист юротдела Артамонова *.*. (доверенность от 17.11.2010г. - в деле), специалист Кирилюк *.*. (доверенность от 05.03.2011г. - в деле),

Установил:

Открытое акционерное общество «Орелтекмаш» (далее - ОАО «Орелтекмаш») обратилось в арбитражный суд с заявлением к МРИ ФНС России №2 по Орловской области о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки №141 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 14 января 2011г. (форма 39-1), содержащей сведения о задолженности в размере 25139082,90 руб., в том числе пени по налогу на доходы физических лиц в размере 4239129.46 руб.; налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц в размере 1983170,41 руб.; пени по налогу на имущество организаций, по имуществу не входящему в Единую систему газоснабжения в размере 167395,16 руб.; пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в территориальный бюджет в размере 55099,47 руб.; пени по налогу на имущество предприятий в размере 894294,74 руб.; пени по налогу с владельцев транспортных средств в размере 237039,98 руб.; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 3246243,68 руб.; пени по налогу на землю в размере 2184897,74 руб.; задолженность по уплате пени в пенсионный фонд в размере 4460999,78 руб.; задолженность по уплате пени в Фонд социального страхования в размере 84789,11 руб.; задолженность по уплате пени в Территориальный фонд медицинского страхования в размере 258166,41 руб.; задолженность по пени в Фонд занятости в размере 210522,69 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 5583369,14 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в ФФ ОМС в размере 75209,52 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в ТФ ОМС в размере 1273578,61 руб.; налоговых санкций по задолженности по уплате административных штрафов и иных санкций в размере 185177 руб., ввиду утраты МРИ ФНС России №2 по Орловской области возможности её взыскания. Также заявитель просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Орелтекмаш» путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, взносам с указанием на утрату инспекцией возможности взыскания соответствующих сумм (с учетом уточнения от 05.04.2011г.).

13.04.2011г. МРИ ФНС России № 2 по Орловской области обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с ОАО «Орелтекмаш» 25139082,90 руб., в т.ч. пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 4239129,46 руб., пени по налогу на имущество организаций, по имуществу не входящему в Единую систему газоснабжения в сумме 167395,16 руб., пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в территориальный бюджет в сумме 55099,47 руб., пени по налогу на имущество предприятий в сумме 894294,74 руб., пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 237069,98 руб., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 3246243,68 руб., пени по налогу на землю в сумме 2184897,74 руб.. задолженность по уплате пени в Пенсионный фонд в сумме 4460999,78 руб., задолженность по уплате пени в Фонд социального страхования в сумме 84789,11 руб. задолженность по уплате пени в Территориальный фонд медицинского страхования в сумме 258166,41 руб., задолженность по пене в Фонд занятости в сумме 210522,69 руб., пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 5583369,14 руб., пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС в сумме 75209,52 руб., пени по ЕСН. зачисляемому в ТФОМС в сумме 1273578,61 руб., штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 1983170,41 руб., административных штрафов и иных санкций в размере 185177 руб., то есть тех сумм, которые указаны в справке №141 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 14 января 2011г. (форма 39-1), действия по выдаче которой налогоплательщик оспаривает.

ОАО «Орелтекмаш» требование мотивировало тем, что задолженность по уплате пеней и налоговых санкций в сумме 25139082,90 руб. образовалась у ОАО «Орелтекмаш» до 31.12.2007г., следовательно, право на взыскание задолженности МРИ ФНС России №2 по Орловской области утрачено ввиду пропуска пресекательных сроков, установленных ст.ст. 46, 47, 70 НК РФ. При невозможности взыскания в установленном налоговым законодательством порядке спорной задолженности, у инспекции не было правовых оснований для отражения данной задолженности в справке №141 по состоянию на 14.01.2011г. Действия инспекции, выразившиеся в выдаче спорной справки, нарушают права и законные интересы заявителя.

МРИ ФНС России № 2 по Орловской области требование ОАО «Орелтекмаш» не признала, в отзыве указала, что выданная справка соответствует закону и требованиям приказа ФНС РФ от 04.04.2005г. №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению» и приказа ФНС РФ от 23.05.2005г. №ММ-3-19/206@ (ред. от 06.04.2006г.) «Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению». Заявитель не обосновал, каким образом действия инспекции по выдаче спорной справки повлияли на его права и законные интересы. Кроме того, заявителем пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.

МРИ ФНС России № 2 по Орловской области встречное требование мотивировала тем, что в нарушение норм налогового законодательства ОАО «Орелтекмаш» не уплатило пени в общей сумме 22970735,49 руб. и штраф общей в сумме 2168347,41 руб. В обоснование своих требований заявитель сослался на положения статей 45, 46, 69, 216, 226, 240, 378 НК РФ. Инспекция просит суд восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности по пени и штрафу, мотивируя это тем, что произошла реорганизация инспекций Железнодорожного и Северного районов путем слияния в МРИ ФНС России №2 по Орловской области, у работников инспекции обширный документооборот и большой объем работы по взысканию недоимки.



ОАО «Орелтекмаш» встречное требование не признало, в отзыве указало, что налоговый орган не представил доказательств возникновения данной задолженности. Кроме того, инспекцией пропущен срок на взыскание задолженности в судебном порядке. Причина его пропуска является неуважительной.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд Установил следующее.

Открытое акционерное общество «Орелтекмаш», юридический адрес: г.Орел, ул.Московская, д.155, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России №2 по Орловской области, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 01.08.2002г. серия 57 №000430345, ОГРН 1025700764121, ИНН 5701000047.

Из отзыва и объяснений налогового органа следует, что ОАО «Орелтекмаш» являлось плательщиком налога на имущество.

По состоянию на 01.01.2000г. задолженность налогоплательщика по налогу на имущество составляла 293018,88 руб. Начислены пени за 2000г. в сумме 165617,26 руб. По состоянию на 01.01.2001г. задолженность по налогу на имущество составляла 1399782,88 руб. Начислены пени за 2001г. в сумме 398153,71 руб.

25.12.2001г. ИФНС РФ по Железнодорожному району г.Орла вынесла Решение №27 об отсрочке уплаты налога в сумме 1141466 руб. до 30.03.2002г., пени в сумме 1537741 руб. до 31.12.2003г.

По состоянию на 01.01.2002г. задолженность по налогу на имущество составляла 1141466,48 руб., задолженность по пене составляла 0,09 руб. Начислены пени за 2002г. в сумме 136673,32 руб. По состоянию на 01.01.2003г. задолженность по налогу на имущество составляла 2757837,48 руб. Начислены пени за 2003г. в сумме 137814,41 руб.

В адрес налогоплательщика направлено требование №311 от 25.08.2003г. со сроком исполнения до 04.09.2003г.

По состоянию на 01.01.2004г. задолженность по налогу на имущество составляла 2445327,57 руб. Начислены пени за 2004г. в сумме 32719,40 руб.

В адрес налогоплательщика направлено требование №303 от 24.05.2004г. со сроком исполнения до 03.06.2004г.

На сумму задолженности по налогу в 2005-2008г. начислялись пени в сумме 6930922,46 руб.

В адрес налогоплательщика направлялись: требование №19138 от 23.01.2006г. (остаток по требованию 96648,54 руб.); требование №16807 от 10.11.2005г. (остаток по требованию 3703,32 руб.); требование №21254 от 14.03.2006 (остаток по требованию 87990,65 руб.); требование №25234 от 08.06.2006г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах; налогоплательщика №268 от 20.02.2007г. (остаток по требованию 59451,13 руб.)); требование №1150 от 01.02.2007г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №268 от 26.06.2006г. (остаток по требованию 28119,12 руб.)); требование №561 от 27.06.2007г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №2365 от 02.08.2007г. (остаток по требованию 254,70 руб.)); требование №1538 от 26.03.2008г. (остаток по требованию 2543,92 руб.)); требование №3236 от 23.05.2008г. (остаток по требованию 745,89 руб.).

Задолженность по пени по налогу на имущество в сумме 894294,74 руб. налогоплательщиком не оплачена.

ОАО «Орелтекмаш» являлось плательщиком налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения.

За несвоевременную уплату налога по декларациям за 6 месяцев 2005г., за 3 месяца 2005г., за 9 месяцев 2006г., за 6 месяцев 2006г., за 3 месяца 2006г., за 12 месяцев 2005г., за 12 месяцев 2004г. были начислены пени в сумме 167395,16 руб.

В адрес налогоплательщика направлены: требование №19138 от 23.01.2006г. (остаток по требованию 3583,68 руб.), требование №21254 от 14.03.2006г. (остаток по требованию 150451,08 руб.), требование №25234 от 08.06.2006г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №4287 от 26.06.2006г. (остаток по требованию 6985,73 руб.)), требование №1150 от 01.02.2007г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №268 от 20.02.2006г. (остаток по требованию 2671,15 руб.)). Указанные требования налогоплательщиком не исполнены.

ОАО «Орелтекмаш» являлось плательщиком налога на землю.

По состоянию на 01.01.2001г. задолженность по налогу на землю составляла 625037,76 руб. Начислен налог по декларациям за 2001г. в сумме 625037,76 руб. и пени за 2001г. в сумме 77496,72 руб.

По состоянию на 01.01.2002г. задолженность по налогу на землю составляла 751556,10 руб. Начислены пени за 2002г. в сумме 204368,07 руб. В 2002г. Решением Администрации г.Орла №19 была предоставлена отсрочка оплаты налога на землю в сумме 1100915 руб. с 01.10.2002г. по 31.12.2002г.

В адрес налогоплательщика направлялось требование №255 от 24.07.2002г. по сроку исполнения 27.07.2002г., требование №303 от 20.09.2002г. по сроку исполнения 24.09.2002г.

По состоянию на 01.01.2003г. задолженность по налогу на землю составляла 2035182,60 руб.

Начислены пени за 2003г. в сумме 139601,90 руб.

По состоянию на 01.01.2004г. задолженность по налогу на землю составляла 3695468,60 руб.

Начислены пени за 2004г. в сумме 331604,14 руб.

В 2005г. организация сдала декларации за 2005г. по срокам уплаты 15.07.2005г. на сумму 987092 руб. и по сроку 15.11.2005г. на сумму 987092 руб.

В 2005г. на сумму задолженности начислены пени в сумме 993965,97 руб.

В 2006г. организация сдала уточненные декларации за 2003, 2004, 2005г. по срокам уплаты 15.09.2003г. на сумму 503429,96 руб., 17.11.2003г. на сумму 503429,96 руб., 15.09.2004г. на сумму 716576 руб., 15.11.2004г. на сумму 716576 руб., 15.07.2005г. на сумму 790132 руб., 15.11.2005г. на сумму 790131 руб.

В 2005-2006г. на суммы задолженности начислялись пени в сумме 1649924,27 руб.

В адрес налогоплательщика направлялись: требование №640 от 18.04.2005г. (остаток по требованию 105719,34 руб.), требование №2025 от 28.07.2005г. (остаток по требованию 235318,20 руб.), требование №14093 от 30.09.2005г. (остаток по требованию 53738,42 руб.), требование №1718.1 от 23.11.2005г. (остаток по требованию 105743,35 руб.), требование №18491 от 21.12.2005г. (остаток по требованию 56254,32 руб.), требование № 19588 от 30.01.2006г. (остаток по требованию 41917,48 руб.), требование №21626 от 20.03.2006г. (остаток по требованию 93815,26 руб.). Направлялись требование №24768 от 24.05.2006г., требование №25409 от 13.06.2006г., требование №29504 от 09.08.2006г., требование №32449 от 07.09.2006г., требование №39626 от 08.12.2006г., требование №1935 от 23.11.2007г.

Данные требования налогоплательщиком не исполнены.

ОАО «Орелтекмаш» являлось плательщиком налога на пользователей автодорог.

По состоянию на 01.01.2000г. задолженность по налогу на пользователей автодорог составляла 2249951,07 руб. Начислены пени за 2000г. в сумме 443147,14 руб.

По состоянию на 01.01.2001г. задолженность по налогу на пользователей автодорог составляла 2557521,07 руб. Начислены пени за 2001г. в сумме 856802,72 руб.

По состоянию на 01.01.2002г. задолженность по налогу на пользователей автодорог составляла 2540343,73 руб. Начислены пени за 2002г. в сумме 730927,01 руб.

По состоянию на 01.01.2003г. задолженность по налогу на пользователей автодорог составляла 2820421,43 руб. Начислены пени за 2003г. в сумме 661369,29 руб.

ОАО «Орелтекмаш» должно было производить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в территориальный бюджет.

По состоянию на 01.01.2000г. задолженность по налогу составляла 64931 руб. Начислены пени за 2000г. в сумме 22170,95 руб.

По состоянию на 01.01.2001г. задолженность по налогу составляла 12487,80 руб. Начислены пени за 2001г. в сумме 7670,49 руб.

По состоянию на 01.01.2002г. задолженность по налогу составляла 27195,80 руб. Начислены пени за 2002г. в сумме 14318,30 руб.

В 2003г. начислена пеня в сумме 10870,97 руб.

В адрес налогоплательщика направлялись: требование №20600 от 06.03.2006г., требование №24965 от 25.05.2006г., требование №10066 от 28.06.2007г., требования №32574 от 19.09.2006г. Указанные требования налогоплательщиком не исполнены.

ОАО «Орелтекмаш» являлось плательщиком налога с владельцев транспортных средств.

По состоянию на 01.01.2002г. задолженность по налогу составляла 85239 руб. Начислена пеня в сумме 24062 руб. по акту проверки №9 от 01.04.2002г. Начислено пени за 2002г. в сумме 47902.49 руб.

В адрес налогоплательщика направлялось требование №78 от 08.04.2002г. по сроку исполнения 27.04.2002г.

По состоянию на 01.01.2003г. задолженность по налогу составляла 180489,50 руб. В 2003г. начислены пени в сумме 55165,62 руб.

ОАО «Орелтекмаш» являлось плательщиком ЕСН в Федеральный бюджет.

В 2001г. начислена пеня в сумме 938478,32 руб. В 2002г. начислена пеня в сумме 1782296,75 руб.

В адрес налогоплательщика направлялось требование №255 от 24.07.2002г. по сроку исполнения 27.07.2002г. и требование №303 от 20.09.2002г. по сроку исполнения 24.09.2002г.

По акту проверки №19 от 02.10.2003г. начислены пени в сумме 775133 руб. В 2003г. начислена пеня в сумме 250857,94 руб. В 2004г. начислена пеня в сумме 638881,68 руб.

По состоянию на 01.01.2006г. задолженность по налогу составляла 2441624,73 руб., задолженность по пене 4827147,93 руб.

В адрес налогоплательщика направлялись: требование №640 от 18.04.2005г. (остаток по требованию 361427,06 руб.), требование №2025 от 28.07.2005г. (остаток по требованию 166414,52 руб.), требование №14526 от 12.10.2005г. (остаток по требованию 133387,86 руб.), требование №16504 от 07.11.2005г. (остаток по требованию 79983,75 руб.), требование №18794 от 22.12.2005г. (остаток по требованию 61922,69 руб.), требование № 19588 от 30.01.2006г. (остаток по требованию 50065,09 руб.), требование №21003 от 13.03.2006г. (остаток по требованию 370053,33 руб.), требование №24873 от 26.05.2006г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №4021 от 14.06.2006г. (остаток по требованию 92037,35 руб.)), требование №25409 от 13.06.2006г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №4308 от 29.06.2006г. (остаток по требованию 86941,80руб.)), требование №28460 от 08.08.2006г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №4558 от 24.08.2006г. (остаток по требованию 170604,05 руб.)), требование №32486 от 07.09.2006г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №5046 от 25.09.2006г. (остаток по требованию 69183.23 руб.)), требование №39491 от 08.12.2006г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №5995 от 18.12.2006г. (остаток по требованию 77125,65 руб.)), требование №548 от 27.06.2007г. (Решение о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов на счетах налогоплательщика №2052 от 18.07.2007г. (остаток по требованию 7061,74 руб.)), требование №39056 от 05.12.2006г. (остаток по требованию 71828,72 руб.). Указанные требования налогоплательщиком не исполнены.

ОАО «Орелтекмаш» являлось плательщиком ЕСН в ФФОМС.

Инспекция начислила налог по декларациям за 2001 год в сумме 52447,09 руб. В 2001г. начислена пеня в сумме 5358,31 руб. Но состоянию на 01.01.2002г. задолженность по налогу составляла 38780,44 руб. В 2002г. начислена пеня в сумме 12699,55 руб.

В адрес налогоплательщика направлялось требование №255 от 24.07.2002г. по сроку исполнения 27.07.2002г. и требование №92 от 19.04.2002г. по сроку исполнения 25.04.2002г.

В 2003г. начислены пени в сумме 4737,89 руб.

По состоянию на 01.01.2004г. задолженность по налогу составляла 122013,08 руб. В 2004г. начислены пени в сумме 11296,54 руб.

По состоянию на 01.01.2005г. задолженность по налогу составляла 183400,57 руб., задолженность по пене составила 38079,30 руб.

За несвоевременную уплату налога в 2005г. была начислена пеня в сумме 28395,77 руб. По состоянию на 01.01.2006г. задолженность по налогу составляла 18029,57 руб., по пене в сумме 65663,41 руб.

За несвоевременную уплату налога в 2006 - 2007г. была начислена пеня в сумме 825680,05 руб.

В адрес налогоплательщика направлялись: требование №640 от 18.04.2005г. (остаток по требованию 11422,71 руб.), требование №1161 от 02.06.2005г. (остаток по требованию 1349,99 руб.), требование №2025 от 28.07.2005года (остаток по требованию 3138,95 руб.), требование №14526 от 12.10.2005г. (остаток по требованию 7995,63 руб.), требование №16504 от 07.11.2005г. (остаток по требованию 4347,80 руб.), требование №18794 от 22.12.2005г. (остаток по требованию 2715,60 руб.), требование № 19588 от 30.01.2006г. (остаток по требованию 1441.55 руб.), требование №21003 от 13.03.2006г. (остаток по требованию 2899,54 руб.), требование №24873 от 26.05.2006г., требование №25409 от 13.06.2006г., требование №28460 от 08.08.2006г., требование №32486 от 07.09.2006г. налогоплательщика №5046 от 25.09.2006г. (остаток по требованию 1543.79 руб.), требование №39491 от 08.12.2006г., требование №1578 от 26.03.2008г. (остаток по требованию 47,87 руб.).

ОАО «Орелтекмаш» являлось плательщиком ЕСН в ТФОМС.

В 2001г. начислена пеня в сумме 79019,30 руб.

По состоянию на 01.01.2002г. задолженность по налогу составляла 593160,18 руб. В 2002г. начислены пени в сумме 200509,98 руб.

В адрес налогоплательщика направлялись требование №255 от 24.07.2002г. по сроку исполнения 27.07.2002г. и требование №92 от 19.04.2002г. по сроку исполнения 25.04.2002г.

По состоянию на 01.01.2003г. задолженность по налогу составляла 1253827 руб. В 2003г. начислены пени в сумме 77262,10 руб.

По состоянию на 01.01.2004г. задолженность по налогу составляла 1827941,21 руб. В 2004г. начислены пени в сумме 214397,61 руб.

По состоянию на 01.01.2005г. задолженность по налогу составляла 2871533.48руб., по пени 631954,04 руб.

В адрес налогоплательщика направлялись: требование №640 от 18.04.2005года (остаток по требованию 196340,81 руб.), требование №1161 от 02.06.2005г. (остаток по требованию 32751,87 руб.), требование №2025 от 28.07.2005года (остаток по требованию 65300,77 руб.), требование №14526 от 11.10.2005г. (остаток но требованию 102034,83 руб.), требование №16504 от 07.11.2005г. (остаток по требованию 35338,42 руб.), требование №18794 от 22.12.2005г. (остаток по требованию 33677,50 руб.), требование № 19588 от 30.01.2006г. (остаток по требованию 28860,14 руб.), требование №21003 от 13.03.2006г. (остаток по требованию 70588,08 руб.), требование №24873 от 26.05.2006г., требование №25409 от 13.06.2006г., требование №28460 от 08.08.2006г., требование №32486 от 07.09.2006г., требование №39491 от 08.1.2.2006г., требование №99 от 15.03.2007г. (остаток по требованию 2933,42 руб.), требование №959 от 02.07.2007г., требование №2387 от 12.12.2007г. (остаток по требованию 18684,93 руб.), требование №39056 от 05.12.2006г. (остаток по требованию 36081,28 руб.), которые налогоплательщиком не исполнены.

По данным налогового органа ОАО «Орелтекмаш» имеет задолженность в Пенсионном фонде.

По состоянию на 01.01.2001г. согласно актам сверки расчетов плательщика страховых взносов передано сальдо из ПФ (задолженность по налогу в сумме 4124654 руб. и по пени в сумме 7843640,46 руб.) Задолженность по налогу была оплачена в сумме 74737,27 руб., в сумме 4049916,73 руб. За несвоевременную уплату налога в 2001г. были начислены пени в сумме 1249563,93 руб., в 2002г. -1143766,55 руб., в 2003г. - 842666,81 руб., с 01.01.2004г. по 24.03.2008г. - 2477930,54 руб.

В адрес налогоплательщика направлялось требование №255 от 24.07.2002г. по сроку исполнения 27.07.2002г., которое налогоплательщиком не исполнено.

ОАО «Орелтекмаш» имеет задолженность в Фонде занятости.

По состоянию на 01.01.2001г. согласно актам сверки расчетов плательщика страховых взносов передано сальдо из ПФ (задолженность по налогу в сумме 318466,21 руб. и по пени в сумме 115047,42 руб.).

В адрес налогоплательщика направлялось требование №255 от 24.07.2002г. по сроку исполнения 27.07.2002г., которое налогоплательщиком не исполнено.

ОАО «Орелтекмаш» имеет задолженность в Фонде социального страхования.

По состоянию на 01.01.2001г. согласно актам сверки расчетов плательщика страховых взносов передано сальдо из ПФ (задолженность по налогу в сумме 235320,45 руб. и по пени в сумме 166660,75руб.). Задолженность по налогу была оплачена в сумме в сумме 235320.45 руб. За несвоевременную уплату налога в 2001г. были начислены пени в сумме 84789,11 руб.

ОАО «Орелтекмаш» имеет задолженность в территориальный фонд медицинского страхования.

По состоянию на 01.01.2001г. согласно актам сверки расчетов плательщика страховых взносов передано сальдо из ПФ (задолженность по налогу в сумме 236730,17 руб. и по пени в сумме 36218,23 руб.) Задолженность по налогу была оплачена в сумме в сумме 236730,17руб. За несвоевременную уплату налога в 2001г. были начислены пени.

В адрес налогоплательщика направлялось требование №255 от 24.07.2002г. по сроку исполнения, которое налогоплательщиком не исполнено.

ОАО «Орелтекмаш» имеет задолженность по налогу на доходы с физических лиц.

По акту документальной проверки 29.06.2004г. организации был доначислен налог в сумме 10213139,49 руб., пени в сумме 4941078,36 руб. и штраф в сумме 1630622,01 руб. По акту проверки №27 от 18.04.2005г.организации был доначислен налог в сумме 1555000,15руб., пени в сумме 1410217,14 руб. На сумму задолженности по налогу начислялись пени в сумме 1084226,52 руб.

В адрес налогоплательщика направлялось требование №640 от 18.04.2005г. (остаток по требованию 91434,64 руб.), которое налогоплательщиком не исполнено.

ОАО «Орелтекмаш» имеет задолженность по административным штрафам и иным санкциям в сумме 185177 руб.

По состоянию на 01.01.2000г. за налогоплательщиком числилась задолженность по штрафу в сумме 176677 руб.

29.06.2004г. по акту документальной проверки организации был начислен штраф в сумме 8500 руб. Суммы задолженности налогоплательщиком не оплачены.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 46 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005г. №137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика - организации, находящихся на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика - организации причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика - организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005г. №137-ФЗ) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Аналогичные нормы были предусмотрены и в п. 3 ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999г. №154-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В силу п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания.

Согласно п. 1 ст. 115 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 12 постановления от 28.02.2001г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Возможность восстановления срока на подачу иска в суд о взыскании недоимки по налогу предусмотрена в п. 3 ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006г. №137-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона.

Шестимесячный срок для обращения в суд истек в 2006г. С встречным заявлением о взыскании задолженности налоговый орган обратился в суд 13.04.2011г.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске налоговой инспекцией шестимесячного срока на подачу в суд заявления о взыскании пени и штрафа. Указанный срок не может быть восстановлен судом в соответствии п. 2 ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ, поскольку срок истек до вступления в силу этого Федерального закона (01.01.2007г.).

Поскольку инспекцией был пропущен установленный срок для взыскания пени и штрафа в судебном порядке, суд приходит к выводу об отказе МРИ ФНС России №2 по Орловской области в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, налоговым органом в нарушение положений ст.ст. 125 и 126 АПК РФ в полном объеме не приведено документальное обоснование заявленных требований, не представлены оригиналы налоговых деклараций ОАО «Орелтекмаш» и решения налогового органа, на основании которых были начислены спорные суммы пеней и штрафов, не представлены оригиналы требований об уплате пеней и штрафа с подписью руководителя налогового органа и печатью инспекции, доказательства их направления и получения ОАО «Орелтекмаш», что также является одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Налоговый орган ссылается на уничтожение этих документов в связи с истечением срока хранения.

В отношении требования ОАО «Орелтекмаш» о признании незаконными действий налогового органа суд Установил следующее.

14.01.2011г. ОАО «Орелтекмаш» направило в адрес МРИ ФНС России №2 по Орловской области заявление №31, в котором просило предоставить справку о состоянии расчетов по налогам, сборов, взносам (форма №39-1), содержащую информацию о действительной (реальной к взысканию) задолженности общества по налогам и сборам, взносам и иным платежам (с указанием на утрату инспекцией возможности ее взыскания).

03.02.2011г. МРИ ФНС России №2 по Орловской области направила в адрес ОАО «Орелтекмаш» письмо №06-11/001287, в котором указала, что справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме №39-1 формируется по данным информационных ресурсов налогового органа в строгом соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005г. №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению» (в ред. Приказов ФНС РФ от 23.05.2005г. №ММ-3-19/206@, от 11.01.2007г. №САЭ-3-25/2@)). К письму прилагалась справка по форме №39-1 по состоянию на 14.01.2011г. на 3 листах.

Не согласившись с действиями инспекции по выдаче справки №141 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 14 января 2011г. (форма 39-1), содержащей сведения о задолженности в размере 25139082,90 руб., ОАО «Орелтекмаш» обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Согласно п.п. 1-3 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 7. ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

МРИ ФНС России №2 по Орловской области утратила право на взыскание спорных сумм недоимок по пени и штрафам, поскольку пропустила сроки, установленный ст.ст. 46, 47, 70 НК РФ. Данный факт инспекцией не оспаривается.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме №39-1, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005г. №САЭ-3-01/138@ справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме №39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Из материалов дела следует, что в карточке лицевого счета содержатся сведения о наличии у общества задолженности по пеням и штрафам в сумме 25139082,90 руб., право на взыскание которой утрачено, первичных документов, подтверждающих ее наличие, налоговым органом не представлено в полном объеме.

ОАО «Орелтекмаш» является оборонным предприятием. Поставка продукции для государственных нужд осуществляется на основании государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Справка о состоянии расчетов с бюджетом, с указанием в ней достоверной информации, необходима заявителю для участия в конкурсе на заключение контракта на изготовление продукции в рамках государственного оборонного заказа, поскольку в подпункте 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ указано, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, одним из которых является отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Из письма ОАО АКБ «Международный финансовый клуб» от 24.03.2011г. №4-02-2/45 в адрес ОАО «Орелтекмаш» следует, что препятствием к принятию положительного решения по кредитной заявке ОАО «Орелтекмаш» является высокая доля задолженности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами (более 13 % валюты баланса), что влечет за собой риски для банка по выставлению инкассовых поручений к счетам предприятия. Данное обстоятельство негативно влияет на ликвидность предприятия и вынуждает банк формировать повышенный резерв по ссуде. Действия инспекции по выдаче спорной справки создают препятствия ОАО «Орелтекмаш» для участия в конкурсе по заключению государственных контрактов и оказывают негативное влияние на кредитоспособность предприятия.

Недостоверная информация о задолженности по пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Таким образом, действия инспекции по выдаче справки №141 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 14 января 2011г. (форма 39-1), содержащей сведения о задолженности в сумме 25139082,90 руб., являются незаконными.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы ОАО «Орелтекмаш» по уплате государственной пошлины по делу возлагаются на МРИ ФНС России №2 по Орловской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении встречного заявления МРИ ФНС России №2 по Орловской области к ОАО «Орелтекмаш» о взыскании 25139082,90 руб. отказать.

Признать незаконными действия МРИ ФНС России №2 по Орловской области, выразившиеся в выдаче справки №141 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 14 января 2011г. (форма 39-1), содержащей сведения о задолженности в размере 25139082,90 руб., в том числе пени по налогу на доходы физических лиц в размере 4239129.46 руб.; налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц в размере 1983170,41 руб.; пени по налогу на имущество организаций, по имуществу не входящему в Единую систему газоснабжения в размере 167395,16 руб.; пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в территориальный бюджет в размере 55099,47 руб.; пени по налогу на имущество предприятий в размере 894294,74 руб.; пени по налогу с владельцев транспортных средств в размере 237039,98 руб.; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 3246243,68 руб.; пени по налогу на землю в размере 2184897,74 руб.; задолженность по уплате пени в пенсионный фонд в размере 4460999,78 руб.; задолженность по уплате пени в Фонд социального страхования в размере 84789,11 руб.; задолженность по уплате пени в Территориальный фонд медицинского страхования в размере 258166,41 руб.; задолженность по пени в Фонд занятости в размере 210522,69 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 5583369,14 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в ФФ ОМС в размере 75209,52 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в ТФ ОМС в размере 1273578,61 руб.; налоговых санкций по задолженности по уплате административных штрафов и иных санкций в размере 185177 руб., ввиду утраты МРИ ФНС России №2 по Орловской области возможности её взыскания.

Взыскать с МРИ ФНС России №2 по Орловской области в пользу открытого акционерного общества «Орелтекмаш» 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Соколова