Судебная практика

Решение от 2011-04-27 №А13-12279/2010. По делу А13-12279/2010. Вологодская область.

Решение

27 апреля 2011 года город Вологда Дело № А13-12279/2010

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2011 года

Арбитражный суд Вологодской области в составе: судьи Маховой *.*. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кукушкиной *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества Торговый Дом «Ворота Севера» к Департаменту земельных отношений Вологодской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка в редакции протокола разногласий от 12.10.2010,

при участии от истца Горячкиной *.*. , по доверенности от 06.12.2010, от ответчика Семичевой *.*. , по доверенности от 31.12.2010,

Установил:

закрытое акционерное общество Торговый Дом «Ворота Севера» (далее – ЗАО ТД «Ворота Севера») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту земельных отношений Вологодской области (далее - Департамент) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, площадью 1 121 кв.м., кадастровый номер 35:24:0305007:48, расположенного в г. Вологде на ул. Горького, на условиях проекта договора в редакции протокола разногласий от 12.10.2010, с определением выкупной стоимости земельного участка в сумме 82 603 руб. 10 коп.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования полностью.

Представитель Департамента в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.



Как следует из материалов дела, истцу 01 марта 1993 года по договору № 9-2/481 истец приобрел двухэтажное здание по адресу: г. Вологда, ул. Горького, д. 100. Земельный участок, занимаемый указанным зданием, был предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно справке ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» от 12.08.2010 № 5044двухэтажный бревенчатый жилой дом (инв. Номер 1386), находящийся по адресу: г. Вологда, ул. Горького, д. 100, снесен в 2001 году.

30 декабря 2009 года ЗАО ТД «Ворота Севера» обратилось в Департамент с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и предоставлении земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением, с кадастровым номером 35:24:0305007:48, в собственность.

Ответчик направил в адрес истца проект договора купли-продажи № 808 от 10.06.2010 земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305007:48, согласно пункту 2.1 которого цена выкупа земельного участка составляет 2 789 000 руб. Указанная выкупная цена земельного участка определена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основании отчета № 01/016 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 1 121 кв.м.

22 июня 2010 истец направил протокол разногласий к проекту договора купли-продажи № 808 от 10.06.2010. Согласно редакции протокола разногласий выкупная цена земельного участка составляет 413 015 руб. 07 коп. Расчет цены выкупа земельного участка произведен истцом на основании Закона Вологодской области от 30.04.2002 № 778-ОЗ «О цене земельных участков».

Письмом от 14.07.2010 № 01-01-17/5531 ответчик отклонил протокол разногласий от 22.06.2010 и предложил подписать договор в первоначальной редакции, указав, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения.

В связи с необходимостью приведения расчетов в соответствие с Положением о земельном налоге, истец подготовил новый протокол разногласий от 12.10.2010 и расчет цены выкупа к проекту договора купли-продажи № 808 от 10.06.2010, где выкупная цена составляет 82 603 руб. 10 коп.

12 октября 2010 года истец повторно направил протокол разногласий от 12.10.2010 к проекту договора купли-продажи № 808 от 10.06.2010.

Письмом от 27.10.2010 № 01-01-17/8399 ответчик отклонил указанный протокол со ссылкой на ранее изложенные доводы.

Изложенные обстоятельства послужили для ЗАО ТД «Ворота Севера» основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.



В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Цена указанных земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Таким образом, критерием применения данных норм является наличие объекта на приобретаемом участке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ) юридические лица, не указанные в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2010 в соответствии с правилами статьи 36 названного Кодекса.

В соответствии с позицией, сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 8155/10 по делу N А14-8163/2009187/10 одинаковый порядок предоставления собственникам зданий, строений и сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ и статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.

Пунктом 2 статьи 3 названного Закона предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).

При этом одинаковый порядок реализации права на приобретение земельных участков по названным двум основаниям не означает, что к отношениям по приобретению обладателем права постоянного (бессрочного) пользования незастроенного земельного участка применимы нормы подпунктов 1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости, в собственность по льготной цене, которая не может превышать кадастровой стоимости таких земельных участков.

Поскольку действующее законодательство не устанавливает специальных правил определения цены для случаев переоформления права постоянного бессрочного пользования на незастроенный земельный участок, такой земельный участок подлежит приобретению по рыночной цене.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 111, 167 – 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

Решил:

отказать закрытому акционерному обществу Торговый Дом «Ворота Севера» в удовлетворении исковых требований.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Махова