Судебная практика

Решение от 26 апреля 2011 года № А56-5059/2011. По делу А56-5059/2011. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

26 апреля 2011 года Дело № А56-5059/2011

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Варениковой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борченко *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ЗАО “АСД-имэкс“

заинтересованное лицо Балтийская таможня



о признании незаконным решения об окончательной корректировке таможенной стоимости товара по ГТД №10216100/130710/0076114 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов

при участии

от заявителя – не явился, извещен

от заинтересованного лица – главный государственный таможенный инспектор Климченко *.*. по доверенности от 15.04.2011 №04-19/13032

Установил:

Закрытое акционерное общество “АСД-имэкс“ (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (далее – заинтересованное лицо, Таможня) об окончательной корректировке таможенной стоимости товара по ГТД №10216100/130710/0076114 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем зачета излишне уплаченных денежных средств в размере 526 513 руб. 95 коп. в счет будущих таможенных платежей.

Заявитель, извещенный о месте и времени судебного разбирательства по всем известным суду адресам, представителя в арбитражный суд не направил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

В судебном заседании представитель Таможни против удовлетворения заявления возражал.

При подаче заявления Обществом также заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании решения Таможни. В обоснование ходатайства Общество указывает, что об окончательной корректировке заявителю стало известно 10.10.10. Однако все документы, включая окончательное Решение, поступили заявителю только 10.01.2011, что подтверждается почтовым штампом на конверте.

Арбитражный суд, руководствуясь статьей 198 АПК РФ, считает необходимым удовлетворить ходатайство Общества и восстановить пропущенный заявителем срок на оспаривание решения Таможни.



Заслушав пояснения представителя Таможни, рассмотрев представленные доказательства, арбитражный суд Установил следующее.

Общество на основании контракта от 23.12.2009 №476/12-09, заключенного с фирмой “Yuyao Roten Commodity Co., Ltd“, ввезло на территорию Российской Федерации товар – алюминиевую фольгу. Ввоз товара оформлен по ГТД №10216100/130710/0076114.

При определении таможенной стоимости ввезенного товара заявитель использовал первый метод оценки таможенной стоимости – “по стоимости сделки с ввозимыми товарами“.

В процессе таможенного оформления Таможня выдала Обществу запрос от 13.07.2010 (л.д.99) о предоставлении дополнительных документов для подтверждения правильности определения таможенной стоимости.

В ответ на запрос Таможни в письме от 23.07.2010 №176 (л.д.100) обосновало причины непредставления запрошенных документов.

Однако Таможня по итогам изучения всех представленных Обществом документов, приняла Решение о корректировке заявленной Обществом таможенной стоимости по шестому “резервному“ методу определения таможенной стоимости.

В результате корректировки таможенной стоимости Обществу были дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 526 513 руб. 95 коп.

Общество, не согласившись с действиями Таможни, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, считает требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу положений статьи 64 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Соглашением от 25.01.2008 “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза“ (далее – Соглашение), вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009, установлены единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно пункта 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:

отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

установлены совместным Решением органов таможенного союза;

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость товаров;

продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.

Статьей 68 ТК ТС предусмотрено, что Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются Решением Комиссии таможенного союза (статья 69 ТК ТС).

В этом случае таможенным органом принимается Решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС

Декларант обязан представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (статья 98 ТК ТС).

При этом сам таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза - статья 95 ТК ТС.

Аналогичные правомочия таможенного органа закреплены и в Таможенного кодексе Российской Федерации - при выпуске товара таможенный орган при наличии у него сомнений в правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, вправе в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 323 ТК РФ в письменной форме запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

В таком случае для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.

Закрепленные в статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа исключают произвольный подход к порядку определения и заявления таможенной стоимости товаров.

Общество в обоснование первоначально заявленной таможенной стоимости товара представлены заинтересованному лицу: внешнеторговый контракт от 23.12.2009 №476/12-09, дополнения и приложения к контракту, паспорт сделки, прайс-лист, инвойс, счет, платежные документы, транспортные документы, учредительные документы. Достоверность представленных Обществом сведений Таможней не оспаривается.

Однако заинтересованное лицо полагает действия по корректировке таможенной стоимости товара правомерными, поскольку в ходе анализа представленных Обществом документов установлено, что уровень заявленной Обществом таможенной стоимости значительно ниже ценовой информации находящейся в распоряжении Таможни, а именно электронных баз данных по сделкам с идентичными и однородными товарами.

Арбитражный суд считает доводы Таможни необоснованными, поскольку в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению Обществом основного метода оценки таможенной стоимости, а также доказательства обоснованности ценовой информации, использованной для определения таможенной стоимости ввезенного Обществом товара (совпадения условий поставки товаров по сходным сделкам, величину транспортных расходов, совпадения коммерческого уровня сделок и условий оплаты по ним).

Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

При определении таможенной стоимости товаров требуется оценка документов, представленных в подтверждение действительной стоимости ввезенных товаров, в их совокупности и взаимной связи. Отдельные недостатки отдельных документов не являются необходимым и достаточным условием для несогласия с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров.

При изложенных обстоятельствах следует признать незаконным Решение Таможни об окончательной корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного Обществом по ГТД №10216100/130710/0076114, в связи с чем таможенные платежи в сумме 526 513 руб. 95 коп., уплаченные Обществом в результате такой корректировки для выпуска товара, являются излишними.

В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Пунктом 2 статьи 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 147 Федерального закона “О таможенном регулировании“ от 27.11.2010 №311-ФЗ (далее Закон №311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В силу пункта 6 статьи 147 Закон №311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

По смыслу пункта 10 статьи 147 Закона №311-ФЗ возврат излишне уплаченных таможенных платежей может быть осуществлен в форме зачета.

Заявление Общества о зачете излишне уплаченных денежных средств в материалах дела отсутствует.

Определением арбитражного суда от 10.02.2011 заявителю было предложено представить соответствующее заявление о зачете. Однако определение арбитражного суда оставлено без исполнения.

Таким образом, Обществом не представлены доказательства соблюдения установленного таможенным законодательством порядка зачета излишне уплаченных таможенных платежей, в связи с чем у арбитражного суда отсутствуют основания для обязания Таможни произвести зачет излишне уплаченных денежных средств в размере 526 513 руб. 95 коп.

Факт уплаты Обществом дополнительно начисленных таможенных платежей в сумме 526 513 руб. 95 коп., подтверждается отметками в КТС-1.

Однако поскольку действия Таможни по корректировке таможенной стоимости товаров оформленных Обществом по ГТД №10216100/130710/0076114 неправомерны, то заинтересованное лицо обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленном таможенном законодательстве порядке.

Расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции, в соответствии со статьей 110 АПК РФ и пунктом 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 № 117, подлежат взысканию в его пользу с заинтересованного лица.

Руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Вареникова *.*.