Судебная практика

Решение от 2011-04-29 №А54-928/2011. По делу А54-928/2011. Рязанская область.

Решение

г. Рязань Дело №А54-928/2011

29 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2011 года.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 апреля 2011 года.

В судебном заседании 18.04.2011 объявлялся перерыв до 22.04.2011 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дучевой *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по городу Рязани (г. Рязань; ОГРН 1096230000844, ИНН 6230065780) к обществу с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ (г. Рязань; ОГРН 1066234039057, ИНН 6230052815)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Бреев *.*. , инспектор, доверенность от 23.11.2010 г. № 11/12906, служебное удостоверение.



от ответчика - Ковалев *.*. , представитель по доверенности от 11.01.2011 г., паспорт; Трифонов *.*. , представитель по доверенности от 11.01.2011 г., паспорт.

Установил:

в Управление внутренних дел по городу Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Управления внутренних дел по городу Рязани в судебном заседании поддержал заявленное требование.

Представители общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ по заявленному требованию возражает.

Из материалов настоящего дела следует, что общество с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области, за основным государственным регистрационным номером 1066234039057, ИНН 6230052815 (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 62 №002009777 - л.д. 57; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 62 №001843547 -л.д. 58).

15.01.2011 г. заместителю начальника Управления внутренних дел по Рязанской области по экономической безопасности Кабашову *.*. поступило заявление от директора муниципального унитарного предприятия “Специализированная автобаза по уборке г. Рязани“ Судьина *.*. (зарегистрированное в КУСП за № 1623 - л.д.15), в котором сообщалось, что на территории г. Рязани несколько организаций осуществляют деятельность по транспортировке отходов III-IV классов опасности без лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, в том числе: общество с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“.

Письмом от 18.01.2011 г. № 62 (л.д. 62) Управление внутренних дел по городу Рязани запросило у Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области информацию о выдаче лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности организациям, в частности: общества с ограниченной ответственностью “Техрембытсервис“.

Одновременно Управление внутренних дел по городу Рязани запросило (письмом от 18.01.2011 г. № 69) у общества с ограниченной “Управляющая организация Техрембытсервис“ информацию о расположении контейнерных площадок с приложением схем размещения контейнеров, обслуживаемых организацией, количества контейнеров, находящихся в собственности общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“, необходимых для сбора отходов, расположенных на площадках (л.д. 16).

Управление Росприроднадзора по Рязанской области письмом от 25.01.2011 г. № РС-224106-01-20 (л.д. 15) сообщило, что по данным реестра выданных лицензий, переданного Приокским Управлением Ростехнадзора, в период с 01.06.2007 г. по 30.09.2010 г., обществу с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ (среди других организаций) лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности не выдавалась, за выдачей данной лицензии названное общество не обращалось.



Общество с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ письмом от 20.01.2011 г. № 26 предоставило перечень контейнерных площадок жилых домов, обслуживаемых обществом с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ в городе Рязани (л.д. 17).

Сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани (в присутствии понятых и участии представителя общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембысервис“ осуществлялся осмотр территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Рязань, ул. Весенняя у д. № 5, что подтверждается протоколом осмотра помещений, территорий от 24.01.2011 г. (л.д. 9).

На основании протокола от 03.02.2011 г. (л.д. 11) из контейнеров был изъят бытовой мусор.

Определением от 07.02.2011 г. по делу об административном правонарушении назначена экспертиза, проведение которой поручено ФГУ “Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу“ (далее по тексту - ФГУ “ЦЛАТИ по ЦФО“). Перед данным экспертным учреждением были поставлены следующие вопросы: к какому виду относятся предоставленные отходы из жилищ граждан? К какому классу опасности относятся данные отходы (л.д. 33).

На исследование в вышеназванное учреждение направлены бытовые отходы, изъятые на основании протокола от 03.02.2011 г. (л.д. 10).

Телеграммой от 03.02.2011 г. законный представитель общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ приглашался на ознакомление с определением о назначении экспертизы от 07.02.2011 г.(л.д. 24).

Согласно протоколу от 14.02.2011 г. № 23 представленные на исследование бытовые отходы относятся к IV классу опасности и являются несортированными отходами из жилищ (л.д. 37).

Определением Управления внутренних дел по городу Рязани продлен срок административного производства (л.д. 36).

Телеграммой от 24.02.2011 г. законный представитель общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембыстсервис“ приглашался на ознакомление с результатами экспертизы и составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 35).

По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением внутренних дел по городу Рязани в отношении общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ (в отсутствие законного представителя данного общества, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении) составлен протокол об административном правонарушении № 62 ЮЛ 11 000097 от 02.03.2011 (л.д. 7), согласно которому обществу с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ вменяется правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, осуществление сбора и транспортировки опасных отходов без специального разрешения (лицензии).

09.03.2011 г. Управление внутренних дел по городу Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон № 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее по тексту - Закон № 128-ФЗ).

В силу статьи 2 Закона № 128-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом № 128-ФЗ.

Подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Сбором отходов является прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: IV класс - малоопасные отходы.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Минприроды России от 02.12.2002 г. № 786, установлено, что отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и отходы из жилищ крупногабаритные относятся к IV и V классам опасности.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - от сорока до пятидесяти рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражным судом установлено, что 24.01.2011 г. сотрудниками Управления внутренних дел по городу Рязани проведена проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация “Техрембытсервис“ по двум адресам: г. Рязань, ул. Весенняя у д. № 5 и г. Рязань, ул. Татарская у д. № 87.

В судебном заседании, представитель заявителя пояснил, что по результатам проверки от 24.01.2011 г. деятельности общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ по сбору и транспортировке отходов, относящихся к IV классу опасности (твердых бытовых (коммунальных) отходов), из мест их образования - контейнеров, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Татарская у дома № 87, без лицензии, состоялось судебное разбирательство и Решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.04.2011 г. по делу № А54-926/2011 данное общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с общества взыскан штраф в размере 40000 руб.

Данное обстоятельство представители общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ подтвердили.

По настоящему делу Управление внутренних дел по городу Рязани также заявляет требование о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ((за осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов, относящихся к IV классу опасности (твердых бытовых (коммунальных) отходов) без лицензии)), по результатам проверки от 24.01.2011 г. деятельности общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ по адресу: г. Рязань, ул. Весенняя у дома № 5.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В рассматриваемом деле допущенное обществом с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ правонарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных законом - осуществление специализированной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов без лицензии, то есть является длящимся.

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния). Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность установлена осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Соответственно, правонарушение является оконченным в случае выявления факта (или множества фактов) осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Отраженные в протоколах административные правонарушения (одно и то же противоправное действие: отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов IV класса опасности) выявлены в рамках одной проверки, одним и тем же контролирующим органом, в один день, в отношении одного и того же лица - общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“.

Согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает ограничений в отношении возможности указания в протоколе об административном правонарушении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Из приведенных норм следует, что наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) судебного акта о назначении административного наказания является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В рассматриваемом деле административный орган при выявлении нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен был составить один протокол об административном правонарушении, с описанием в нем всех обнаруженных нарушений осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), а не составлять по каждому выявленному нарушению отдельный протокол для возбуждения самостоятельного административного производства.

По мнению арбитражного суда, общество с ограниченной ответственностью “Управляющая организация Техрембытсервис“ не может быть повторно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за одно, и то же нарушение.

Повторное наложение штрафа за одно и то же правонарушение противоречит принципу недопустимости повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения и в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 г. № 130-0 “По запросу Омского областного суда о проверке конституционных положений пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“, и части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означает чрезмерное ограничение прав и свобод человека и гражданина, не соответствующие целым защиты конституционного значения ценностей и интересов и, по сути, умаление конституционных прав и свобод.

Исходя из вышеизложенного, заявленное Управлением внутренних дел по городу Рязани требование не подлежит удовлетворению.

Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено, что также отражено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

На Решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья *.*. Шуман