Судебная практика

Решение от 2010-06-30 №А24-2220/2010. По делу А24-2220/2010. Камчатский край.

Решение

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2220/2010

30 июня 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2010 года

Полный текст решения изготовлен 30 июня 2010 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимат Ф.И.О. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя



не явились;

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

не явились

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимат Ф.И.О. (далее - предприниматель) на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.

При таких обстоятельствах суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей, лиц, участвующих в деле, на основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд полагает, что заявление о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимат Ф.И.О. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Левко Николай Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивиду Ф.И.О. государственный регистрационный номер 304414135500020).



Оказание услуг по перевозке пассажиров на коммерческой основе подлежит обязательному лицензированию в соответствии с пунктом 62 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Предприниматель осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии от 28.06.2005 № АСС 41 101389.

Как следует из материалов дела, с 11 мая 2010 года по 20 мая 2010 года начальником Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Пуртовым *.*. проведена плановая проверка лицензиата.

В ходе проведенной проверки административным органом выявлены следующие нарушения:

техническое обслуживание и ремонт транспортного средства не соответствует пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункту 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, пункту 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 № 15, а именно: отсутствуют договор на техническое обслуживание и ремонт транспортного средства, документальное подтверждение о прохождении и график ТО-1 и ТО-2, не ведется журнал учета неисправностей;

предпринимателем не пройдено повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом в соответствии с требованиями раздела 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75;

отсутствуют руководящие нормативно-правовые документы, действующие в сфере автомобильного транспорта и необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения, в нарушение пункта 2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 20.05.2010 № 142.

20.05.2010 врио заместителя начальника Управления автодорожного надзора по Камчатскому краю Тарасовой *.*. составлен протокол об административном правонарушении № 71 об административном правонарушении, за которое частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий.

В соответствии с подпунктом 6.4.7 пункта 6.4 Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12 августа 2009 г. № ВП-924фс) Управление осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В данный перечень включены начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор, старший государственный инспектор, государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.

С учетом вышеизложенного суд считает, что протокол об административном правонарушении от 20.05.2010 № 71 составлен полномочным должностным лицом.

В соответствии со статьями 2, 6, 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиатом обязательно выполнение требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензионные требования и условия осуществления перевозок пассажиров определены Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании).

В силу подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Статья 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1). Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (пункт 4).

Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров. В соответствии с подпунктом 3.2 данного Положения владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утв. приказом Минтранс Российской Федерации от 09.03.1995 № 27) установлено, что организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (пункт 4.2); обеспечивать учет неисправностей транспортных средств и их устранения (пункт 4.4).

Согласно пункту 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автотранспорте, утвержденных Приказом Минтранса от 30.03.1994 № 15 владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.

Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20.09.1984 (далее – Положение о техническом обслуживании и ремонте), установлены характер, периодичность и объемы работ по ремонту и техническому обслуживания транспортных средств.

Пунктом 2.4 Положения о техническом обслуживании и ремонте установлено, что техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО).

ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду (п. 2.6 Положение о техническом обслуживании и ремонте).

Доказательства, подтверждающие проведение технического обслуживания и ремонта транспортного средства предпринимателем при проведении проверки и в суд не представлены.

Пунктом 1 приказа Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (далее – Приказ № 75) предусмотрено, что специалисты юридических лиц в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Из акта проверки лицензиата № 142 следует, что предпринимателем не пройдено повышение квалификации по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации.

Согласно лицензии № АСС 41 101389 предприниматель осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с 28.06.2005, таким образом, пятилетний срок, установленный Приказом № 75 для повышения квалификации истекает 27.06.2010. Доказательства истечения такового срока в протоколе об административном правонарушении не содержатся.

В соответствии с подпунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами.

В данном случае в протоколе от 20.05.2010 об административном правонарушении отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, не указано, какие именно и где отсутствовали нормативно-правовые документы.

Согласно положениям статей 65 и 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Поскольку именно протокол об административном правонарушении является необходимым основанием для привлечения к административной ответственности и именно он в силу закона предоставляет лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ряд гарантий защиты прав, он должен быть оформлен в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением, а именно: не прохождение повышения квалификации, а также отсутствие необходимых нормативно-правовых документов, что в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность в виде взыскания штрафа с должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Согласно Примечанию к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Учитывая, что диспозиция части 3 статьи 14.1 КоАП предполагает, что для привлечения к административной ответственности достаточно совершения одного правонарушения, суд признал установленным факт осуществления предпринимательской деятельности Левко *.*. с нарушением требований и условий, определенных Положением о лицензировании.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд считает, что имеются все основания для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая, что отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют, суд считает возможным назначить административное наказание в минимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

привлечь индивидуального предпринимат Ф.И.О. имеющгосударственный регистрационный номер 30441413550020, проживающего по адресу: г. Елизово, ул. Нагорная, 22 кв. 30, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

УФК по Камчатскому краю (Управление госавтодорнадзора по Камчатскому краю) Счет 40101810100000010001 ИНН 4101008042 ОКАТО 30401000000 БИК 043002001 КБК 10611690040040000140 ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья *.*. Иванушкина