Судебная практика

Решение от 27 июня 2011 года. По делу А02-215/2011. Республика Алтай.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ 649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1. Тел. (388-22) 2-31-50, 2-56-00 (факс)

e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Горно-Алтайск Дело № А02-215/2011

27 июня 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 27 июня 2011 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой *.*., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голубевой *.*., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного перерабатывающего кооператива «Ынырга» (ИНН: 0409000144; ОГРН: 1030400607830, место нахождения: 649000, Республика Алтай, Чойский район, с. Ынырга) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Алтай (ИНН: 0407005725; ОГРН: 1040400610205, место нахождения: 649140, Республика Алтай,
с. Турочак, ул. Советская, 126а) о признании незаконным и отмене решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 16 от 30.11.2010 в части определения недоимки, пени и штрафа по земельному налогу по земельному участку с кадастровым номером 04:02:000000:18,

при участии представителей:

сельскохозяйственного производственного перерабатывающего кооператива «Ынырга» – Бжитских *.*., председатель, на основании приказа №5-С от 01.12.2000 (в деле), Шундеева *.*., представитель по доверенности от 06.06.2011 (в деле);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Алтай – Лесных *.*., представитель по доверенности от 13.01.2011 (в деле),

Установил:

Сельскохозяйственный производственный перерабатывающий кооператив «Ынырга» (далее – СППК «Ынырга», кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Алтай (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 16 от 30.11.2010 в части определения недоимки, пени и штрафа по земельному налогу по земельному участку с кадастровым номером 04:02:000000:18.

В заявлении СППК «Ынырга» указал, что в отношении него была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой Инспекцией было вынесено Решение № 16 от 30.11.2010 о привлечении кооператива к налоговой ответственности в виде штрафа на общую сумму 5000 руб., доначислены налоги на общую сумму 252580 руб. и начислены пени на общую сумму 85504 руб. 72 коп. Согласно пункту 5 данного решения плательщиком земельного налога является кооператив. По мнению заявителя, данное утверждение противоречит пунктам 1 и 2 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для
каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, определяется для каждого их налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Заявитель указал, что в отношении земельного участка, принадлежащего кооперативу и членам коллектива кооператива на праве общей совместной или долевой собственности, налогоплательщиками должны признаваться каждый из собственников этого земельного участка в отношении своей доли. Заявление кооператива обосновано ссылками на статьи 138, 388, 392 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 18 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Инспекция представила отзыв на заявление, в котором просила отказать в удовлетворении требования заявителя. Указала, что в ходе проведенных налоговым органом контрольных мероприятий из структурного подразделения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по РА получена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 04:02:000000:0018, в которой указано: площадь участка – 24292000 кв.м., кадастровая стоимость - 24534920 руб., вид права - общая долевая собственность, правообладатель – СППК «Ынырга», размер доли - 1. Учитывая данные сведения, Инспекция считает СППК «Ынырга», являющегося правообладателем данного земельного участка, плательщиком земельного налога. Кроме того, директор СППК «Ынырга» в период с 01.01.2007 по 31.12.2009 своевременно представлял налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по земельному налогу по спорному земельному участку, в которых в строке Доля НП в числовом формате сам указывал долю налогоплательщика в собственности земельного участка с кадастровым номером 04:02:000000:18 в размере 1.00.

Инспекция также указала, что сведения об иных правообладателях и размерах их
доли по земельному участку с кадастровым номером 04:02:000000:18 в налоговую инспекцию в соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Решение органов власти о приватизации сельскохозяйственных угодий не поступали и земельный налог на физических лиц - правообладателей земельного участка с кадастровым номером 04:02:000000:18 не исчислялся, границы земельного участка для физических лиц – правообладателей в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

В судебном заседании представители СППК «Ынырга» уточнили предмет заявленного требования и просили признать недействительным Решение Инспекции № 16 от 30.11.2010 о привлечении к налоговой ответственности в части определения недоимки по земельному налогу в сумме 65866 руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 12431 руб. 95 коп. и штрафа в сумме 1317 руб. по земельному участку с кадастровым номером 04:02:000000:18.

Данное уточнение принято судом к рассмотрению согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители заявителя в заседании настаивали на удовлетворении требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Инспекции не признал заявленное требование, перечислил доводы, изложенные в отзыве на заявление, указал, что штрафные санкции в сумме 1317 руб. начислены за неуплату земельного налога по всем земельным участкам кооператива. Штраф за неуплату земельного налога по спорному земельному участку составляет 1297 руб. 70 коп. за 2008, 2009 г.г.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требование заявителя подлежит частичному удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка СППК «Ынырга», по результатам которой вынесено Решение от 30.11.2010 № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным Решением кооператив привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в общей сумме 5000 руб., ему доначислены налоги в размере 252580 руб. и соответствующие пени в сумме 85504 руб. 72 коп.

Посчитав данное Решение неправомерным, Общество, в порядке статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее – Управление) с апелляционной жалобой на Решение Инспекции № 16 от 30.11.2010 в части определения недоимки по НДФЛ и в части недоимки, пени и штрафа по земельному налогу с земельного участка с кадастровым номером 04:02:000000:18.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управление приняло Решение № 04-18/0302 от 21.01.2010, которым изменило Решение Инспекции № 16 в части налога на доходы физических лиц: начислило пени по данному налогу в сумме 21955 руб. и предложило кооперативу уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 68942 руб. В остальной части обжалуемое Решение оставлено без изменения.

Считая Решение Инспекции от 30.11.2010 № 16 в части доначисления недоимки по земельному налогу по земельному участку с кадастровым номером 04:02:000000:18 в сумме 65866 руб., начисления пени за неуплату данного налога в сумме 12431 руб. 95 коп. и штрафа в сумме 1317 руб. незаконным, СППК «Ынырга» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Особенности порядка рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц содержатся в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 201 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту. Устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое Решение, а также нарушает ли оспариваемое Решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным решения необходимо наличие двух условий в совокупности: Решение должно не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

Как следует из материалов дела, СППК «Ынырга» оспаривает вывод налогового органа о доначислении земельного налога за 2008-2009 г.г. за земельный участок с кадастровым
номером 04:02:000000:18 и начислении соответствующих сумм пени и штрафа.

Основанием для доначисления земельного налога в сумме 65866 руб. явился вывод налогового органа о необоснованной неуплате СППК «Ынырга» земельного налога с земельного участка, принадлежащего кооперативу на праве общей долевой собственности, площадью 24292000 кв.м. с кадастровым номером 04:02:000000:18, в результате занижения налоговой базы.

Наличие у СППК «Ынырга» обязанности по уплате земельного налога в отношении спорного земельного участка в указанной сумме налоговый орган обосновывает сведениями, содержащимися в кадастровой выписке о земельном участке от 08.06.2010 № 0402/203/10-951. Согласно данной выписке правообладателем земельного участка с кадастровым номером 04:02:000000:18 с местоположением: Республика Алтай, Чойский район, площадью 24292000 кв.м., кадастровой стоимостью 24534920 руб., является СППК «Ынырга». Данный земельный участок принадлежит кооперативу на праве общей долевой собственности. Размер доли - 1.

Суд оценил доводы кооператива о незаконности решения Инспекции в оспариваемой части и считает их обоснованными.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Как указано в
пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Судом установлено, что Постановлением администрации Чойского района Республики Алтай от 01.12.1992 № 221 акционерному обществу крестьянских хозяйств «Ынырга» (далее – АО КХ «Ынырга») предоставлена земля в коллективную-долевую собственность в размере бесплатного земельного пая (на землях Ыныргинской фермы: пашни 1091 га, сенокосов 649 га, пастбищ 853 га). При этом данное Постановление в материалы дела не представлено. Список граждан – участников общедолевой собственности АО КХ «Ынырга» на земельные участки из сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения совхоза «Ыныргинский» включал 184 участника.

На основании решения Чойского районного Совета народных депутатов от 12.11.1992 № 206 АО «Ынырга» было выдано свидетельство № 115 на право бессрочного (постоянного) пользования землями сельскохозяйственного назначения площадью 2618,0 га, в том числе в аренду 26,0 га.

Из материалов дела следует, что АО КХ «Ынырга» являлось правообладателем нескольких земельных участков, предоставленных ему в постоянное (бессрочное) пользование в результате приватизации совхоза «Ыныргинский».

Кроме того, на основании постановления администрации Чойского района от 09.08.1995 № 163 АО КХ «Ынырга» было выдано свидетельство на право собственности на землю серии
РФ-II-2-6-1 № 954405, согласно которому АО КХ «Ынырга» приобретает право общей долевой собственности на земельный участок площадью 2014 га.

Постановлением администрации Чойского района Республики Алтай от 15.01.1999 № 9 АО КХ «Ынырга» перерегистрировано в СППК «Ынырга». В число пайщиков СППК «Ынырга» вошло 63 участника АО КХ «Ынырга».

Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, на основании которых налоговым органом был исчислен земельный налог, оспариваемый заявителем по настоящему делу, земельный участок с кадастровым номером 04:02:000000:18 принадлежит СППК «Ынырга» на праве общей долевой собственности. Вместе с тем граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Исходя их этого, суд считает недоказанным, что земельный участок с кадастровым номером 04:02:000000:18 может являться объектом налогообложения.

Суд считает несостоятельными ссылки Инспекции на указание в кадастровой выписке СППК «Ынырга» в качестве единственного правообладателя в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 04:02:000000:18.

Согласно статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность).

С учетом этого, понятие общей долевой собственности на объект предполагает наличие у данного объекта нескольких собственников с конкретными долями. Иначе это противоречит самому определению общей долевой собственности.

Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 04:02:000000:18 не может находиться в общей долевой собственности у единственного лица – СППК «Ынырга».

Исходя из статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним» (далее – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

На основании пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

С учетом названных норм суд считает, что свидетельство серии РФ-II-2-6-1 № 954405 на право общей долевой собственности АО «Ынырга» не является документом, удостоверяющим право АО КХ «Ынырга» на землю. Указанное свидетельство выдано Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Чойского района 03.06.1999, т.е. после вступления в законную силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Следовательно, на основании данного документа у АО КХ «Ынырга», а затем у СППК «Ынырга» не возникло право общей долевой собственности на указанный в нем земельный участок.

Суд также учитывает, что Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.10.2002 № 293 «О мерах по устранению недостатков, допущенных при приватизации земель сельскохозяйственного назначения, и при реализации прав граждан на землю» администрацией Чойского района Республики Алтай в Постановление № 221 от 01.12.1992 внесено изменение, а именно, дополнено списками собственников земельных долей по совхозам района. Земельная доля по совхозу «Ыныргинский» была определена в размере 8,5 га на каждого человека.

Судом установлено, что на момент проведения налоговой проверки пайщиками СППК «Ынырга» являлись 26 человек. Члены СППК «Ынырга» являлись участниками АО КХ «Ынырга» и совхоза «Ыныргинский».

Из материалов дела следует, что СППК «Ынырга» является правопреемником АО КХ «Ынырга», которое в свою очередь является правопреемником совхоза «Ыныргинский», созданного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизаций предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

В соответствии со статьей 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.

При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно (статья 8 названного Закона).

Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 и разработанного на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (далее - Указ от 27.10.1993 № 1767) установлено, что правоустанавливающим документом в отношении земельной доли следует считать свидетельство о праве собственности на землю, зарегистрированное в регистрационной (поземельной) книге.

В пункте 5 Указа от 27.10.1993 № 1767 в редакции, действовавшей до 25.01.1999, установлено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Собственники земельных долей (паев) без согласия других сособственников имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (далее - Указ от 07.03.1996 № 337) собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; продать земельную долю; подарить земельную долю; обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.

В материалах дела отсутствуют сведения об оформлении пайщиками СППК «Ынырга» (собственниками земельных долей) и бывшими членами совхоза «Ыныргинский» права собственности в установленном законом порядке на земельные участки, приходящиеся на часть их владения в общей долевой собственности, сведения об отказе пайщиков от права на свои доли в пользу СППК «Ынырга», сведения о передаче долей в пользование кооператива.

С учетом этого суд делает вывод о том, что перечисленные в постановлении администрации Чойского района № 293 от 17.10.2002 физические лица – бывшие работники совхоза «Ыныргинский» до настоящего времени не утратили право на выделение своей доли из земельного участка с кадастровым номером 04:02:000000:18 и оформлении прав на свои доли.

Суд считает, что принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») и неполучение пайщиками свидетельств о праве собственности на земельную долю также не повлекло утраты гражданами приобретенного ими права собственности на долю в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок.

Статьей 15 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу этого Федерального закона, является долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Проанализировав содержание указанных документов, суд приходит к выводу о том, что в отношении спорного земельного участка, принадлежащего членам кооператива на праве общей долевой собственности, налогоплательщиком должен признаваться каждый из собственников этого земельного участка в отношении своей доли.

Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности, установлены статьей 392 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в силу приведенных норм законодательства СППК «Ынырга» не является плательщиком земельного налога в отношении земельных долей, принадлежащих членам кооператива, в связи с чем, отсутствуют основания для доначисления ему земельного налога в сумме 65866 руб. как единственному собственнику земельного участка с кадастровым номером 04:02:000000:18.

Таким образом, налоговым органом неправомерно доначислен кооперативу земельный налог в сумме 65866 руб., а также неправомерно начислены пени за неуплату земельного налога в размере 12431 руб. 95 коп., поскольку СППК «Ынырга» не может являться единственным собственником земельного участка с кадастровым номером 04:02:000000:18 и не является таковым.

Суд оценил довод заявителя о неправомерности начисления штрафных санкций за неуплату земельного налога в сумме 1317 руб. и считает его частично обоснованным.

Как следует из материалов дела, СППК «Ынырга» привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) земельного налога с земельного участка с кадастровым номером 04:02:000000:18 в сумме 65866 руб. в виде штрафа в сумме 1297 руб. 70 коп.

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В связи с тем, что вывод Инспекции о неполной уплате земельного налога в сумме 65866 руб. является неправомерным, суд делает вывод об отсутствии оснований для привлечения СППК «Ынырга» к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в сумме 1297 руб. 70 коп. При этом суд принимает доводы Инспекции о том, что штрафные санкции в сумме 1317 руб. начислены за неуплату земельного налога по всем земельным участкам, а штраф за неуплату земельного налога по спорному земельному участку составляет 1297 руб. 70 коп. С учетом этого, требование в части штрафных санкций в размере 19 руб. 30 коп., начисленных на недоимку по земельному налогу по иным земельным участкам кооператива, удовлетворению не подлежит.

Таким образом, Решение инспекции № 16 от 30.11.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 65866 руб., начисления пени за неуплату земельного налога в сумме 12431 руб. 95 коп. и штрафа в сумме 1297 руб. 70 коп., не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы СППК «Ынырга», а потому подлежит признанию недействительным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины на Инспекцию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать недействительным Решение № 16 от 30.11.2010 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Алтай (ИНН: 0407005725; ОГРН: 1040400610205, место нахождения: 649140, Республика Алтай, с. Турочак, ул. Советская, 126а) о привлечении сельскохозяйственного производственного перерабатывающего кооператива «Ынырга» (ИНН: 0409000144; ОГРН: 1030400607830, место нахождения: 649000, Республика Алтай, Чойский район, с. Ынырга) к налоговой ответственности, в части определения недоимки по земельному налогу в сумме 65866 (шестьдесят пять тысяч восемьсот шестьдесят шесть) руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 12431 (двенадцать тысяч четыреста тридцать один) руб. 95 коп. и штрафа в сумме 1297 (одна тысяча двести девяносто семь) руб. 70 коп. по земельному участку с кадастровым номером 04:02:000000:18.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Алтай (ИНН: 0407005725; ОГРН: 1040400610205, место нахождения: 649140, Республика Алтай, с. Турочак, ул. Советская, 126а) в пользу сельскохозяйственного производственного перерабатывающего кооператива «Ынырга» (ИНН: 0409000144; ОГРН: 1030400607830, место нахождения: 649000, Республика Алтай, Чойский район, с. Ынырга) судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Кулакова