Судебная практика

Решение от 26 апреля 2011 года № А82-975/2011. По делу А82-975/2011. Ярославская область.

Арбитражный суд Ярославской области ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г. Ярославль Дело № А82-975/2011

26 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Мухиной Е.В. при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Семеновой Т.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ЗАО «Залесье»

к Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области



третьи лица – 1. Прокуратура Ярославской области

Инспекция Государственного строительного надзора

Ярославской области

о признании незаконными действий по прекращению предоставления субсидии

при участии:

от заявителя - Первухина О.А., доверенность от 18.08.2008г.

Комовский А.В., доверенность от 18.08.2008г.

от ответчика - Белова Т.А., доверенность от 01.12.2010г.

Меркулова В.Н., доверенность от 11.04.2011г.

от третьих лиц – 1. Бурая О.В., удостоверение ТО №100694



не явился

Установил:

Закрытое акционерное общество «Залесье» обратилось в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об оспаривании действий Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее – Департамент АПК) по прекращению предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту за период с 28 октября 2010г. по 27 декабря 2010г. из федерального бюджета в сумме 548493 руб. и из бюджета Ярославской области в сумме 137123 руб. Заявитель просит суд обязать ответчика устранить допущенное нарушение.

К участию в деле в качестве третьих лиц на основании статьи 51 АПК РФ привлечены Прокуратура Ярославской области и Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области.

Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Инспекции. Дело рассматривается судом в порядке статьи 156 АПК РФ без участия Инспекция Государственного строительного надзора Ярославской области.

Заявитель оспариваемые действия Департамента считает незаконными, полагает, что основания для прекращения выплат субсидии отсутствуют, заявитель не допустил нецелевого расходования бюджетных средств.

Ответчик требования заявителя не признают, в судебном заседании представители пояснили, что выплаты субсидии ЗАО «Залесье» прекращены, начиная с 4 квартала 2010г., в связи с представлением Прокуратуры Ярославской области и на основании актов проверок Инспекции Государственного строительного надзора Ярославской области.

Прокуратура Ярославской области поддерживает требования заявителя, не усматривает нецелевого расходования средств субсидии ЗАО «Залесье» и оснований для прекращения выплат субсидии.

Инспекция Государственного строительного надзора Ярославской области, согласно письменному отзыву, подтверждает результаты проверок, изложенные в актах от 12.03.2010г. и 18.03.2010г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд Установил следующее.

Как следует из материалов дела, ЗАО “Залесье“ является сельскохозяйственным товаропроизводителем и осуществляет реконструкцию кровли зданий свинокомплекса в районе п.Дюдьково Октябрьского СП Рыбинского района Ярославской области.

По договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 28.05.2007 N8638/9/07016, заключенному с ОАО “Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ»“, Общество получило кредит для реконструкции кровли в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» с лимитом в сумме 25 000 000 тыс.руб. на срок по 15 мая 2015г.

В рамках реализации на территории Российской Федерации приоритетного национального проекта “Развитие агропромышленного комплекса“ ЗАО “Залесье“ включено в перечень заемщиков, для которых часть затрат по уплате процентов по кредитным договорам подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета (письмо Минсельхоза России от 10.07.2006г.).

2 февраля 2007г. между Министерством сельского хозяйства РФ и Департаментом агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области заключено Соглашение №46/17 о взаимодействии по финансированию мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производителя. Предметом соглашения является осуществление сторонами совместных действий по долевому финансированию расходов на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ярославской области. Приложением к Соглашению определены направления расходов на поддержку товаропроизводителей АПК, в том числе: субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 8 лет на развитие животноводства и промышленного рыболовства.

В период с 22 июня 2007г. по 30 сентября 2010г. Департаментом АПК Ярославской области на основании расчетов и документов, представляемых ЗАО «Залесье», производились выплаты субсидии за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционному кредиту.

В марте 2010г. Инспекцией Госстройнадзора Ярославской области произведена проверка строительства (реконструкции) объекта недвижимости по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Октябрьское СП, в районе д.Дюдьково (свинокомплекс ЗАО «Залесье»). По результатам проверки составлены акты №29 от 12 марта 2010г. и №30 от 18 марта 2010г., в которых отражено, что проведенные работы на кровле зданий свинокомплекса не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, влияющим на надежность и безопасность объектов капитального строительства (корпусов откорма и репродукции), требующих получения разрешения в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

12.07.2010г. Прокуратурой Ярославской области в адрес Губернатора Ярославской области вынесено Представление о нарушениях Департаментом агопромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области законодательства, регламентирующего предоставление средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на срок до 8 лет, в котором отмечено, что ДепартаментАПК не обеспечил надлежащую проверку представленных ЗАО «Залесье» документов и тем самым целевое использование бюджетных средств.

Письмом от 14.12.2010г. Департамент АПК, получив необходимые для выплаты субсидии за 4 квартал 2010г. документы от ЗАО «Залесье», сообщил о приостановлении выплат субсидии, начиная с 4 квартала 2010г. на основании представления прокуратуры Ярославской области и актов проверки Инспекции Госстройнадзора от 12 и 18 марта 2010г. в связи с тем, что ЗАО «Залесье» не проводилась реконструкция, требующая получения разрешения в смысле статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Оценив доводы сторон, третьих лиц и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 834 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях на срок до 8 лет“.

Согласно пункту 2 Правил средства на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации по кредитам, полученным в банках на срок до 8 лет (далее - целевые средства), в том числе, на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) - по кредитам, полученным в 2006 - 2007 годах.

В соответствии с пунктом 3 Правил целевые средства предоставляются заемщику из бюджета субъекта Российской Федерации при представлении документов на их получение при условии своевременных погашения кредита и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком.

Пунктом 5 Правил установлено, что орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), принимает от заемщика заявление о включении его в перечень заемщиков, получающих целевые средства, и следующие документы: а) копия документа, содержащего краткое описание проекта строительства, реконструкции и модернизации животноводческого комплекса (фермы) или комплекса (фермы) по осуществлению промышленного рыбоводства либо проекта строительства и реконструкц Ф.И.О. переработке, хранению молока и мяса; б) копия решения банка о готовности предоставить заемщику кредит; в) заверенный банком проект графика погашения кредита и уплаты процентов по нему; г) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.

В соответствии с пунктом 7 Правил заемщик обязан в течение 3 месяцев с даты принятия решения о предоставлении ему целевых средств представить в уполномоченный орган заверенные банком копию кредитного договора, выписку из ссудного счета заемщика о получении кредита, график погашения кредита и уплаты процентов по нему.

В случае непредставления документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, заемщик лишается права на получение целевых средств, о чем делается запись в специальном журнале. При этом заемщику направляется соответствующее уведомление (пункт 8 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 1001 утверждены Правила предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004 - 2009 годах“.

Согласно пункту 4 Правил субсидии предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией.

Субсидии на возмещение процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.

Других условий предоставления субсидии и оснований для прекращения выплат субсидий Правилами не предусмотрено.

Аналогичные правила установлены и Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 N 90 “О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах“ (вместе с “Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах“.

Постановлением Администрации ЯО от 05.07.2006 N 136-а “О государственной поддержке агропромышленного производства Ярославской области в целях реализации приоритетного национального проекта “Развитие АПК“ утверждены Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 8 лет.

Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются заемщикам ежемесячно в пределах средств областного бюджета, предусмотренных по разделу, подразделу “Сельское хозяйство и рыболовство“, при условии своевременной уплаты начисленных процентов и погашения кредита в соответствии с кредитными договорами, заключенными с кредитными организациями не ранее 2006 года.

Субсидии предоставляются заемщикам на весь срок действия кредита (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 9 Порядка контроль за правильностью предоставления субсидий осуществляет департамент финансов Ярославской области, департамент АПК.

В соответствии с действующим законодательством контроль за целевым использованием средств осуществляется уполномоченными органами (пункт 10 Порядка).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, субсидия предоставлена ЗАО «Залесье» в соответствии с установленными правилами; фактов несвоевременной уплаты процентов заемщиком не установлено. В течение всего периода субсидирования заемщиком представлялись в Департамент АПК необходимые документы и расчеты, на основании которых Департаментом производились ежеквартальные выплаты субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору. Департамент АПК, как уполномоченный орган, не принимал решения о лишении ЗАО «Залесье» права на получение субсидий; соответствующих записей не производил; уведомление в адрес ЗАО “Залесье“ не направлял.

В материалы дела заявителем представлены документы, подтверждающие проведение работ по реконструкцию кровли здания животноводческого комплекса ЗАО «Залесье» в соответствии с целью, определенной кредитным договором. Суд полагает, что оценка целевого расходования бюджетных средств не может быть поставлена в зависимость от того, требуется ли для проведения данных работ на свинокомплексе получение разрешения, предусмотренного статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку в силу той же нормы разРешение на проведение реконструкции не требуется, если реконструкция не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и не превышает предельные размеры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом (части 2 и 16 статьи 51).

Прокуратурой Ярославской области и Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в судебном заседании целевой характер использования бюджетных средств ЗАО «Залесье не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для вывода о нецелевом использовании ЗАО «Залесье» средств выделенной субсидии, а также оснований, установленных вышеназванными нормативными актами, для прекращения или приостановления выплат средств субсидии из федерального и областного бюджетов, в связи с чем суд считает оспариваемые действия ответчика не соответствующими закону, нарушающими интересы заявителя, а требования ЗАО «Залесье» - подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Заявителем при обращении в суд с рассматриваемым требованием уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., понесенные расходы подлежат возмещению за счет ответчика.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконными действия Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области по прекращению с четвертого квартала 2010г. предоставления Закрытому акционерному обществу «Залесье» субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту (договор об открытии невозобновляемой кредитной линии №8638/9/07016 от 28 мая 2007г.), полученному для реконструкции кровли в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Обязать Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области возобновить, начиная с четвертого квартала 2010г. предоставление Закрытому акционерному обществу «Залесье» субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту (договор об открытии невозобновляемой кредитной линии №8638/9/07016 от 28 мая 2007г.), полученному для реконструкции кровли в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Взыскать с Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области 2000 руб. судебных расходов в пользу Закрытого акционерного общества «Залесье».

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья Е.В. Мухина