Судебная практика

Решение от 2011-04-21 №А05-1447/2011. По делу А05-1447/2011. Архангельская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации Решение

21 апреля 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-1447/2011

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 21 апреля 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева *.*.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Молодежный» (ИНН2901067710, ОГРН 1022900516760)



к ответчику - государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (ИНН 2901099535, ОГРН 1022900521820)

о признании недействительными решений № 039 002 11 РК 0001432, № 039 002 11 РК 0001433, № 039 002 11 РК 0001434

В заседании суда принимали участие:

от заявителя – Дьяков *.*. , доверенность от 30.03.2010

от ответчика - Долгобородова *.*. , доверенность от 14.12.2009

Протокол судебного заседания вел секретарь судебного заседания Макаровой *.*.

Суд Установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью Молодежный» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений вынесенных государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске № 039 002 11 РК 0001432, № 039 002 11 РК 0001433, № 039 002 11 РК 0001434 о привлечении к ответственности за нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2010 года.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, на основании доводов изложенных в отзыве на заявление.



Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителей заявителя и ответчика, суд Установил следующие фактические обстоятельства дела.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (далее-Федеральный закон №212-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью Молодежный» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

08.11.2010 общество с ограниченной ответственностью Молодежный» представило в территориальный орган Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2010 года.

11.11.2010 общество с ограниченной ответственностью Молодежный» представило в территориальный орган Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования за полугодие и 9 месяцев 2010 года.

Управлением Пенсионного фонда проведены камеральные проверки представленных расчетов. В ходе проверки установлено нарушение срока представления расчетов, так при сроке представления расчета за 1 квартал 2010 года не позднее 01.05.2010, расчет представлен 08.11.2010, расчет за полугодие 2010 года при сроке представления до 01.08.2010, представлен 08.09.2010, расчет за 9 месяцев 2010 года при сроке представления до 01.11.2010, представлен 11.11.2010.

По результатам проверки составлены акты от 17.11.2010: №03900230001370, №03900230001372, №03900230001373 и вынесены решения № 039 002 11 РК 0001432, № 039 002 11 РК 0001433, № 039 002 11 РК 0001434 от 24.01.2011 о привлечении страхователя к ответственности по пунктам 1,2 статьи 46 Федерального закона №212-ФЗ, в виде взыскания штрафа.

Общество с ограниченной ответственностью Молодежный» не согласившись с ненормативными правовыми актами, обратилось в суд с настоящим заявлением.

По эпизоду признания недействительным решения № 039 002 11 РК 0001432 от 24.01.2011.

Общество ссылается на то, что в акте камеральной проверки расчета от 17.11.2010 №03900230001370 не указано на основании какого расчета и за какой период проведена камеральная проверка, в пункте 2.2 акта не отражено нарушение законодательства о страховых взносах, не приведено документальное подтверждение факта правонарушения.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился и сослался на то, что в приложении к акту проверки и извещении о рассмотрении материалов проверки указано на расчет за 1 квартал 2010 года.

С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом N 212-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

В силу вышеназванных норм, в акте камеральной проверки указываются выявленные в ходе камеральной проверки нарушения действующего законодательства о страховых взносах.

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки регулируется статьей 39 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение) (п. 1 ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ).

В рассматриваемом случае в акте камеральной проверки от17.11.2010 №03900230001370 не установлено нарушение страхователем срока представления расчета за 1 квартал 2010 года. Следовательно, у руководителя территориального органа отсутствовали правовые основания для вынесения решения о привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 46 камеральной проверкой Федерального закона N 212-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Нарушение Управлением Пенсионного фонда порядка составления акта камеральной проверки и вынесения решения при отсутствии установленного правонарушения по порядку представления расчета за 1 квартал 2010 года, являются основанием для признания решения недействительным.

По эпизоду признания недействительными решений № 039 002 11 РК 0001433, № 039 002 11 РК 0001434 от 24.01.2011.

В обоснование своих доводов, общество ссылается на то, что в актах камеральных проверок расчетов от 17.11.2010 №03900230001372, №03900230001373 не указано на основании каких расчетов и за какой период проведены камеральные проверки, в пункте 2.2 акта не отражено нарушение законодательства о страховых взносах, не приведено документальное подтверждение факта правонарушения. В оспариваемых решениях указано нарушение представление расчетов за два периода, тогда как камеральная проверка проводилась по расчетам представленным за один отчетный период (полугодие и девять месяцев 2010 года). Кроме того, заявитель ссылается на то, что Управлением Пенсионного фонда, размер штрафа исчислен не на основании суммы страховых взносов подлежащих уплате за конкретный отчетный период, а из всей суммы страховых взносов указанных в расчете нарастающим итогом. Заявитель также ссылается на то, что Управлением Пенсионного фонда не были рассмотрены обстоятельства смягчающие ответственность за совершение правонарушения: совершение правонарушения впервые по неосторожности, отсутствие материального вреда и ущерба финансовым интересам государства, добросовестность плательщика страховых взносов, нахождение главного бухгалтера на больничном.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Следовательно, плательщик страховых взносов обязан представить соответствующий расчет за полугодие 2010 до 01.08.2010, за 9 месяцев 2010 до 01.11.2010 .

В рассматриваемом случае общество представило расчет за полугодие 2010 года и за 9 месяцев 2010 года, 11.11.2010, при сроках представления до 01.08.2010, до 01.11.2010. В актах камеральных проверок этих расчетов указано на непредставление расчетов по страховым взносам, в оспариваемых решениях также установлено нарушение сроков представления расчетов за полугодие и 9 месяцев 2010 года. Опечатки, допущенные Управлением Пенсионного фонда в указании в решениях других периодов, не повлекли нарушения прав страхователя, поскольку из содержания представленных расчетов, актов камеральных проверок, усматривается вынесение решений о привлечении к ответственности за нарушение сроков представления расчетов за полугодие и 9 месяцев 2010 года.

В силу части 1 статьи 46 вышеназванного Закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что расчет по страховым взносам по форме РСВ-1 за полугодие и 9 месяцев 2010 года, представлены в Пенсионный фонда с нарушением вышеизложенных норм.

При таких обстоятельствах, общество с ограниченной ответственностью «Молодежный» правомерно привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона №212-ФЗ, в виде взыскания штрафа.

Ответчик не оспаривает нарушение срока представления расчета за полугодие и 9 месяцев 2010 года. Вместе с тем, просит суд уменьшить размер штрафных санкций, в обоснование ссылается на совершение правонарушения впервые и по неосторожности, на отсутствие материального вреда и ущерба финансовым интересам государства, добросовестность плательщика страховых взносов и нахождение главного бухгалтера на больничном.

В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона №212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При этом частью четвертой пункта 6 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.

Частью четвертой пункта 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.

Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

В данном случае из решений Управления Пенсионного фонда не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность учреждения за совершение правонарушения.

Суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, обстоятельства совершенного ответчиком правонарушения и степень его вины, Установил, что в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность учреждения, могут быть учтены совершение правонарушения впервые, отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, нахождение главного бухгалтера на больничном.

С учетом изложенного, суд уменьшает размер взыскиваемого штрафа за непредставление расчета за полугодие 2010 года до 2000 рублей и за 9 месяцев 2010 года до 500 рублей.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно статье 46 вышеназванного Закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета, влечет взыскание штрафа от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета.

Расчет по форме РСВ-1 предоставляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года. В связи с этим в случае непредставления (несвоевременного представления) расчета размер штрафа должен определяться исходя из суммы страховых взносов, начисленных за последний квартал расчетного периода.

Таким образом, базой для определения суммы штрафа, является сумма страховых взносов, подлежащая уплате за последний квартал расчетного периода, а не сумма страховых взносов, исчисленная нарастающим итогом.

В рассматриваемом случае, Управление Пенсионного фонда исчислило размер штрафа по расчету за полугодие 2010 года, исходя из сумм страховых взносов за первый и второй кварталы, а при исчислении штрафа за 9 месяцев 2010 года учитывало суммы страховых взносов подлежащих уплате за первый, второй и третий кварталы 2010 года.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Признать недействительным Решение № 039 002 11 РК 0001432 от 24.01.2011, вынесенное государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске в отношении общества с ограниченной ответственностью “Молодежный“ о привлечении к ответственности, в полном объеме.

Признать недействительным Решение № 039 002 11 РК 0001433 от 24.01.2011, вынесенное государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске в отношении общества с ограниченной ответственностью “Молодежный“, в части привлечения к ответственности в сумме превышающей 2000 рублей.

Признать недействительным Решение № 039 002 11 РК 0001434 от 24.01.2011, вынесенное государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске в отношении общества с ограниченной ответственностью “Молодежный“, в части привлечения к ответственности в сумме превышающей 500 рублей.

Оспариваемые ненормативные правовые акты проверены на соответствие Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Молодежный“.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске в пользу общества с ограниченной ответственностью “Молодежный“ 6000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

*.*. Ипаев