Судебная практика

Решение от 25 апреля 2011 года № А51-3179/2011. По делу А51-3179/2011. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-3179/2011

25 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 20.04.2011. Изготовление мотивированного решения откладывалось в порядке статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кузюра *.*. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уткиной *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Аскольд» (2501001009, ОГРН 1022500508128)

к Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю

о признании незаконным бездействия и об обязании принять Решение о реструктуризации задолженности

при участии:

от заявителя: начальник юр. службы Хиневич *.*. по доверенности б/н от 08.04.2011, ыдан 04.03.2002 Арсеньевским ГОВД Приморского края

от инспекции: начальник юр. отдела Горяный *.*. по доверенности № 04-05/00001 от 11.01.2011, удостоверение УР № 649 883



Установил:

Открытое акционерное общество «Аскольд» (далее - заявитель, общество, ОАО «Аскольд») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России № 4 (далее – инспекция, налоговый орган) по Приморскому краю, выразившегося в непринятии решения о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), подлежащим перечислению в краевой бюджет, на сумму 4 644 049,20 руб. и об обязании налоговый орган принять Решение о реструктуризации указанной суммы задолженности.

В ходе судебного разбирательства общество поддержало заявленные требования, ссылаясь на то, что Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.01.2011 по делу А51-13231/2010 по заявлению ОАО «Аскольд» Решение инспекции от 29.07.2010 № 4 об отказе обществу в предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам по НДФЛ, подлежащим перечислению в краевой бюджет, на сумму 4 644 049,20 руб. признано недействительным. При этом до момента обращения в суд с настоящим заявлением инспекцией не было принято Решение о реструктуризации указанной суммы задолженности, несмотря на то, что Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.01.2011 вступило в законную силу.

Налоговый орган представил письменный отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признал, ссылаясь на то, что в резолютивной части решения Арбитражного суда Приморского края от 13.01.2011 отсутствует указание на обязанность инспекции принять Решение о реструктуризации сумм задолженности в отношении ОАО «Аскольд». Налоговый орган также сослался на Письмо ФНС России от 18.01.2011 № ЯК-4-8/417@, которым последняя запретила налоговым органам с 01.01.2011 принимать новые решения по реструктуризации задолженности, поскольку Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» не содержит нормы о реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса – исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, образовавшейся по сост Ф.И.О. п. 13 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».

Текст указанного письма ФНС России от 18.01.2011 № ЯК-4-8/417@ 7алоговый орган суду не представил.

Исследовав материалы дела, суд Установил следующее.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.01.2011 по делу № А51-13231/2010, возбуждённому по заявлению ОАО «Аскольд», признано недействительным Решение инспекции от 29.07.2010 № 4 об отказе обществу в предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам по НДФЛ, подлежащим перечислению в краевой бюджет, на сумму 4 644 049,20 руб. Решение суда вступило в законную силу 14.02.11.

Письмом № 10/113 от 28.02.2011 общество повторно обратилось в налоговый орган с требованием принять Решение о реструктуризации задолженности на сумму 4 644 049,20 руб. со ссылкой на вступившее в законную силу решения арбитражного суда от 13.01.2011 по делу № А51-13231/2010.

Письмом № 04-05/02945 от 12.04.2011 инспекция сообщила заявителю о невозможности принятия такого решения в связи с отсутствием указания на обязанность налогового органа устранить допущенные им нарушения, связанные с вынесением решения об отказе в реструктуризации задолженности.

Считая бездействие Межрайонной ИФНС России № 10 по Приморскому краю по принятию решения о реструктуризации задолженности не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО «Аскольд» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.



Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя, пояснения налогового органа, суд считает, что требования ОАО «Аскольд» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 69 настоящего Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Так, арбитражный суд своим Решением от 13.01.2011 по делу № А51-13231/2010 признал недействительным отказ налогового органа в предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, подлежащим перечислению в краевой бюджет, на общую сумму 4 644 049,20 руб., по обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения указанного дела, то есть фактически признал за ОАО «Аскольд» право на реструктуризацию спорной задолженности.

Следовательно, с учетом вступившего в законную силу судебного акта налоговый орган обязан был при обращении общества с письмом № 10/113 от 28.02.2011 принять в разумный срок соответствующее Решение о реструктуризацию задолженности.

На основании изложенного суд отклоняет ссылку инспекции на отсутствие указания в решении суда на обязанность устранить допущенные налоговым органом нарушения.

Довод инспекции о невозможности проведения реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по НДФЛ, подлежащим перечислению в краевой бюджет, на сумму 4 644 049,20 руб. со ссылкой на письмо ФНС России от 18.01.2011 № ЯК-4-8/417@ признается судом также несостоятельным.

В отношении реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, образовавшейся по состоянию на 01.01.2009 проведение реструктуризации было предусмотрено Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и Правительство РФ в течение 2010 года данную реструктуризацию проводило.

Спорная задолженность ОАО «Аскольд», за реструктуризацией которой общество обращалось в Межрайонную ИФНС России № 4 по Приморскому краю, была сформирована на 01.01.2009 и подлежала реструктуризации на основании указанного Федерального закона.

Неправомерные действия инспекции, связанные с отказом обществу в 2010 году в проведении реструктуризации спорной задолженности по пеням и штрафам, образовавшейся по состоянию на 01.01.2009, признанные таковыми в 2011 году вступившим в законную силу Решением арбитражного суда, не могут свидетельствовать об утрате обществом данного права в 2011 году.

Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку бездействие Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю, выразившееся в непринятии решения о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по налогу НДФЛ, подлежащим перечислению в краевой бюджет, на сумму 4 644 049,20 руб. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Решил:

Удовлетворить заявление Открытого акционерного общества «Аскольд».

Признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю, выразившееся в непринятии решения о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по НДФЛ, подлежащим перечислению в краевой бюджет, на сумму 4 644 049,20 руб.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Приморскому краю принять Решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по НДФЛ, подлежащим перечислению в краевой бюджет, на сумму 4 644 049,20 руб.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю в пользу Открытого акционерного общества «Аскольд» 2000 (две тысячи) руб. расходов по уплате госпошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Кузюра *.*.