Судебная практика

Решение от 26 апреля 2011 года № А38-4528/2010. По делу А38-4528/2010. Республика Марий Эл.

Решение

арбитражного суда первой инстанции

«26» апреля 2011 года Дело № А38-4528/2010 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Волкова *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калиниченко *.*.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по иску муниципального унитарного предприятия «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1» муниципального образования «Город Йошкар-Ола»

к ответчику открытому акционерному обществу «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Центральная»



о взыскании основного долга по оплате тепловой энергии

третье лицо Комитет по расчетам и платежам администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

с участием представителей:

от истца – Гладких *.*. по доверенности,

от ответчика – Макарова *.*. по доверенности,

от третьего лица – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

Установил:

Истец, муниципальное унитарное предприятие «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1») (ИНН 1215011170, ОГРН 1021200770634), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением, уточненным по правилам статьи 49 АПК РФ, о взыскании с ответчика, открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Центральная» (далее – ОАО «ЖЭУК «Центральная») (ИНН 1215107475, ОГРН 1051200137988), долга по оплате тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых домов, находящихся в управлении ответчика, в мае 2008 года, в сумме 20 556 руб. 60 коп.

Истец отметил, что ОАО «ЖЭУК «Центральная» как управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг в отношении обслуживаемого жилого фонда, расположенного в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл, и должно нести обязанность по оплате тепловой энергии, отпущенной в указанный жилой фонд.

По мнению МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», отсутствие договорных отношений с ответчиком, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.



Истец также указал, что претензий по качеству потребленной тепловой энергии от управляющей компании не поступало. При этом в связи с отсутствием в многоквартирных домах общедомовых приборов учета количество потребленной энергии определялось в силу статьи 157 ЖК РФ расчетным путем исходя из установленных нормативов. Нормативы расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений и потребление горячей воды установлены Решением IV сессии Городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 19.04.2005 № 61-IV «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

В иске отмечено, что МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» отпустило ответчику в мае 2008 года тепловую энергию в виде отопления в количестве 3 665,11 Гкал, на подогрев воды в количестве 3 657,70 Гкал и химочищенной воды в количестве 77 451,25 куб. м.

Стоимость тепловой энергии определена в соответствии с установленными тарифами на отопление – Постановлением Республиканской службы по тарифам РМЭ (далее – РСТ РМЭ) от 27.12.2007 № 103 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы на 2008 год» на цели отопления в размере 610,33 руб. за 1 Гкал (без учета НДС); на цели горячего водоснабжения в размере 481,76 за 1 Гкал. (без учета НДС).

Стоимость поставленной ответчику тепловой энергии составила 6 265 251 руб. 65 коп., оплата произведена в сумме 6 165 542 руб. 46 коп.

Также исковое требование подлежит уменьшению на величины перерасчетов, произведенных в связи с временным отсутствием граждан в сумме 76 132 руб. 62 коп., в связи с установкой приборов учета в сумме 3 019 руб. 97 коп. Следовательно, неоплаченной осталась тепловая энергия в сумме 20 556 руб. 60 коп.

Исковое требование обосновано правовыми ссылками на статьи 307, 309, 310, 539, 541, 544, 548 ГК РФ, статьи 154, 155, 161 ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).

В судебном заседании истец поддержал требование о взыскании основного долга в полном размере, заявил о доказанности передачи тепловой энергии в жилые дома и незаконности уклонения управляющей компании от ее оплаты (т. 1, л.д. 11-14, 117-122, т. 2, л.д. 29, 87, протокол судебного заседания).

Ответчик, ОАО «ЖЭУК «Центральная», в отзыве на иск и в судебном заседании требование не признал и пояснил, что фактическими потребителями тепловой энергии являются собственники и наниматели жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «ЖЭУК «Центральная». Управляющая компания потребителем тепловой энергии не является, в ее собственности не имеется присоединенных сетей.

По мнению ответчика, ОАО «ЖЭУК «Центральная» как управляющая компания не является ресурсоснабжающей организацией, а осуществляет в отношении населения, проживающего в многоквартирных домах, функции по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования жилыми помещениями, ремонту и содержанию общего имущества.

Общее имущество, в том числе теплоэнергетические и инженерные сети, находящееся в многоквартирном доме, принадлежит собственникам и нанимателям помещений на праве общей долевой собственности, следовательно, и расходы на оплату тепловой энергии, поставляемой для нужд жилых домов, должны нести собственники жилых помещений. Договорами управления, заключенными с собственниками помещений многоквартирных домов услуга на отопление не предусмотрена.

Количество тепловой энергии, подаваемой на работу приборов отопления помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «отопление», а количество подаваемой горячей воды в составе платы за услугу «горячее водоснабжение». Энергоснабжение помещений общего пользования, а также горячее водоснабжение является коммунальной услугой и не входит в размер оплаты по статье «ремонт и содержание мест общего пользования» по заключенному договору управления собственниками помещений многоквартирного дома с управляющей компанией.

ОАО «ЖЭУК «Центральная» указало, что истец в мае 2008 года самостоятельно заключал договоры энергоснабжения и горячего водоснабжения с проживающими в жилых помещениях гражданами и получал плату за потребленную тепловую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений. Следовательно, между МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и населением существуют договорные отношения.

Функции по начислению и сбору денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, потребляемые населением, проживающем в обслуживаемом ОАО «ЖЭУК «Центральная» жилищном фонде, а также распределение этих средств между поставщиками услуг фактически производится Комитетом по расчетам и платежам администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Комитет РП г. Йошкар-Олы)

Кроме того, между истцом и Комитетом РП г. Йошкар-Олы заключен договор, на основании которого третье лицо также перечисляет в адрес МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» денежные средства, поступившие за отпущенную тепловую энергию, от собственников и нанимателей жилых помещений.

В связи с отсутствием договорных отношений между участниками спора, счета-фактуры управляющей компании не выставлялись и, следовательно, обязанность оплачивать тепловую энергию отсутствовала.

По мнению ответчика, истцом при расчете стоимости отпущенной горячей воды неверно применен норматив потребления коммунальных услуг - 3,2 куб. м на человека в месяц, вместо 2,97 куб. м., порядок расчета которого предусмотрен Постановлением Главы администрации г. Йошкар-Олы от 25.08.1995 № 1591.

В отзыве отмечено, что не представляется возможным выделить задолженность за отдельный период, так как платежи от населения за жилищно-коммунальные услуги поступают практически ежедневно.

ОАО «ЖЭУК «Центральная» указало, что цена иска должна быть также уменьшена на суммы перерасчетов, выполненных в связи с временным отсутствием граждан и установкой приборов учета в жилых помещениях, по ряду иных оснований, а также на суммы, взысканные Комитетом РП г. Йошкар-Олы с должников в судебном порядке.

С учетом изложенного, ответчик просил в удовлетворении иска отказать полностью (т. 1, л.д. 126-129, т. 2, л.д. 55, протокол судебного заседания).

Третье лицо, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства по зарегистрированному в едином государственном реестре адресу, в судебное заседание не явилось. На основании части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

В отзыве на иск третье лицо пояснило, что функции начисления жилищно-коммунальных услуг, сбора денежных средств с населения и перечисления их поставщикам услуг переданы ответчиком Комитету в соответствии с договором от 01.02.2006 года. Расчет стоимости коммунальных услуг производит само ОАО «ЖЭУК «Центральная» и вместе с данными об утвержденных тарифах на жилищные услуги направляет в Комитет. Сведения о перечне обслуживаемого жилищного фонда и поручения о перераспределении денежных средств доводятся ответчиком до Комитета соответствующими письмами (т. 1 л.д. 136-137).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения истца, ответчика, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить иск по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что ОАО «ЖЭУК «Центральная» является управляющей компанией на территории муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ол Ф.И.О. целью деятельности общества является организация управления и обслуживания жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (т. 1, л.д. 133). Осуществляя уставную деятельность, ответчик принял на обслуживание жилые дома. Перечень домов указан в счете-фактуре истца, расчетах сторон и участниками спора не оспаривался.

В мае 2008 года истцом осуществлялась подача тепловой энергии для использования на внутридомовые нужды многоквартирных жилых домов.

Вопреки требованиям статей 160, 161 и 434 ГК РФ договор энергоснабжения в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами, не заключался. Поскольку энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, жилые дома снабжались тепловой энергией, то ее фактическое потребление, несмотря на отсутствие письменного соглашения, не освобождает потребителя от обязанности оплатить стоимость отпущенной тепловой энергии. Фактическое пользование ОАО «ЖЭУК «Центральная» услугами теплоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, в силу пункта 3 статьи 438 ГК РФ следует рассматривать как акцепт абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией. При данных условиях спорные правоотношения истца и ответчика должны быть квалифицированы как договорные.

Аналогичный вывод содержится в разъяснениях высшей судебной инстанции (пункт 3 Информационного письма ВАС РФ от 17 февраля 1998 года № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения») и соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правоотношения участников сделки регулируются гражданско-правовыми нормами об энергоснабжении, содержащимися в статьях 539-547 ГК РФ, а также законодательством об электроэнергетике. Из фактического отпуска электрической энергии в силу пункта 2 статьи 307 ГК РФ возникли взаимные обязательства сторон. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (пункт 2 статьи 308 ГК РФ).

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Энергоснабжающая организация исполнила обязательство по передаче тепловой энергии в многоквартирные жилые дома в мае 2008 года. Исполнение подтверждается выставленным счетом – фактурой № 330 от 31.05.2008, содержащим сведения об объеме отпущенной тепловой энергии, применяемых тарифах и общей стоимости энергии по каждому жилому дому, расчетом о количестве и стоимости потребленной тепловой энергии в спорном периоде с указанием количества проживающих граждан и площади жилых помещений (т. 1, л.д. 64-80, т. 2, 32-51).

Таким образом, факт подачи тепловой энергии в многоквартирные жилые дома в указанный в иске период не опровергнут ответчиком вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания и признается арбитражным судом достоверно доказанным.

В силу статей 539, 544 ГК РФ у ответчика возникло встречное денежное обязательство оплатить фактически принятое количество энергии.

Исходя из содержания пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги помимо прочего включает в себя также и плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается: исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В силу пункта 15 Правил № 307 в случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов осуществляется по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые используются для расчета платы за коммунальные услуги гражданам.

В связи с чем стоимость тепловой энергии определялась в соответствии с установленными в законном порядке тарифами: Постановлением РСТ РМЭ от 27.12.2007 № 103 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы на 2008 год» на цели отопления в размере 610,33 руб. за 1 Гкал (без учета НДС); на цели горячего водоснабжения в размере 481,76 за 1 Гкал. (без учета НДС), Постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 30.11.2007 № 2703 «Об оплате населением услуг отопления и горячего водоснабжения на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола», распоряжением директора МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» № 192 от 28.12.2007 «О тарифе на химически очищенную воду на 2008 год» (т. 1, л.д. 95-98). Нормативы потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования «Город Йошкар-Ола» утверждены Решением IV сессии городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 19.04.2005 № 61-IV (т. 1, л.д. 99-100).

Арбитражным судом исследован довод ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате тепловой энергии. Позиция ОАО «ЖЭУК «Центральная» противоречит нормам гражданского права, жилищного законодательства и лишена убедительного доказательственного подтверждения.

Так, ответчик полагает, что не является исполнителем услуги «теплоснабжение» по отношению к собственникам и нанимателям жилых помещений, а также мест общего пользования обслуживаемого им жилого фонда.

Между тем согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО «ЖЭУК «Центральная» является управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

Возражения ответчика, основанные на том, что договоры управления многоквартирными домами не содержат указаний о передаче управляющей организации функций исполнителя коммунальных услуг, арбитражным судом отклоняются как противоречащие положениям пункта 2 статьи 162 ЖК РФ.

В силу названной нормы закона по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передают весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать тепловую энергию для целей использования на общедомовые нужды прямо предусмотрена подпунктом «в» пункта 49 Правил № 307.

При этом в силу пунктов 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации.

Тем самым обязанность ответчика по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной на внутридомовые нужды, прямо предусмотрена действующим законодательством.

Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что в жилищном секторе потребителями товаров и услуг в сфере теплоснабжения являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме имеют статус потребителей только в случае непосредственного управления многоквартирным домом. Потребители - это лица, приобретающие по договору тепловую энергию для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.

Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами № 307. Согласно пункту 4 Правил № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из подпункта 3 пункта 49 Правил № 307 следует, что исполнителем может являться управляющая организация, в обязанности которой входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Из указанных выше доказательств и правовых норм следует, что ответчик наделен полномочиями по управлению жилыми домами и в силу закона обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам. Доказательств, подтверждающих избрание жильцами способа управления в виде непосредственного управления, в суд не представлено.

Названные нормативные акты устанавливают императивную обязанность управляющей организации по предоставлению всех видов коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений.

Поэтому отсутствие такого вида коммунальной услуги в договоре управления домом как «теплоснабжение» не является основанием для освобождения управляющей компании от оплаты стоимости тепловой энергии, поставленной на общедомовые нужды, так как обязанность ее предоставления предусмотрена нормой права.

Кроме того, в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 разъяснено, что согласно пунктам 3 и 49 Правил № 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 и подпунктами «а» - «г» пункта 49 Правил № 307 обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В силу пункта 6 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 Министерство регионального развития РФ уполномочено давать разъяснения о применении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено, что техническое обслуживание (содержание и ремонт) общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомовых теплотехнических устройств, является обязанностью ответчика по заключенным им договорам управления.

Следовательно, ОАО «ЖЭУК «Центральная» обладает всеми признаками исполнителя коммунальных услуг. Поэтому именно на ответчике лежит обязанность по оплате тепловой энергии, поставленной в обслуживаемый им жилой фонд.

Арбитражный суд считает возможным согласиться с мнением ответчика о том, что при расчете платы за коммунальные услуги гражданам необходимо исходить из величины норматива потребления коммунальных услуг в размере 2,97 куб. м. в месяц горячей воды на человека.

В соответствии с пунктом 19 Правил № 307 при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые, согласно приложению № 2 к Правилам № 307, учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.

Примененная ответчиком величина среднемесячного норматива расхода горячей воды получена расчетным путем в порядке, предусмотренном Постановлением Главы администрации города Йошкар-Олы от 25.08.1995 № 1591 «О нормах расхода воды, температуры нагрева и др. коэффициентов для определения потребности тепла в жилых, общественных зданиях» (далее - Постановление № 1591). Постановление № 1591 на день рассмотрения спора не признано недействующим и несоответствующим Правилам № 307. Применение норматива 2,97 позволяет избежать ситуации превышения индекса роста тарифов, устанавливаемых для оплаты населением услуг горячего водоснабжения.

В ответе на судебный запрос администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» также подтвердила, что при расчете стоимости за горячую воду, отпущенную населению г. Йошкар-Олы в мае 2008 года, в домах с ваннами, центральным отоплением и горячим водоснабжением подлежит применению норматив 2,97 куб. м./чел. (т. 2, л.д. 28).

Согласно представленному истцом уточненному расчету, выполненному с применением норматива 2,97 куб. м, стоимость тепловой энергии, отпущенной в многоквартирные жилые дома в мае 2007 года, составила 6 265 251 руб. 65 коп. (т. 2, л.д. 32-51). Расчет МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» признается обоснованным и достоверным, так как составлен на основании тех же исходных данных о площадях жилых помещений и количестве проживающих в них гражданах, использованных ответчиком в собственном расчете. Расчет истца выполнен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Разногласия между сторонами по количеству проживающих граждан в жилом фонде и объемам площадей отсутствуют.

Оплата тепловой энергии в мае 2008 года через Комитет РП г. Йошкар-Олы и Управление социальной защиты г. Йошкар-Олы произведена в общей сумме 6 165 542 руб. 46 коп.

Данные обстоятельства подтверждены сторонами подписанием соответствующего соглашения по правилам статьи 70 АПК РФ (протокол судебного заседания от 11-17.03.2011). Согласно части 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Арбитражным судом отдельно рассмотрены доводы ответчика о наличии иных оснований для уменьшения цены иска.

ОАО «ЖЭУК «Заречная» также полагало, что исковое требование подлежит уменьшению на 99 757 руб. 45 коп., что составляет сумму перерасчетов платы в связи с временным отсутствием граждан в жилых помещениях (76 132 руб. 62 коп.), установкой внутриквартирных приборов учета (3 019 руб.97 коп.), по акту поставщика (20 604 руб. 86 коп.).

Согласно пункту 54 Правил № 307 при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место (пункт 58 Правил № 307).

Решением IV сессии городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 19.04.2005 № 61-IV «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования «Город Йошкар-Ола» установлено, что норматив потребления горячей воды и, соответственно, ее стоимость зависит от количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении.

Кроме того, истец также согласился с необходимостью уменьшения цены иска на величины перерасчетов по следующим основаниям: в связи с временным отсутствием граждан в сумме 76 132 руб. 62 коп., в связи с установкой приборов учета в сумме 3 019 руб. 97 коп.

Перерасчеты начислений гражданам по основаниям «по акту поставщика», не подлежат учету при определении цены иска, так как ответчиком не доказана их правомерность.

Следовательно, стоимость тепловой энергии, отпущенной в жилой фонд, должна быть уменьшена на сумму перерасчетов платы за тепловую энергию в связи с временным отсутствием граждан по месту жительства, установкой приборов учета в квартирах, что составляет –79 152 руб. 59 коп.

В противном случае истец мог бы получить плату за услуги в объеме, не оказанном ответчику, и тем самым неосновательно обогатиться.

Утверждение ответчика о том, что цена иска подлежит уменьшению на суммы, взысканные с Комитетом РП г. Йошкар-Олы с граждан-должников в судебном порядке, признается необоснованным. ОАО «ЖЭУК «Центральная» не названы конкретные суммы взысканной задолженности, не представлено достоверных доказательств, подтверждающих, что денежные средства взысканы в качестве задолженности, образовавшейся в исковом периоде именно за тепловую энергию, не указаны номера и даты судебных дел, исполнительные листы, по которым производилось взыскание, а также доказательства получения указанных денежных средств истцом.

При таких обстоятельствах арбитражный суд принимает Решение о принудительном взыскании с ответчика долга по оплате тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых домов, в мае 2008 года, в сумме 20 556 руб. 60 коп. (6 265 251 руб. 65 коп. – 6 165 542 руб. 46 коп. – 79 152 руб. 59 коп.).

Нарушенное право истца подлежит судебной защите. Энергоснабжающая организация, имеющая права кредитора в денежном обязательстве, вправе требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ) с вынесением решения арбитражного суда о принудительном взыскании с ответчика суммы основного денежного долга (статьи 11, 12 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поэтому государственная пошлина взыскивается арбитражным судом в доход федерального бюджета с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт.

Истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В силу статьи 333.21 НК РФ ее размер составляет 2 000 руб. от уточненной цены иска 20 556 руб. 60 коп.

В силу пункта 2 статьи 333.22 части второй НК РФ арбитражный суд исходя из имущественного положения лица, вправе уменьшить размер, подлежащей взысканию государственной пошлины.

Учитывая, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие тяжелое финансовое положение ответчика, а также, принимая во внимание его ходатайство об уменьшении размера госпошлины, суд считает возможным уменьшить ее размер до 1 000 руб.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 апреля 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2011 года, что согласно части 2 статьи 176 АПК РФ считается датой его принятия.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья *.*. Волков