Судебная практика

Постановление апелляции от 2010-07-01 №А32-2836/2010. По делу А32-2836/2010. Российская Федерация.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-2836/2010

01 июля 2010 г. 15АП-5794/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2010 г.



Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Н.

судей Захаровой Л.А., Золотухиной С.И.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару

на Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 апреля 2010 года по делу № А32-2836/2010,

принятое судьей Бабаевой О.В.,

по иску общества с ограниченной ответственностью “Краснодар-Ритейл“

к ответчику - Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару



о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару от 16 ноября 2009 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица – общества с ограниченной ответственностью “Краснодар-Ритейл“ в связи с его ликвидацией по решению единственного учредителя (участника) общества,

Установил:

общество с ограниченной ответственностью “Краснодар-Ритейл“ (далее – общество, ООО “Краснодар-Ритейл“) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару (далее – инспекция, ИФНС № 4 по г. Краснодару) о признании недействительным решения ИФНС № 4 по г. Краснодару от 16 ноября 20009 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица – ООО “Краснодар-Ритейл“ в связи с его ликвидацией по решению единственного учредителя (участника) общества.

Требования мотивированы тем, что процедура ликвидации общества проведена с соблюдением норм гражданского законодательства (статьи 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации). По результатам проведенной ликвидации в регистрационный орган представлен весь необходимый пакет документов, представление которого предусмотрено статьей 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129 –ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Почтовое отправление с пакетом документов, в числе которого находился оригинал ликвидационного баланса по состоянию на 28 октября 2009 года, направлен в регистрационный орган с соблюдением требований статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Несмотря на данное обстоятельство, 14 декабря 2009 года инспекцией принято Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. В качестве основания отказа указано непредставление ликвидационного баланса.

Решением суда от 12 апреля 2010 года заявление ООО “Краснодар-Ритейл“ удовлетворено. Признано недействительным Решение Инспекции ФНС России № 4 по городу Краснодару от 16 ноября 2009 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица – ООО “Краснодар-Ритейл“ в связи с его ликвидацией по решению единого учредителя (участника) общества.

Принимая Решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом в адрес инспекции в порядке, определенном статьей 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», направлен пакет документов, необходимый для регистрации ликвидации юридического лица, соответствующий требованиям статьи 21 вышеуказанного Федерального закона. Данный пакет документов получен ИФНС № 4 по г. Краснодару, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Следовательно, у инспекции отсутствуют правовые основания для отказа в регистрации ликвидации юридического лица. Кроме того, суд первой инстанции указал, что представленный в инспекцию ликвидационный баланс соответствует требованиям статей 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Не согласившись с указанными выводами, Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару обжаловала Решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить, отказав в удовлетворении заявленных ООО “Краснодар-Ритейл“ требований.

Апелляционная жалоба мотивирована следующим:

в нарушение требований статьи 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в числе документов, необходимых для регистрации ликвидации юридического лица, не представлен ликвидационный баланс;

представленный обществом баланс не утвержден учредителем, что свидетельствует о его несоответствии требованиям, предъявляемым статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации; Решение № 10 от 28 октября 2009 года об утверждении ликвидационного баланса общества не содержит указания на то, какой именно баланс утвержден, из баланса также не следует, что он утвержден названным Решением.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО “Краснодар-Ритейл“ указало, что статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливает строго определенных форм решений и способов утверждения ликвидационного баланса. Представленный в инспекцию ликвидационный баланс утвержден Решением единственного участника ООО “Краснодар-Ритейл“ № 10 от 28 октября 2009 года, о чем непосредственно в балансе имеется указание. Кроме того, представленный ранее промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный аналогичным образом, принят инспекцией, сведения о его составлении внесены 02 сентября 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2092311064657. Следовательно, действия инспекции по отказу регистрации ликвидации юридического лица неправомерны.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем у суда имеются почтовые уведомления №№ 344002 26 51568 0, 344002 26 51567 3, а также почтовое отправление № 344002 26 51566 6, возвращенное по причине истечения срока хранения. Инспекция и общество ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 29 апреля 2009 года единственным участником общества - компанией с ограниченной ответственностью “Кафэрэас Девелопмент Лимитед“ (в лице Ф.И.О. (доверенность от 20 декабря 2006 года (т. л.д. 153-158)) принято Решение № 8 о добровольной ликвидации общества, о назначении Ф.И.О. ликвидатором общества, об утверждении плана ликвидации общества (т. 1 л.д. 8), о чем 12 мая 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2092311036409, о назначении ликвидатора общества за государственным регистрационным номером 20923110364.

30 апреля 2009 года в инспекцию обществом представлено сообщение о ликвидации общества (форма № С-09-4) (л.д. 10-11).

13 мая 2009 года в Вестнике государственной регистрации (№18 (223) 2009 -л.д. 9) размещено объявление о ликвидации общества (л.д. 9), в котором указан срок предъявления кредиторами требований, адрес предъявления требований.

14 августа 2009 года, по окончании срока предъявления кредиторами требований, единственным участником общества утвержден промежуточный ликвидационный баланс - Решение № 9 от 14 августа 2009 года (л.д. 12). В приложении к промежуточному ликвидационному балансу указано, что вся имеющаяся у общества кредиторская задолженность погашена полностью.

02 сентября 2009 года на основании предоставленных обществом документов (Решение № 9 от 14.08.2009, промежуточного ликвидационного баланса от 14.08.2009), инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении обществом промежуточного ликвидационного баланса за государственным регистрационным номером 2092311064657.

28 октября 2009 года Решением единственного учредителя (участника) общества № 10 утвержден ликвидационный баланс общества (л.д. 14).

02 ноября 2009 года для государственной регистрации ликвидации общества ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (л.д. 18) заявитель направил в адрес инспекции следующие документы: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией (форма № Р16001); Решение единственного участника общества № 10 от 28 октября 2009 года об утверждении ликвидационного баланса общества (л.д. 14); ликвидационный баланс от 28 октября 2009 года на 2-х листах, прошитый, пронумерованный, подписанный Ликвидатором (л.д. 15-16); документ, подтверждающий представление обществом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; платежное поручение об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации общества.

07 ноября 2009 года вышеуказанные документы получены инспекцией, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления (л.д. 19-20).

14 декабря 2009 ликвидатором общества в ИФНС № 4 по г. Краснодару получено Решение, датированное 16 ноября 2009 года, об отказе в государственной регистрации юридического лица, в связи с отсутствием в пакете представленных на государственную регистрацию документов - ликвидационного баланса.

Считая указанное Решение не законным и подлежащим отмене по причине представления всех необходимых документов, общество обратилось с Арбитражный суд Краснодарского края за защитой нарушенных прав.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая Решение, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа в регистрации ликвидации юридического лица. Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод обоснованным в силу следующего.

Пунктом 2 статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими Решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются нормами, закрепленными в Федеральном законе от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации).

Статьей 21 ФЗ «О государственной регистрации» предусмотрено, что для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляется пакет документов, в числе которого должен быть ликвидационный баланс.

В силу статьи 22 указанного выше закона документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Из материалов арбитражного дела следует, что обществом выполнены требования по представлению документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации юридического лица. В числе указанных документов представлен также ликвидационный баланс.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом апеллянта о том, что регистрация ликвидации юридического лица не проведена по причине не представления ликвидационного баланса.

В обоснование правомерности своих действий в апелляционной жалобе инспекция приводит следующий довод: ликвидационный баланс общества не может считаться представленным, поскольку он не утвержден учредителем по причине отсутствия в решении единственного учредителя № 10 от 28 октября 2009 года указания на то, какой именно баланс утверждается; из представленного баланса также не следует, что он был утвержден Решением единственного учредителя № 10 от 28 октября 2009 года.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом в связи со следующими обстоятельствами.

Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, в части положений о ликвидации юридического лица, ни нормы Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержат в себе обязательных предписаний на предмет порядка оформления решения об утверждении ликвидационного баланса. В представленном в материалы дела решении № 10 единственного участника общества с ограниченной ответственностью “Краснодар-Ритейл“ от 28 октября 2009 года указано на утверждение ликвидационного баланса общества. В ликвидационном балансе общества с ограниченной ответственностью “Краснодар-Ритейл“ от 28 октября 2009 года содержится указание на то, что он утвержден Решением № 10 от 28 октября 2009 года. Изложенное позволяет с достоверностью установить взаимосвязь данных документов, поскольку они имеют взаимную ссылку друг на друга.

Кроме того, инспекцией, на которой лежит обязанность доказывания в силу части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Решением № 10 от 28 октября 2009 года мог быть утвержден иной ликвидационный баланс общества, чем баланс от 28 октября 2009 года.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из содержания статей 180 и 259 АПК РФ следует, что Решение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечению месячного срока, в течение этого же срока лица, участвующие в деле, наделены правом на его обжалование в суд апелляционной инстанции. Немедленно вступают в законную силу лишь решения, принятые Высшим арбитражным судом, а также решения, принятые по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Указание законодателя, содержащиеся в статье 201 АПК РФ, о немедленности исполнения решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц не может расцениваться, как указание на их немедленное вступление в законную силу и невозможность обжалования в апелляционном порядке. Данная норма направлена на устранение нарушение законных прав и интересов граждан и юридических лиц в предпринимательской сфере в максимально сжатые сроки. При этом немедленное исполнение Решение суда первой инстанции не создает препятствий государственному органу для обращения в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой на Решение, признавшие их действия, решения незаконными.

При таких обстоятельствах изложенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы общества не могут быть приняты во внимание.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

В силу статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, выступая истцами и ответчиками по делу, в связи с чем вопрос о расходах по уплате государственной пошлины не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 апреля 2010 года по делу № А32-2836/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС № 4 по г. Краснодару – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий Н.Н. Иванова

Судьи Л.А. Захарова

С.И. Золотухина