Судебная практика

Решение от 22 августа 2008 года № А71-7686/2008. По делу А71-7686/2008. Удмуртская Республика.

Решение

г. Ижевск Дело №А71-7686/2008

22 августа 2008г. А31

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2008г.

Полный текст решения изготовлен 22 августа 2008г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи *.*. Коковихиной

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Редуктор», г.Ижевск

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике г. Ижевск

об отмене постановления административного органа



от заявителя: Ярмухаметов *.*. - по дов. от 01.08.08г.

от административного органа: Суханова *.*. вед.спец. по дов. от 11.01.2008г.

ОАО «Редуктор», г. Ижевск (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее- Управление) от 29.07.2008г. № 94-08/74 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 40000 руб.

В судебном заседании заявитель поддерживает требования в полном объеме. В обоснование заявленного требования указал, что правонарушение является малозначительным, поскольку правонарушение не представляет большой общественной опасности и не наносит ущерба иным субъектам предпринимательской деятельности, не повлекло наступления неблагоприятных последствий. На момент составления протокола об административном правонарушении паспорт сделки был переоформлен.

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В обоснование возражений ответчик сослался на то, что Общество нарушило требования ст. 20 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ и п.п. 3.3 п. 3.5.1 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок», в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ. Осуществляя валютные операции Ф.И.О. известности и доступности могло и должно знать акты, регулирующие валютное законодательство, предпринимать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния. Довод заявителя о малозначительности правонарушения является необоснованным, поскольку состав административного правонарушения, указанный в ст. 15.25 КоАП РФ, является формальным. При определении меры ответственности административном органом приняты во внимание смягчающие вину обстоятельства, с учетом которых был применен минимальный размер санкций, предусмотренный данной нормой.

По материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц суд

Установил:

11.06.2008г. отделом валютного контроля Удмуртской таможни проведена проверка в отношении ОАО «Редуктор» на предмет соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Редуктор» заключило экспортный контракт № 834-234 от 04.10.2007г. с нерезидентом ООО «Проммашредуктор» (Украина), на поставку продукции – редуктор цилиндрический двухступенчатый горизонтальный узкий общемашиностроительного применения (ОМП). Общая сумма контракта составляет 1 211070 руб.

По данному контракту в банке ЗАО КБ «С-Банк» Банк ВТБ в г.Ижевске оформлен паспорт сделки № 07100004/1857/0000/1/0.



На основании дополнительного соглашения (далее по тексту «допсоглашение») от 26.12.2007г. №1 внесены изменения в п. 6.1. раздела 6 ПС: Покупатель производит предоплату 50 процентов в течение 10 дней с момента выставления счета на предоплату, 50 процентов в течение 125 дней с даты отгрузки товара. Дата завершения обязательств по контракту является 10.04.2008г.

Допсоглашением от № 2 от 05.03.2008г. внесены повторно изменения в 4.2. Контракт, который изложен в следующей редакции: покупатель производит предоплату в размере 50 процентов стоимости Контракта в течение 10 дней с момента выставления счета на предоплату, окончательная оплата в размере 50 процентов производится в течении 177 дней с даты отгрузки товара. 28.02.2008г. сторонами подписано соглашение о внесении изменений в Контракт, согласно которому срок действия Контракта продлевается до 30.07.2008г.

В соответствии с условиями контракта № 834-234 от 04.10.2007г. общество продекларировало и отгрузило на экспорт товар на общую сумму 1211070 руб. по ГТД №10405040/051207/0004709.

Справка о подтверждающих документах по ГТД №10405040/051207/0004709 должна быть представлена заявителем в банк в течение 7 рабочих дней не позднее 15.01.2008г. (до заключения допсоглашения от № 2 от 05.03.2008г. и соглашения от 28.02.2008г. о внесении изменений в Контракт № 834-234 от 04.10.2007г.)

После заключения допсоглашения от № 2 от 05.03.2008г. и соглашения от 28.02.2008г. о внесении изменений в Контракт № 834-234 от 04.10.2007г. согласно платежному поручению от 03.04.2008г. произведено зачисление денежных средств на счет заявителя в сумме 38599 руб. Повторное переоформление паспорта сделки ПС № 07100004/1857/0000/1/0 для внесения изменения в п. 6.1. раздела 6 ПС до 03.04.2008г. заявителем не производилось. Изменения в ПС № 07100004/1857/0000/1/0 внесены обществом 07.06.2008г. и 16.06.2008г. с нарушением срока на 94 дня и 103 дня соответственно.

По факту совершения административного правонарушения Удмуртской таможней в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 11.07.2008г.

В соответствии со ст.ст. 23.60, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, совершенном ОАО «Редуктор», направлены руководителю Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике.

29.07.2008г. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике, рассмотрев указанный протокол и материалы дела, в отношении ОАО «Редуктор» вынесло Постановление №94-08/74 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40000 руб.

Несогласие Общества с вынесенным Постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, административного органа, оценив доводы, изложенные в заявлении и отзыве на заявление, представленные доказательства, суд оснований для удовлетворения заявленного требования нее нашел исходя из следующего.

Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 г. № 248-О-О частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в качестве административного наказания установлен административный штраф и указаны его минимальный и максимальный размеры, что позволяет назначать наказание с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя и иных обстоятельств, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны обеспечить: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона; 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Согласно п. 3.15 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС следующие документы:

Два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС;

Документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор);

Иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“, необходимые для переоформления ПС по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном настоящей Инструкцией;

РазРешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения.

Резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что после заключения допсоглашения от № 2 от 05.03.2008г. и соглашения от 28.02.2008г. о внесении изменений в Контракт № 834-234 от 04.10.2007г. согласно платежному поручению от 03.04.2008г. произведено зачисление денежных средств на счет заявителя в сумме 38599 руб. При этом повторное переоформление паспорта сделки ПС № 07100004/1857/0000/1/0 для внесения изменения в п. 6.1. раздела 6 ПС до 03.04.2008г. заявителем не производилось. Изменения в ПС № 07100004/1857/0000/1/0 внесены обществом 07.06.2008г. и 16.06.2008г. с нарушением срока на 94 дня и 103 дня соответственно.

Таким образом, в действиях общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

За допущенное нарушение ОАО «Редуктор» обоснованно и в соответствии с установленным КоАП РФ порядком привлечено к ответственности по ч. 6 чт. 15.25 КоАП РФ. Штраф в сумме 40000 руб. назначен в минимальном размере, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом по материалам дела не установлено.

При изложенных обстоятельств, правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от 29.07.2008г. № 94-08/74 о назначении административного наказания у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Доводы заявителя указанные в обоснование заявленного требования судом не принимается по следующим основаниям.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, формальный, то есть основанием для привлечения к административной ответственности является факт нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок вне зависимости от материально-правовых последствий такого правонарушения. Указанное правонарушение считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. Паспорт сделки был переоформлен заявителем со значительной просрочкой. Объектом административного правонарушения, установленного в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, являются правоотношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. О высокой степени общественной опасности посягательств на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка, свидетельствуют значительный размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности и проведение административного расследования. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом вменяемое обществу правонарушение само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере валютного регулирования и затрудняет контроль за соблюдением гражданами и юридическими лицами валютного законодательства Российской Федерации.

При наличии указанных обстоятельств совершенное ОАО «Редуктор» правонарушение малозначительным не является в связи, с чем правовых основания для освобождения ОАО «Редуктор» от административной ответственности на основании ст. 2.9. КоАП РФ не имеется.

Обстоятельства, которые, по мнению ОАО «Редуктор», свидетельствуют о малозначительности содеянного, являются основаниями для смягчения административной ответственности в соответствии со статьями 4.2 и 4.1 КоАП РФ. Обстоятельства были учтены административным органом при назначении административного наказания, как смягчающие, и административное наказание было назначено ОАО «Редуктор» в минимальном размере в пределах санкции, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд Удмуртской Республики

Решил:

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья *.*. Коковихина